Социальная диагностика/ применение ее методов в социальной работе
Социальная диагностика является непременным элементом любого технологического цикла, даже самого простейшего. Диагностика обычно предшествует другим технологическим процедурам социальной работы. Социальная диагностика — это процесс исследования социального объекта, явления путем распознавания и изучения причинно-следственных связей, отношений, характеризующих его состояние и тенденции развития. Цель диагностики заключается в проникновении в сущность конкретных социальных проблем, присущих объекту или явлению, и их описание в системе показателей (норм, нормативов, ориентиров диагностируемой сферы жизнедеятельности).
Как способ не только индивидуального, но и комплексного накопления социологических знаний диагностика вошла в исследовательскую практику на рубеже XIX—XX вв. По мнению специалистов, сам термин “социальная диагностика” утвердился в конце 20-х — начале 30-х гг.
Будучи технологической процедурой, социальная диагностика включает в себя определенные этапы. В имеющейся научной и учебной литературе приводятся различные варианты выполнения процесса диагностики. Наиболее общий из них, как нам представляется, приведен в толковом словаре “Социальные технологии” (1995). Здесь Дана модель ведения социальной диагностики, состоящая из трех основных этапов. Первый — предварительное ознакомление с объектом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор показателей методик; второй — измерение и анализ показателей; третий — построение выводов, заключение по диагнозу.
Отдельные исследователи самостоятельными этапами ведения социальной диагностики выделяют проведение общей и специальной диагностики. Общая диагностика предполагает выделение и анализ наиболее важных проблем исследуемого явления, а частная диагностика нацелена на распознание и анализ частных, более узких проблем диагностируемого явления.
При принятии управленческих решений целесообразно придерживаться определенной структуры социальной диагностики. Ряд исследователей в такую структуру включает следующие основные элементы: оценку состояния социального объекта на основе заранее определенного набора показателей (статистических данных, балльных экспертных оценок, средств косвенного замера и др.); определение эталонного или нормативного состояния социального объекта; соотношение эталонного и реального состояния социального объекта с последующей подготовкой управленческих решений.
Наряду с практическими предписаниями, рекомендациями социальный диагноз может содержать и теоретические выводы. Рекомендации, скорректированные с учетом конкретной ситуации, имеющихся ресурсов и возможностей, являются серьезным обоснованием для принятия соответствующих решений, применения новых моделей поведения, проведения определенных коррекционных действий и других мер.
Эффективное ведение социальной диагностики предполагает соблюдение ее важнейших принципов. Под ними нужно понимать строго определенные исходные положения, соблюдение которых является целесообразным и даже необходимым условием получения достоверных результатов исследования. К таким принципам диагностики обычно относят: объективность, принцип комплексного анализа, причинно-следственную обусловленность и ДР-
Способами, специальными приемами ведения социальной диагностики являются методы. Они, образно ГОВОРЯ) оживляют технологические компоненты диагностики. разнообразие ее методов зависит от специфики диагностируемого социального явления, поставленных целей и задач исследования.
Систему методов социальной диагностики условно можно подразделить на две основные группы: методы проведения диагностического исследования и методы анализа диагностической информации, определения приоритетности проблем. Методы первой группы позволяют получить наиболее достоверную информацию о явлении, объекте исследования. К их числу относятся следующие методы: сбор первичной информации, ознакомление с документальными и статистическими материалами; диагностическая беседа; наблюдение; интервью; анкетирование; тестирование и др.
На самом начальном этапе ведения диагностики целесообразно использовать метод сбора первичной информации, ознакомиться с имеющимися документами и статистическими материалами. Исследуя то или иное социальное явление, важно изучить соответствующие нормативные документы, справки, отчеты. Если социальным объектом выступает, например, ребенок, находящийся в специализированном реабилитационном учреждении (приюте), то сбор информации о нем начинается буквально сразу же. В первую карантинную неделю его проживания здесь проводится первичное обследование. Собирается информация, необходимая для характеристики социального статуса ребенка: когда, кем и откуда доставлен, что известно о его родителях, родственниках, где воспитывался ранее, какой класс и какой школы посещал, есть ли прописка. Тогда же специалисты по социальной работе проверяют наличие и характер документов, составляющих личное дело ребенка: справка о рождении, медкарта, справка о прописке, табель или справка из школы, которую он посещал и др. Первичная информация о ребенке включает в себя данные оперативного медицинского освидетельствования и психологического обследования. Освидетельствование отражает общефизическое развитие ребенка, состояние его нервной системы, результаты лабораторного обследования. Первичное психологическое исследование позволяет дать оценку эмоционально-психической сферы ребенка, определить его тип нервной системы, выявить особенности поведенческих реакций на стресс, сохранность интеллекта и др.
