Социальная защита интересов женщин

Социальное положение женщин в России

Российские женщины сталкиваются сегодня со множеством самых разнообразных проблем: падение рождаемости, нестабильность семьи, высокий процент разводов, растущее число неполных и бездетных семей, малодетность, приобретающая массовый характер. Другая группа проблем касается социально-психической и духовной сферы, возможностей самореализации женщин: чувство неудовлетворенности своим социальным положением, “феминизация” бедности, “женская” безработица, проблемы, связанные с деформацией женского самосознания.

Повышение цен, коммерциализация отдельных видов услуг, предоставляемых населению учреждениями социальной сферы, системой детских дошкольных учреждений, дефицит продуктов детского питания привели к резкому возрастанию нагрузок на женщин в быту.

На территории РФ на 1.01.98 г. проживало 77,75 млн. женщин, что составило 53% от общей численности населения. Первое место в структуре причин смертности женщин трудоспособного возраста по-прежнему занимают несчастные случаи, отравления и травмы. Они вызвали гибель почти трети умерших женщин. Возрастающие физические и психологические нагрузки, снижение жизненного уровня, недостатки в лечебно-профилактической работе, неудовлетворительное состояние охраны труда женщин приводят к ухудшению состояния их здоровья, затрудняет реализацию репродуктивной функции, часто оказывает негативное влияние на здоровье их детей Брачно-семейные отношения характеризуются ростом рождаемости детей вне зарегистрированного брака (в 1997 г. – 25% общего числа родившихся). Заработная плата женщин по-прежнему почти на треть ниже, чем у мужчин. Женщины фактически вытеснены из активной политической жизни, из структур власти, отстранены от участия в разработке стратегии развития… В последнее время в обществе усилилось жестокое обращение и насилие в отношении женщин.

Государственная политика в отношении женщин складывается из трех компонентов:

  1. компенсация их объективно сложного положения на рынке труда (с учетом огромной важности для общества других функций, выполняемых женщиной за пределами этого рынка, прежде всего заботы о детях и обеспечения нормальной ситуации в семье, позволяющей мужчине трудиться с полной отдачей);
  2. борьба с дискриминацией женщин по причине предубеждений;
  3. объективная неконкурентоспособность женщин на рынке труда.

Основные причины низкой конкурентоспособности женщин:

  • на протяжении десятилетий женщины объективно больше зависели от системы социальных гарантий;
  • женщины исторически были привязаны к отраслям и секторам, сильнее всего зависевшим от государственного патернализма, непропорционально большая доля женщин традиционно была занята на рабочих местах с преобладанием неспециализированного или рутинного труда. В то же время именно те секторы экономики, которые наиболее органично и естественно способны поглощать женскую рабочую силу (информационный, сектор услуг и т.п.) традиционно были “неприоритетными”;
  • на рынке труда женщины менее склонны к профессиональной мобильности, стремятся больше к социальному комфорту на рабочем месте, чем к профессиональной самореализации и достижениям;
  • у женщин значительно сильнее, чем у мужчин, формальное образование (по диплому) не соответствует реальной квалификации и профессии, а реальные специальности не соответствуют фактическим потребностям на рынке труда;
  • женщины испытывают “двойную занятость” – на производстве и в семье;
  • в обществе существуют серьезные предубеждения относительно “должного” и “возможного” места женщины.

На устранение или смягчение этих факторов и должны быть направлены меры государственной политики. В современных условиях предпочтительны такие меры, которые будут не только помогать женщинам, но одновременно содействовать общему прогрессу экономики. Это, прежде всего, развитие секторов информационного обслуживания, деловых услуг, сферы бытовых услуг, мелкого бизнеса и предпринимательства.

В числе особо актуальных мер – расширение профессионального переобучения и переподготовки женщин в соответствии с требованиями рынка. Практикуется создание клубов для женщин по профессиональным интересам. Неоценимую роль могли бы сыграть женские организации и ассоциации, которые реально помогают женщинам приспособиться к новым условиям. Для тех женщин, кто предпочитает работать по найму нужны специализированные программы переподготовки, учитывающие не только общие особенности женской психологии и поведения на рынке труда, но и конкретный социально-психологический тип женщин и их установки по отношению к работе. Особые программы, видимо, потребуются для женщин с маленькими детьми.

Необходимо разработать достаточно надежные тесты профессиональных возможностей и квалификации и законодательно обеспечить повсеместное использование этих тестов при приеме на работу. Эти тесты должны, с одной стороны, разрушить предубеждения о принципиальной неспособности женщин выполнять те или иные работы, с другой – уменьшить опасения работодателей, позволив им выбирать действительно компетентных и профессионально пригодных работников. Зато отказ в работе женщине, успешно прошедшей такие тесты. Уже может служить основанием для обвинения в дискриминации, что послужит социальной гарантией действительно компетентным работникам.

Весьма сложный и деликатный вопрос – охрана труда. Необходимо. Видимо, не охранять труд женщин, а добиваться нормальных условий труда на производстве в целом, а средства предприятий, направленные на улучшение условий труда рассматривать как средства на развитие предприятия, которые не должны облагаться налогом на прибыль. Целесообразно внедрение различных форм нефинансовой поддержки работающим семьям.

Женское движение в России

Понятие “женский вопрос” по своему содержанию широкое. Оно охватывает социальное положение женщин во всех сферах общественной жизни, и прежде всего в экономике и политике, проблемы их дискриминации, организации действий в защиту своего правового и фактического равноправия.

