Истоки кризиса пенсионной системы в российской федерации

Состояние действующей системы пенсионного обеспечения в РФ представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем в период перехода к рыночным отношениям.

В 1993 г. на пенсии было израсходовано 9,7 трлн рублей. По существу, каждый четвертый рубль поступает в Пенсионный фонд РФ. И вместе с тем есть основания утверждать, что в настоящее время практически для всех граждан России выход на пенсию по старости стал огромным стрессовым фактором с серьезными экономическими, социальными и психологическими проблемами. Для преобладающего большинства пенсионеров по старости продолжение трудовой деятельности вызвано материальными соображениями.

1. Вне всякого сомнения, основные причины пенсионного кризиса — экономические: наблюдается низкий уровень абсолютных и относительных размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов — 29% фонда оплаты труда. Особенно наглядно низкий уровень пенсионного обеспечения обнаруживается при рассмотрении соотношения между минимальным размером пенсии и прожиточным минимумом нетрудоспособного населения. С 1992 г. это соотношение неуклонно падает. В 1992 г. минимальная пенсия составляла 84,6% прожиточного минимума. В 1993 г. она составляла уже 78,5%, а в 1994 г. — 66,6%, в марте 1995 г. — всего лишь 45%; 9% пенсионеров по старости находятся на грани физического выживания.

2. Произошло практически полное уравнивание пенсий по старости, заработная плата перестала играть сколько-нибудь заметную роль при исчислении пенсий. Для минимальной пенсии достаточно получать 30 — 35% средней заработной платы, а для максимальной — 55 — 65% средней заработной платы в стране. Максимальная пенсия только на 14% выше, чем средняя пенсия по старости.

3. Основным показателем экономического кризиса в стране является снижение доли заработной платы в общей структуре доходов населения: в 1992 г. она составляла около 70%, в 1994 г. она снизилась до 46%, а в 1995 г. — до 37%.

4. Наблюдается разрушение производственного пространства и как следствие — сокращение работников, оплачивающих взносы в Пенсионный фонд. В 1991 г. в народном хозяйстве работало 75,8 млн человек; в 1994 г. — 69,4 млн человек, а в 1995 г. -68,6 млн человек.

5. Неблагоприятное соотношение численности плательщиков взносов на пенсионное обеспечение и пенсионеров обусловливается рядом особенностей российской пенсионной системы:

  • относительно низким пенсионным возрастом;
  • высокой долей пенсионеров-льготников;
  • возможностью получения пенсии при продолжении трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста;
  • притоком пенсионеров из республик бывшего СССР.

В результате этого соотношение экономически активного населения и пенсионеров составило 1,8 :1, т.е. всего лишь 1,8 работающих содержат одного пенсионера, в то время как в странах с развитой рыночной экономикой это соотношение имеет вид (2,2 — 2,4): 1.

6. Демографическая ситуация однозначно свидетельствует о значительном постарении населения России, и процесс этот пока невозможно остановить. По данным микропереписи 1994 г., за последние 5 лет рост относительного числа лиц старше трудоспособного возраста сравним с его увеличением за целое десятилетие, с 1979 по 1989 г., — 21% от всего населения, а доля лиц трудоспособного населения за это время уменьшилась до 56%. В таких условиях жизненно важным становится снижение экономической нагрузки на трудоспособное население.

В процессе эволюции систем пенсионного обеспечения в различных странах мира сложились три достаточно цельные модели таких систем.

Первая модель — система государственного пенсионного обеспечения, которая базируется на бюджетном финансировании выплаты пенсий. Именно эта система существовала в бывшем СССР и социалистических странах. Пенсионные средства в этой системе образуются в основном посредством аккумуляции в государственном бюджете налоговых отчислений, в ставку которых заложены необходимые расходы на пенсионные службы.

Особенностью данной системы является обезличенный характер пенсионного обеспечения, поскольку ни установление права на пенсию, ни исчисление ее размера не зависят напрямую от объема отчислений, сделанных каждым конкретным человеком в Государственный пенсионный фонд. Все трудоспособные члены общества рассматриваются в такой системе как государственные работники, а нетрудоспособные — как общественные иждивенцы. Исходя из этого положения, основания, условия и нормы пенсионного обеспечения волевым образом определяются государством с ориентацией прежде всего на его финансовые возможности. Такая система финансирования получила в обществе название «финансирование по остаточному принципу».