В ряде случаев сбор первичной информации о социальном явлении обязательно сопровождается ознакомлением и со статистическими материалами. В частности, это делается при диагностическом исследовании проблем занятости, ситуации на рынке труда, процессов демографической направленности и др.
Распространенным методом социальной диагностики является беседа. Ее обследовательский, клинический характер позволяет получить достоверную информацию, уточнить некоторые предположения и восстановить более широкий контекст происхождения симптомов. Вопросы, которые может задать специалист по социальной работе, выступая в ходе беседы с ребенком в роли психодиагноста, могут быть самые разнообразные. Воспроизведем их, учитывая технологическую значимость умело организованной диагностической беседы: 1) Грызет ногти? 2) Сосет палец? 3) Отсутствует аппетит? 4) Разборчив в еде? 5) Засыпает медленно и с трудом? 6) Спит спокойно? 7) Встает бодро и охотно? 8) Жалуется на боли в голове? 9) Жалуется на боли в животе? 10) Бывает часто рвота? 11) Бывает часто головокружение? 12) Заикается? 13) Чрезмерно потеет? 14) Краснеет, бледнеет? 15) Легко пугается? 16) Часто дрожит от возбуждения и волнения? 17) Часто плачет? 18) Часто моргает? 19) Дергает рукой? Плечом? 20) Недержание мочи, кала (днем или ночью)? 21) Бывают припадки злости? 22) Играет с какой-либо частью тела? 23) Боится за свое здоровье? 24) Бывает ли у него побуждение постоянно и целенаправленно что-нибудь делать? 25) Бывает ли так, что замечтается, и мысль его где-то далеко? 26) Не умеет сосредоточиться ни на чем? 27) Имеется что-нибудь, что для него всегда особенно важно? 28) Имеются ли у него заботы? Какие? 29) Он очень тревожен? 30) Старается быть всегда тихим? 31) Боится темноты? 32) Часто видит фантастические предметы? 33) Боится одиночества? 34) Боится животных? Каких? 35) Боится чужих людей? 36) Боится шума? 37) Боится неудачи? В чем? 38) У него бывает чувство стыда, позора или виновности? 39) У него бывает чувство своей ущербности, неполноценности? 40) Лжет как-нибудь? Когда и как? 41) Выдумывает о себе неправдивые истории? 42) Как заботится о своей внешности? 43) Как соблюдает порядок в своих вещах? И т. п. (Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997. С. 67—68). Выбор вопросов для диагностической беседы осуществляется специалистами по социальной работе или социальным психологом с учетом их практики и опыта проведения такого исследования. Важно при этом учитывать и результаты наблюдения за поведением ребенка, и другие ситуативные особенности.
Особым методом проведения диагностического исследования да и вообще профессиональным атрибутом общения специалиста по социальной работе является наблюдение. Оно позволяет получить значительную информацию о клиенте, о его психологических особенностях, оценке им конкретной ситуации, его отношении к окружающим и др. Поведенческая реакция диагностируемого отслеживается специалистом в журнале наблюдения.
В ряде случаев для получения более достоверной информации специалисту необходимо регулярно и довольно продолжительное время наблюдать за своим подопечным. Внешне незаметный и системный характер наблюдения позволяет снизить влияние фактора сознательной самопрезентабельности исследуемого. Такая самопрезентация наблюдается тогда, когда специалист по социальной работе отслеживает словесную (вербальную) информацию клиента. В этом случае он очень часто стремится подать себя, выглядеть лучше и проявить наиболее привлекательные стороны своего характера. Черты демонстративности могут скрыть реальный образ человека. И специалисту необходимо учитывать это, задаваясь вопросами: “Является ли он сейчас самим собой? Всегда ли он такой?” Без осмысления этого специалист может оказаться в “плену артистизма своего подопечного” и не получить достоверной информации в ходе такого “наблюдения”. В меньшей мере подвержена заданная несловесная информация о наблюдаемом клиенте. Эту невербальную информацию специалист воспринимает через движения, жесты, мимику и пантомиму, тембр голоса и темп речи. Наблюдая, например, за деятельностью ребенка, находящегося в реабилитационном учреждении, следует особое внимание обратить на такие показатели: общий фон настроения; контактность; эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение, замечания и требования; реакция на трудности и неуспехи при выполнении заданий. Совместно с логопедом специалист по социальной работе в ходе наблюдения за речью, а в ряде случаев и за письменными работами исследуемых, получает данные о развитии речевой сферы детей.
Свои особенности имеет технология системного и комплексного наблюдения за детьми и подростками в условиях реабилитационного центра. В одной из публикаций на страницах журнала “Семья в России” (1997 г.) показана специфика такого комплексного диагностического наблюдения. При работе с малышами социальный педагог или специалист по социальной работе должен оценить:
сформированность представлений у детей об окружающем мире; сформированность речевой сферы; общий уровень умственного развития, понятливость; навыки общения со взрослыми и сверстниками; особенности игровой и учебной деятельности, наличие положительных ориентации, результативность деятельности; проявление навыков произвольного внимания и деятельности; отношение к указаниям взрослых; умение правильно оценивать свои поступки и поступки других; степень сформулированности двигательных навыков и умений, двигательной активности; положительные и отрицательные черты индивидуальности. Специалистам же, ведущим комплексное и системное наблюдение за подростками, следует учитывать следующие особенности этого процесса: выявлять наличие мотивации к обучению и трудовой деятельности, самообслуживанию; определять уровень их общей осведомленности, способность к обучению, овладению новыми навыками; подмечать способность правильно оценивать свои поступки и поступки других, а также реагирование на поощрения и наказания; наблюдать за характером их отношений со взрослыми, сверстниками, за уровнем общительности, открытости, выявлять индивидуальные их склонности, способности, навыки самообслуживания, проявления внешней культуры поведения, особенности сексуального поведения; наблюдать за отношением подростков к нормам морали, права, к курению, употреблению алкоголя, других токсичных средств; подмечать сильные и слабые стороны индивидуальности. Сопоставляя данные наблюдения с другими методами диагностики, специалисты составляют соответствующие программы социальной реабилитации.
Осуществляя системное наблюдение за детьми, имеющими трудности в познавательной деятельности, за дезадаптированными подростками, специалисты нередко отмечают двигательную расторможенность или гипердинамический синдром, который проявляется в том, что ребенок беспокоен, неусидчив, импульсивен. По мнению психологов, это может быть симптомом семейного алкоголизма или педагогической запущенности ребенка.
С методом наблюдения соприкасаются и такие методы диагностики, как интервью, анкетирование, тестирование. Специалист может проводить наблюдение во время интервью, а также, когда ждет ответы на вопросы анкеты или тестового задания. Интервью позволяет получить дополнительную диагностическую информацию о социальном объекте, например о трудном подростке, выявляя мнение о нем учителей-предметников, тренера спортивной школы и др. Выделяют два типа интервью: свободное и формализованное. При свободном типе специалист не оказывает большого влияния на направленность беседы, а лишь изредка задает интервьюируемому наводящие вопросы. В ходе формализованного интервью роль проводящего его специалиста значительно активнее. В данном случае интервьюируемый лишь отвечает на его вопросы.
Диагностический метод анкетирования предназначен для выявления мнений и конкретных фактов у большого круга лиц. При проведении анкетирования необходимо, по меньшей мере, учитывать следующие требования: должна быть сформулирована понятным языком цель исследования; сами вопросы анкеты должны быть короткими и простыми, по возможности предвидящими однозначные ответы <да” или “нет”; вопросы должны быть расположены в логическом порядке; целесообразно анкетные вопросы группировать для облегчения дальнейшей обработки информации и др.
Диагностический тест, будучи пробным заданием, определенным испытанием для диагностируемых, нацелен на получение более углубленной информации с помощью вопросов, проективных рисунков, геометрических фигур и других исследовательских материалов, разработанных и апробированных специалистами. Существуют тесты, которые позволяют определить уровень тревожности лица, степень его общительности и коммуникабельности, возможности стрессоустойчивости. Все это важно учитывать тем, кто работает с людьми и особенно социальным работникам и специалистам по социальной работе, которые каждодневно имеют дело с людьми, нуждающимися в особом внимании, заботе, терпимом и деликатном отношении к себе.