Поиски социального равенства женщин и мужчин шли через отвоевание прав – на труд рядом с мужчинами (которые длительное время препятствовали приему женщин на работу, опасаясь конкуренции), на образование (доступ к высшему образованию женщины получили в Европе только в конце 19 в.), на участие в выборах (суфражистки в начале 20 в. полагали, что это автоматически откроет женщинам доступ к институтам власти). Отправным пунктом решения “женского вопроса” в нашей стране следует считать 1918 г., когда принцип равенства женщин и мужчин во всех сферах жизни – гражданских и юридических правах, труде, образовании, семейной жизни – был не только провозглашен, но и закреплен в первой Конституции Советского государства, ряде других политических актов и законов. Уже в 1918 г. проходит первый Всероссийский съезд женщин – работниц и крестьянок, тогда же создаются женотделы, которые ведут культурную, воспитательную и организационную работу среди женщин. Развивается женская периодическая печать. Традиционные взгляды в обществе на отношения между полами стали изменяться. В значительной степени это было обусловлено тем, что женщины приобретали экономическую самостоятельность, правовую независимость, получали равное с мужчинами образование.

Однако первоначально демократическая социальная политика в отношении женщин постепенно трансформировалась. В 1934 г. под предлогом, что в большинстве центральных районов страны решена женская проблема, была свернута и затем прекращена особая работа среди женщин. Коллективизация и индустриализация, осуществляемая экстенсивными методами, требовала новых дешевых рабочих рук. Женщины вынуждены были идти на тяжелую, малооплачиваемую, непрестижную работу. Таким образом “право на труд” явилось не средством обретения экономической независимости, а дополнительным механизмом эксплуатации, добавившим к традиционным семейным обязанностям женщины еще и трудовые. Итог социальных трансформаций в России состоит в том, что фактически женщин лишили многих социальных завоеваний. И сегодня общество использует силы и потенциал женщин на производстве, в семье. В общественной жизни, не особенно заботясь о том, что оно дает ей в первую очередь. Таким образом, нарушаются важнейшие положения Конституции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 г. и вступившей в силу в сентябре 1981 г. Главные идеи, положенные в основу Конвенции, сводятся к следующему:

  • полное развитие страны, благосостояния всего мира и дело мира требуют максимального участия женщин наравне во всех областях жизни;
  • для достижения полного равноправия и равных возможностей между полами необходимо изменить традиционные роли как женщин, так и мужчин и в обществе, и в семье;

Для международного наблюдения за выполнением принятых на себя государствами обязательств был учрежден специальный Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин.

Постановлением №913 (1992 г.) Правительство РФ создало в составе Министерства социальной защиты населения России департамент проблем семьи, женщин и детей. Это министерство имеет разветвленную структуру органов управления, во многих из которых уже образованы подразделения по работе с семьей и детьми. Учитывая, что проблемы улучшения положения женщин должны решаться по межведомственным каналам, Правительство РФ рассматривает вопрос о создании соответствующих структурных подразделений в Министерстве экономики, Федеральной службы занятости для взаимодействия с уже имеющимися подразделениями в Минздраве, Минобразовании и Министерстве труда и социального развития.

На IV Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 4-15 сентября 1995 г.) был принят ряд важных документов. Это прежде всего, правительственные постановления:

“О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации” (8.01.96 г.), “О Межведомственной комиссии по вопросам улучшения положения женщин” (17.05.96 г). Президентские указы:

“О национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года” (18.06.96 г.), “О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ” (30.06.96 г.)Эти документы направлены на охрану прав женщин во всех сферах их жизнедеятельности.

Все большую роль в женском движении начинают играть женские неправительственные организации. 3.03.97 г. в Москве представители ряда ряда общественных организаций поставили свои подписи под Хартией женской солидарности. В основе Хартии – идеи конструктивного сотрудничества женских организаций, преодоление разобщенности в женском движении. Можно говорить, что социальное партнерство между государственными структурами и общественными организациями – реальный факт. Это прозвучало и на последнем заседании Комиссии по вопросам положения женщин, образованной в соответствии с Постановлением Правительства №6 от 18.01.96 г.

Тем не менее существующие формы взаимодействия органов исполнительной власти с общественными организациями окончательно еще не оформились в определенную систему социального партнерства, не отработан и механизм этого взаимодействия. Требуются определенные поправки в законах об общественных и некоммерческих организациях, обобщение сложившегося опыта такой работы в регионах.

Для решения этих проблем по предложению Минтруда России, согласованному с Минфином России, в мае 1998 г. в Москве прошла Всероссийская конференция по положению женщин “Женщины и развитие: права, реальность, перспективы”. На этот счет вышло специальное Распоряжение Правительства РФ (№1509 – Р от 22.09.97 г.).

Волгоградский областной Союз женщин организует свою работу на основании следующих программ: “За выживание”, “Демократия для всех”, “Благотворительность и милосердие”, “Женщина. Духовность. Культура”. Открыта общественная приемная для женщин, духовно-нравственные школы для девочек “Славянка” действуют во многих районах области, ведется активная работа по поддержке семей и женщин, решивших открыть собственное дело, оказываются бесплатные консультативные услуги. В Центральном районе функционирует кризисный центр для женщин, попавшим в экстремальные условия.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *