Социализация
Социализация — приобщение человека к социальной жизни, В этом процессе человек получает статусную позицию и ролевой набор. Культура в ее главных чертах не наследуется генетически, а передается из поколения в поколение через социализацию.
Социализация заключается в усвоении индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющей ему становиться личностью, способной функционировать в данном обществе. Социализация включает как целенаправленное воздействие (воспитание), так и спонтанные влияния — это длительный, активный процесс, продолжающийся от рождения человека до его смерти. Адаптационная функция социализации позволяет людям реализовывать свои потребности, возможности, способности, вступать во взаимоотношения с другими членами общества, социальными группами, институтами, организациями и обществом в целом. С другой стороны, социализация определяет стабильность самого общества, обеспечивая необходимую преемственность в его развитии.
Социализация личности осуществляется в основном на базе группового опыта. Характер и тип ее определяются культурой общества. В демократическом обществе социализация и по форме, и по содержанию носит гуманистический характер. Для тоталитарных режимов характерно игнорирование прав и свобод личности, ее индивидуальности, культ власти, беспрекословное подчинение ей.
Социализация включает несколько специфических стадий: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивно социализация происходит в детстве и юности. Первыми агентами социализации, как правило, являются родители. На стадии детства механизм социализации состоит из имитации и идентификации.
Имитация — это осознанная попытка ребенка подражать определенной модели поведения родителей, родственников, сверстников, друзей и т.д. Имитация позволяет формирующейся личности усваивать специфические элементы культуры, особые знания, навыки, традиции, обряды и т.д. Идентификация означает внутреннее освоение ценностей, являясь процессом научения. Это способ усвоения ребенком поведения людей из его социального окружения, их социальных установок и ценностей как своих собственных.
На этапе детства растет не только число агентов социализации, но последовательно меняются программа и содержание их деятельности в сторону усложнения. Помимо социализирующей роли семьи усиливается влияние воспитательных заведений, школы, средств массовой информации.
Чрезвычайно сложно проходит юношеский этап социализации (13—19 лет). Особенностью этого периода является возникновение параллельных систем ценностей и взглядов на мир, которые несут разные агенты социализации — родители, учителя, сверстники и т.д. Для стадии юности характерно стремление получить определенный социальный статус и играть свою социальную роль.
Социализация в зрелом возрасте идет обычно по восходящей линии. Но именно на этом этапе могут возникать кризисы, срывы, крушения планов и надежд как в силу субъективных обстоятельств, так и независимо от воли и устремлений личности, например во времена общественного кризиса или серьезных исторических перемен. Кризисная ситуация требует серьезных переоценок, изменения жизненных планов и прогнозов. Появляется потребность в ресоциализации. Это интенсивный процесс усвоения личностью новых знаний, ценностей, ролей, навыков. Идет быстрая ломка социальных шаблонов и стереотипов.
На этапе старости наступает завершающий период социализации обычно в связи с выходом на пенсию. Часто из-за ослабления здоровья и психофизических возможностей социализация приобретает пассивную форму. Резкое понижение социального статуса, сокращение набора социальных ролей в связи с выходом на пенсию, потерей здоровья создают ощущение одиночества, духовного вакуума. Эта возрастная группа требует особого внимания социальных работников в плане оказания помощи и психологической поддержки. Социализация играет огромную роль как в жизни общества, так и личности. От успешного осуществления этого процесса зависит, насколько личность сможет реализовать свои способности и задатки, приобрести социальную зрелость, быть полезной обществу и создать для себя благоприятные условия жизнедеятельности. Для общества успех процесса социализации обеспечивает воспроизводство общественной жизни, самого социума.
Недостатки в системе социализации порождают конфликты поколений, что ведет к дезорганизации социальной жизни, распаду общества, утрате его культуры и целостности. Общество не может полноценно функционировать, если социальные ценности и нормы не усваиваются его членами.
Сбои в системе социализации объясняются многими факторами объективного и субъективного порядка. Существует зависимость между неудачами в социализации и психическими заболеваниями. Неудача или успех социализации могут зависеть от методов, применяемых для ее осуществления. Наличие таких отрицательных явлений, как злоупотребление властью, насилие, ханжество, лицемерие, демагогия, вызывают протест против общественных требований (нонконформизм). На каждой стадии жизни индивидов возникают кризисы и потрясения. Способность личности к их преодолению зависит от социологических характеристик.
Существующие в обществе имущественные, социальные, этнические, религиозные различия накладывают серьезный отпечаток на процесс социализации. Влияние социальных различий превышает влияние общекультурных факторов.
Дети, выросшие в бедных и неблагополучных семьях, дискриминированных по расовому или национальному признаку, часто держатся изолированными группами, с недоверием относятся к властям, социальным работникам, отличаются девиантным поведением. Любое проявление социальной несправедливости ведет к срыву адаптационных механизмов социализации. Социальное неблагополучие может порождать и другой результат неудавшейся социализации, связанный с низкой самооценкой личности, излишним конформизмом, социальной пассивностью.
Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Девиантное поведение — это чаще всего попытка уйти от решения сложных проблем, жизненных невзгод, преодолеть внутренние комплексы и т. д.
Особую роль в социализации играют социальные нормы, служащие моделями должного поведения людей. Нормы, выступая в качестве шаблонов деятельности, являются социальными регуляторами. Они обеспечивают необходимое единообразие деятельности, без которого невозможно сотрудничество людей. Структурно-социальная норма содержит гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза заключает в себе сведения о том, кому и при каких обстоятельствах адресуется норма. Диспозиция представляет конкретное требование к определенному виду деятельности. Санкция несет информацию о поощрении или наказании за соблюдение или нарушение нормы. Социальные нормы различаются по назначению и содержанию. Они делятся на организационно-технические, технологические, политические, правовые, моральные, эстетические, религиозные и др.
В обществе социальные нормы выступают в качестве моделей деятельности по реализации потребностей и интересов. В ходе социализации человек овладевает нормативными представлениями о потребностях. Только руководствуясь социальными нормами, человек способен сотрудничать с другими людьми. Обществу необходима нормативная регуляция потребностей. Процесс реализации потребностей далеко не всегда соответствует нормам, что в свою очередь не обеспечивает адаптационный механизм социализации.
Диспропорция между нормой и потребностью — основательная причина отклоняющегося поведения.
В кризисные периоды у значительной части людей недостаточно удовлетворяются самые элементарные потребности в пище, одежде, жилье. Эти потребности становятся самодовлеющими. Противоречие между потребностью и нормой становится источником социальных конфликтов, агрессии, преступности, аморального поведения. Выход общества из кризисной ситуации, восстановление нормальной системы социальных связей, обеспечивает выполнение человеком основных общественных функций, необходимых каждой личности и обществу в целом.