Широко применяется диагностическое тестирование для выявления индивидуальных особенностей детей и подростков, определения их отношения к людям, своему прошлому, настоящему. Необходимость в применении этого метода диагностики усиливается при работе с воспитанниками детских домов, приютов, реабилитационных центров, где дети имеют проблемы в процессе своей социализации. Для диагностики особенностей познавательной и эмоциональной сфер детей до пяти лет, как правило, используются следующие тестовые методики: задания с кубиками, выявляющие умение производить сравнение трехмерных моделей и устанавливать идентичность; задания с соотнесением предметов, которые выявляют способность осуществлять систему целесообразных действий, обнаруживать и исправлять ошибки; задания с картинками, изображающими различные геометрические фигуры или предметы, что позволяет выявить способность детей различать форму и цвет фигур, определять функциональное назначение предметов, понимать количественные соотношения и др. Одним из таких проектно-графических тестов является гештальттест Бендер, разработанный еще в 1938 г. Материал теста состоит из девяти геометрических фигур, которые ребенок должен перерисовать в определенной последовательности. Результатом тестирования является балльная оценка уровня развития пространственных представлений ребенка по определенным параметрам. Оценка каждой фигуры и сумма оценок имеют свои возрастные нормы. Тест позволяет определить не только уровень развития пространственных представлений ребенка, но и признаки эмоциональных нарушений.
Уровень интеллектуального развития детей старше пяти лет позволяет определить тест Векслера. С его помощью можно получить индекс общего интеллекта, который объединяет показатели вербального и невербального развития ребенка. Первый показатель определяет уровень словесно-логического развития ребенка, а второй — степень владения им различными практическими навыками. Анализ результатов теста Векслера позволяет рассмотреть индивидуальный профиль ребенка. Сравнение вербального и невербального интеллекта указывает на возможность изменения существующего положения. Как считают специалисты, если вербальный интеллект отстает от практического, то чаще всего речь идет о педагогической запущенности. В этом случае необходима коррекционная работа. Если эти показатели равны, то частичное улучшение положения возможно на основе компенсации одного интеллекта другим. Если же вербальный интеллект превышает невербальный, то, по мнению М. О. Олехнович, говорить о заметном улучшении результатов ребенка не приходится. Однако не следует и абсолютизировать результаты тестирования. Как признают сами психологи, если ребенок был тревожен или негативно относился к тестированию, данные о его интеллектуальном развитии не вполне достоверны. Но, с другой стороны, нерационально и изначально предвзято относиться к тестированию, ограничивая тем самым возможности по оказанию своевременной помощи ребенку, по проведению необходимой коррекционной работы.
При проведении диагностического тестирования с ребятами старшего дошкольного и младшего школьного возраста целесообразно использовать и такие проектные тестовые методики, как “Рисунок семьи”, “Автопортрет”, “Дом, дерево, человек”. Эти методики ориентированы на такую возрастную категорию, у которой по вполне естественным причинам еще недостаточно развиты способности словесно выражать свои переживания. Как отмечают некоторые исследователи этой проблемы (А. Д. Кошелева, Л. С. Алексеева и др.), если ребенок при проведении тестового задания отказался от выполнения рисунка семьи или, начав работу, прервал ее в связи со слишком сильной тревогой, связанной с семьей, родителями, можно использовать такие широко известные тестовые методики, как “Автопортрет”, “Дом, дерево, человек”, “Несуществующее животное”. С помощью этих тестов трудно определить характер взаимоотношений в семье, но можно получить представление о самооценке ребенка, его внутреннем мире, типе общения, отношений с окружающими.
В системе комплексной психодиагностики используется практика создания батареи тестов. Тестовая батарея должна быть узкоспециализированной, но разносторонней, учитывающей реальное психическое состояние тестируемого. При подборе батареи тестов (оптимально — четыре-пять тестов) психологи рекомендуют использовать вначале несколько наименее трудоемких диагностических методик, соответствующих целеполагающей задаче данного тестирования и позволяющих его повторное проведение. После детального анализа полученных данных и изучения результатов тестирования составляется итоговое заключение по конкретному диагностическому тестированию, использованию тестовой батареи.
После проведения диагностического исследования необходимо приступить к анализу диагностической информации, а в ряде случаев и к определению приоритетных проблем. Данная технологическая процедура диагностики имеет свои методы. К их числу специалисты относят:
метод классификации; метод корреляции; метод сравнительного анализа проблем; метод контент-анализа; экспертные методы парных и множественных сравнений, ранжирования альтернатив; метод дифференциации и др.
