Социальное страхование
Одна из основных черт рыночных отношений — наличие развитых систем социальной защиты граждан: социального страхования и социальной помощи. При этом главным институтом защиты человека является социальное страхование.
В период социально-экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными субъектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению и решению задач в области организации социального страхования рыночного типа. В этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а также новых концептуальных подходов и формирующейся законодательной базы.
В государствах с социально ориентированной экономикой развиты системы социальной защиты граждан, двумя основными составляющими которых являются социальная помощь и социальное страхование. Программы социальной помощи предназначены для адресной, избирательной поддержки наиболее социально уязвимых групп населения. Такие программы финансируются преимущественно за счет бюджетных средств различных уровней и носят компенсационный характер. Как правило, система социальной помощи является институтом попечительства, вспомоществования и вытекающими отсюда особенностями прямого государственного управления.
Декларация о правах человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, определила права каждого на социальную защиту с помощью социального страхования как при наступлении социальных рисков» так и во всех остальных случаях потери средств к существованию по причинам, не зависящим от человека.
Состояние экономики обусловливает вероятность возникновения социальных рисков для трудящихся, опасность для них оказаться в тяжелом материальном положении, а направленность социальной политики влияет на организацию социальной защиты, в частности, социального страхования. Этим определяется тесная взаимосвязь экономики, социальной политики и социального страхования [Роик В.Д., 1994]. Переход к рыночной экономике существенно меняет социально-экономическую среду. В общественное сознание возвращается понятие «социальный риск» — вероятность материальной необеспеченности трудящихся вследствие потери возможности участвовать в экономическом процессе. Причины и факторы социального риска зачастую носят объективный характер: утрата заработка в случае временной нетрудоспособности, профессиональных заболеваний, утрата нетрудоспособности из-за несчастного случая, риск безработицы и тд. — не зависят или мало зависят от возможностей значительного количества людей.
Социальное страхование распространяется прежде всего на активное, занятое население и финансируется за его счет, а также за счет работодателей. Оно основывается на анализе различных социальных рисков потери дохода или заработка лицами наемного труда и тщательном статиститческом учете.
Социальные риски существовали и при прежней модели хозяйственной деятельности, но в значительно меньших размерах. Централизованно-плановая социалистическая система стандартизировала, минимизировала, но обеспечивала определенные условия общественной жизнедеятельности, в том числе несла ответственность и за социальные риски.
С развитием многообразных форм собственности сфера государственного обеспечения и его возможности сокращаются, т.е. с переходом к рыночному хозяйствованию неизбежно меняется модель распределительных отношений. Для социального страхования это имеет принципиальный характер. В таких условиях возникает необходимость в создании механизмов и форм социальной защиты, адекватных новым социально-экономическим условиям. В основу формирующейся системы социальной защиты должны быть положены страховые методы, суть которых сводится к распределению материальной ответственности по компенсации и минимизации социальных рисков на максимально возможное число участников, придание этому виду защиты организованной взаимопомощи и самоуправления.
Система социального страхования хоть и медленно, но начинает меняться. На смену единой государственной форме социального страхования приходит разветвленная система автономных внебюджетных видов социального страхования:
пенсионного, социального, медицинского, занятости.
Необходимо отметить, что социальное страхование — это один из важнейших механизмов регулирования социально-трудовой сферы. В последние годы резко понизился уровень социальной защиты населения, отчетливо обозначилась неготовность системы погасить и компенсировать неминуемые издержки структурной перестройки, резко ухудшается демографическая ситуация, растет заболеваемость, увеличиваются масштабы маршнализации в обществе. В этих условиях нет четкого понимания роли социального страхования не только у населения, но и у многих специалистов.
В связи с организацией подготовки в России специалистов новой для нашего общества профессии — социальных работников, нам представляется принципиально важным обучение их основам социального страхования. Через короткое время значительное количество отечественных дипломированных специалистов по социальной работе будет участвовать в обеспечении процесса регулирования взаимоотношений между основными социальными субъектами — работниками, предпринимателями, государством: оказывать помощь нетрудоспособным гражданам в их материальном обеспечении и социальном обслуживании по старости, нетрудоспособности, необходимости оказания помощи семьям с детьми и т.д. Другая группа проблем, связанных с участием специалистов по социальной работе в их разрешении, сопряжена с необходимостью знания форм предупреждения и компенсации потерь от непредвиденных неблагоприятных факторов как финансовой сущности страхового процесса.
Нынешняя система социального страхования в России еще не является страховой по своей сути и выполняет, в основном, функцию социального обеспечения. Размер страховых взносов не увязан с уровнем социального и профессионального рисков, с объемом прав и гарантий страхователей и застрахованных.
Объективной основой социального страхования является уровень экономического развития государства. А субъективной предпосылкой его развития многие авторы называют уровень общественного сознания в целом и, прежде всего, основных социальных субъектов — трудящихся, предпринимателей и государства. Происходящие реформы ведут и к существенным изменениям в сфере социального страхования. В автономные внебюджетные фонды выделились системы пенсионного обеспечения, социального страхования, медицинского страхования, занятости. Идет активный процесс разработки нормативно-правовой базы, упорядочения финансовой сферы социального страхования.
При дальнейшем формировании в обществе рыночных отношений в области организации социального страхования в ближайший период предстоит дать объективную оценку, анализ уровня и факторов риска для различных категорий работников или отдельных профессиональных групп, справедливо распределить ответственность за отдельные виды социального риска между субъектами социально-трудовых отношений. При этом предстоит усвоить основные рыночные установки [Роик В.Д.,1994]:
— собственную ответственность гражданина за создание условий своей жизни, что выражается в обязательных взносах работников в различные виды страхования;
— существование различных видов социального страхования и разветвленной социальной инфраструктуры, позволяющих обеспечить широкий выбор услуг застрахованным и возможность выбора страховой организации;
построение страховых систем по профессиональному признаку, что позволяет максимально учитывать природу социальных рисков, обеспечивать точный расчет финансовых средств и не допускать скрытого их перераспределения;
— осуществление социального страхования по возможности страховыми учреждениями, которые не находятся в непосредственном ведении государства, развитие механизмов самоуправления;
— тесную увязку форм, объема услуг и финансирования отдельных видов социального страхования, широкое информирование общественности об исполнении бюджета и
расходах.
Исходя из понимания места и роли социальной работы как профессиональной деятельности во взаимоотношениях между социальными субъектами и в оказании личностной помощи нуждающимся, нам представляется важным и необходимым для специалистов по социальной работе глубокое овладение знаниями в области теории и практики социального страхования.