Технологии группового решения проблем в социальном управлении
Каждый специалист по социальной работе одновременно является социальным менеджером, организуя людей, объединения и учреждения, перестраивая те или иные социальные связи. Масштаб этой деятельности может быть различным: от содействия в трансформации структуры личности клиента до управления цельной социальной сферой. Характер управления в области реализации технологий социальной работы также представляет собой разнообразное поле деятельности, которая осуществляется с несколькими уровнями подсистем. Можно упомянуть самым кратким образом, что это как минимум подсистема социальной службы (управление и/или взаимодействие с кадрами учреждений социального обслуживания) и подсистема клиентского уровня (индивид, семья или группа, которая участвует во взаимодействии). Причем как сам социальный работник, так и указанные подсистемы имеют активную, деятельную и сознательную природу; их деятельность и поведение многогранны, а причины тех или иных поступков неоднозначны.
Поэтому система социальной работы по своей типологии приближается скорее не к машинным, а к организменным системам, в которых элементы взаимообусловлены, а их развитие активно и нелинейно. Это повышает сложность управления такой системой и потребность в адекватных технологиях, способных привлечь интеллектуальный и организационный потенциал всех сотрудников. Одним из наиболее эффективных средств для решения организационно-управленческих задач является технология группового решения проблем . Она включает в себя восемь этапов, или процедур:
1. Диагностика задачи предполагает выявление источников и причины возникновения задачи, степени ее разрешимости;
2. Анализ ситуации, выявление субъективных представлений о ней, описание ее компонентов, временных и организационных границ, сравнение реальной ситуации с желательной, выделение круга лиц, вовлеченных в нее, определение своего места в ситуации;
3. Формулирование проблем, в первую очередь, перспективных, то есть связанных не столько с преодоление недостатков, сколько с реализацией благоприятных возможностей, заложенных в ситуации;
4. На основании выведенного прогноза дается определение целей как образа желаемых результатов, которых необходимо достичь для решения поставленной задачи;
5. Нахождение решений задачи как способов достижения поставленных целей и разрешения проблем;
6. Разработка проекта, включающего в себя систему взаимосвязанных решений;
7. Формирование программ реализации проекта, определение последовательности скоординированных практических действий всех лиц и других агентов, участвующих в разрешении ситуации и «пусковых механизмов» программ, утверждение плана деятельности;
8. Практическое осуществление программы, предполагающее пошаговый контроль и постоянное ситуативное уточнение.
Поскольку состояние изменяемого социального объекта никогда не может оказаться идеальным, не нуждающимся в дальнейшем улучшении, то, после окончания реализации определенной программы производится анализ полученных итогов и тон ситуации, какой она стала в результате проведенного акта социального проектирования. Соответственно, данный этап, завершающий одну ступень деятельности, будет одновременно и начальным этапом для следующей ступени социального проектирования, в ходе которого будут реализоваться задачи, вытекающие из первого проектирования, либо другие, которые будут обусловлены конкретной ситуацией. Цикл таким образом повторится снова. Решения, выработанные с применением данной технологии, оказываются как правило глубже и обоснованнее других, выработанных традиционными способами или с использованием отдельных элементов данной системы. Отличием таких управленческих решений является новизна, оригинальность, выдвижение альтернатив, оптимальность привлекаемых средств и эффективность полученных результатов.