Обычно анализ диагностических данных начинается с их классификации. Для этого необходимо установить критерии их упорядоченности и фиксации. Классификационными критериями могут быть: принадлежность к конкретной категории лиц, нуждающихся в социальной помощи с учетом возраста, пола, семейного положения, занятости, социального статуса; характер социального явления с учетом его продолжительности, времени активного проявления и стабильного развития, основных тенденций развития, а также причин и последствий. Все эти классификационные критерии вполне применимы, например, для анализа диагностических данных, собранных на основе исследования проблем безработицы, беспризорности, безнадзорности и др.
Использование метода корреляции предполагает выявление взаимной связи, взаимного влияния проявлений, факторов, индивидуальных особенностей, установленных во время проведения диагностики. Этот метод позволяет выяснить характер и степень взаимовлияния между исследуемыми событиями, явлениями, особенностями поведения. А без такого корреляционного анализа крайне затруднительно бывает определить, какова причина и в чем следствие того или иного явления, поведения, конфликтной ситуации. Так, непросто иногда бывает установить: является ли семейное неблагополучие, проблемный характер межличностных отношений в семье следствием финансово-экономических затруднений, или наоборот.
Метод сравнительного анализа проблем часто используется специалистами, когда остаются неясными причины определенных явлений, обнаруженных в ходе проведения социальной диагностики. Например, в российском провинциальном городе проводилось диагностическое исследование в нескольких детских домах. В одном из них была выявлена тенденция явного роста числа побегов его воспитанников. Сбор первичной информации, диагностические беседы с детьми, интервью с воспитателями и специалистами не позволили выявить основную причину такого поведения ребят. Тогда был использован метод сравнительного анализа проблем. По разным аспектам (что, кто, когда, где, в какой степени) диагносты выяснили разницу между данным детским учреждением, где существует проблема, и другим, таким же или очень похожим на него детским домом, где такой проблемы не существует. В ходе сравнения удалось прояснить первопричины проблемы. Они заключались в чрезмерно жестком внутреннем режиме в данном учреждении и наличии скрытого неформального лидера, активно формировавшего определенные настроения в коллективе воспитанников, но оказавшегося вне влияния специалистов детдома.
К методу сравнительного анализа проблем близок и метод контент-анализа, который также основан на сравнительном сопоставлении. Только в данном случае речь идет о проведении сравнительного подсчета смысловых единиц. Такими смысловыми единицами могут быть высказывания воспитателей, школьных учителей, дневниковые записи подростков, их сочинения, стихи, рисунки и даже письма.
Экспертные методы исследования диагностической информации предполагают привлечение к проведению диагностического анализа широкого круга специалистов, включая аналитиков из смежных областей деятельности. Например, диагностика уровня психического здоровья детей, их интеллектуального статуса может включать в себя материалы экспертных заключений психотерапевтов и психиатров. Для проведения педагогического консилиума по поводу поведения и учебы подростка в реабилитационном учреждении очень полезными могут быть заключения экспертов — узкопрофильных врачей. В практике работы территориальных служб социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов используются экспертные заключения юристов-консультантов, психотерапевтов и др.
Использование экспертных методов особенно целесообразно тогда, когда дополнительную диагностическо-аналитическую информацию больше негде получить. В социономической практике следует отдавать предпочтение тем экспертам, которые непосредственно связаны с исследуемым объектом или явлением.
В случае получения в ходе диагностики нескольких возможных вариантов решения конкретной социальной проблемы могут применяться такие экспертные методы, как парных и множественных сравнений, ранжирования альтернатив. Метод парных сравнений предполагает, что эксперту последовательно предъявляют пары альтернативных решений. Он после их изучения предлагает для каждой пары соответствующие варианты решений, которые затем ранжируются по степени предпочтительности для принятия решения. При наличии значительного количества возможных вариантов решения социальной проблемы можно использовать и экспертный метод множественных сравнений. В этом случае экспертам последовательно предъявляются тройки, четверки и т. д. альтернативных вариантов (проектов) решения, а они отдают предпочтение одному из вариантов. Метод ранжирования альтернатив предполагает предоставление эксперту всего многообразия вариантов решения проблемы, полученных в ходе диагностического исследования, а он ранжирует их по степени наибольшей предпочтительности и называет наиболее крайние по содержанию варианты, которые исключаются. Затем оставшиеся варианты вновь ранжируются и эксперт опять исключает крайние варианты. Так продолжается до получения определенного варианта. Конечно, перечисленные выше методы использования экспертных оценок во многом субъективны и содержат элемент условности. Поэтому целесообразно их рассматривать комплексно, наряду с другими методами анализа диагностической информации.
Наряду с экспертными методами анализа диагностических данных на определение приоритетов проблем нацелены метод дифференциации, а также его разновидности применительно к решению управленческих задач. Метод дифференциации предполагает проведение условного расчленения полученных в ходе диагностики результатов. А затем — осмысление и анализ отдельных, отдифференцированных компонентов (элементов) исследуемого явления. В практике управленческого консультирования используются такие методы определения приоритетных проблем на основе дифференцирования, как метод “дерева целей” и метод “графа проблем”. Сущность метода “дерева целей” заключается в логическом разделении совокупности целей, что означает расчленение целей системы более высокого порядка на цели системы более низкого порядка. В результате такого расчленения аналитики получают, образно говоря, “дерево целей”, которое показывает связи между целями разных порядков. Таким образом, можно выстроить разноуровневую модель, в вершине которой глобальная цель, а ниже расположены ярусы целей, подцелей и целей следующего уровня. Метод “графа проблем” предполагает построение матрицы — графического изображения в виде круга, таблично-схематических данных, которые помогают определить приоритетность решения проблем. В перспективе эти диагностико-управленческие методы могут быть адаптированы для решения сложных и многоцелевых социономических задач.
Особенностью процесса технологизации социальной диагностики является его нацеленность на результативность данной процедуры. В связи с этим целесообразно соблюдать комплексный подход, а для уточнения данных использовать повторно отдельные диагностические методы. Например, при проведении диагностики детей и подростков в условиях детских домов, реабилитационных центров, социальных приютов важно обеспечить комплексность исследования. Сбор первичной информации о ребенке и изучение соответствующего документального материала должны дополняться диагностической беседой, системным наблюдением. Причем эффективны беседы специалистов с подопечными в несколько этапов. Такое повторное собеседование позволяет уточнить и конкретизировать оценку специалиста, лучше прояснить мотивы поведения ребенка. Системное наблюдение, осуществляемое на профессиональном уровне, должно сопровождаться обязательной фиксацией специалистами или воспитателями поведенческих реакций подопечных в журнале наблюдения.
Процедура комплексной диагностики детей и подростков в специализированных социальных учреждениях должна включать в себя целенаправленное исследование их психологического статуса. А для этого недостаточно проведения диагностических бесед и системного наблюдения. Должны быть подключены и такие диагностические методы, как тестирование и интервью-собеседование. С детьми целесообразно использовать преимущественно проективные тестовые методики (тесты “Дерево”, “Семья”, “Несуществующее животное”). Для детей среднего школьного возраста и подростков можно использовать и различные тесты вербальной направленности. Что касается интервью-собеседований, то их следует проводить со школьными учителями и прежде всего классными руководителями, а также с имеющимися у детей родителями. Такие собеседования очень ценны для получения диагностической информации о социальном статусе ребенка. При этом нужно учитывать, что родители детей, содержащихся в специальных социальных учреждениях, в большинстве случаев уклоняются от собеседований со специалистами. По данным М. Г. Хоменко, в конце 90-х гг. в центрах социальной реабилитации несовершеннолетних Нижегородской области специалистам по социальной работе лишь в 20% случаев удавалось убедить родителей в необходимости подобных встреч-собеседований.
При анализе данных комплексного диагностического исследования специалистам следует их умело интерпретировать. В частности, следует исходить из того, что результат может быть не вполне достоверен из-за индивидуальности и разнообразия функционирования механизмов психической деятельности. Как уже отмечалось, если ребенок был встревожен или явно настороженно, негативно отнесся к процедуре тестирования, то нельзя оценивать его результаты как вполне достоверные. Один и тот же механизм психической деятельности может на практике, в условиях проведения диагностики иметь совершенно разное диагностическое значение. Так, чувство заниженной самооценки, неполноценности у одного человека может проявляться в пассивности, в замедленности реакции, в малой общительности, в тихом голосе, а у другого, напротив, в намеренной крикливости и хвастливости, являющимися своего рода компенсационными проявлениями. Все это еще раз свидетельствует о необходимости профессионального подхода к ведению социальной диагностики и анализу данных, полученных в ходе ее проведения.
В заключение следует отметить, что социальная диагностика является одним из начальных и очень ответственных этапов в общей системе технологизации социальной работы. Ведь от обоснованности и достоверности диагностических данных, умения их верно интерпретировать зависит эффективность последующей профилактической и коррекционно-реабилитационной работы. Своевременно и правильно поставленный диагноз — это уже начало процесса социальной помощи и социального оздоровления.