В период с 1917 по 1991 г. в СССР, в том числе и РСФСР, монопольно существовала именно эта система пенсионного обеспечения, а многие ее элементы сохранились и в настоящее время.

После распада СССР пенсионная реформа в РФ развивалась по пути формирования государственной системы пенсионного страхования. С 1991 г. Россия продвинулась в направлении принципа солидарности. На основании этого принципа создан Государственный пенсионный фонд, страховые взносы стали основным источником финансирования выплаты пенсий; сделан первый шаг для введения солидарного порядка уплаты взносов работодателями и работниками. Таким образом, Россия приблизилась к использованию второй модели пенсионного страхования, применяемой в странах рыночной экономики. Ее сущность базируется на финансировании выплаты пенсий за счет самостоятельных страховых фондов или бюджетов.

Пенсионные средства в этой системе образуются посредством аккумуляции в общественных (самоуправляемых) или государственных социальных страховых организациях страховых взносов (налогов), уплачиваемых работодателями и работниками специально на цели пенсионного обеспечения. Данная система имеет страховую основу. При наступлении страхового случая застрахованный работник получает право на получение пенсии; в случае его смерти выплаченные за период страхования взносы остаются в распоряжении Пенсионного фонда.

Все существующие в мире системы социального (пенсионного) страхования построены на принципе солидарности:

  • солидарность поколений состоит в том, что каждое последующее поколение оплачивает пенсии предшественников;
  • солидарность регионов и отраслей экономики данного государства связана с неравномерностью экономического развития и миграционными последствиями. Этот аспект солидарности выражается в перераспределении пенсионных средств из развитого в промышленном отношении региона и обладающего избыточным пенсионным фондом в другой сырьевой регион, отсталый в экономическом отношении, в котором не хватает средств для финансирования выплат пенсий;
  • солидарность высокообеспеченных и малообеспеченных слоев общества посредством некоторого выравнивания, заложенного в системе пенсионного обеспечения.

Важнейшей особенностью этой системы является прямая зависимость определения права на пенсию и исчисление ее размера от объема выплаченных страховых взносов. Измерителем является персонифицированный учет страховых взносов и заработок, с которого они уплачиваются, а не перераспределяемые пенсионные средства, носящие обезличенный характер. Связано это с тем, что в данной системе пенсионного страхования основной объем собираемых средств расходуется на текущую выплату пенсий застрахованным, которые уже находятся на пенсии. Капитализация допускается только в отношении временно свободных средств, но они носят обезличенный характер.

И наконец, третья модель пенсионного обеспечения — это система принудительного накопления, которая базируется на финансировании выплаты пенсии за счет негосударственных пенсионных фондов. Такая система в классическом виде существует только в Чили, некоторые ее элементы присутствуют в пенсионных системах Аргентины, Колумбии, Перу. В отличие от системы пенсионного страхования, основанного на принципах солидарности и перераспределения пенсионных средств, система принудительного накопления пенсионных средств предусматривает аккумулирование пенсионных взносов наличных счетах застрахованных и их капитализацию. В результате размер пенсии определяется суммой средств, накопленных каждым застрахованным на своем счете. Работодатель не участвует в формировании пенсионных фондов, а работники не несут никаких обязательств по отношению к другим застрахованным. Ответственность за материальное положение граждан в старости, при инвалидности и потере кормильца в данной системе переложена с государства на частные учреждения.

Причины кризиса существующей пенсионной системы — в кризисе трудовых отношений: низкая оплата труда, к тому же заработок выплачивается нерегулярно.

В настоящее время в экономике занято 68,6 млн человек, большинство из них получают заработную плату ниже прожиточного минимума работающего. В апреле 1995 г. 13,2 млн человек работающих (42,7%) получали заработную плату меньше прожиточного минимума работающих, а 22,2% — ниже средней пенсии по старости. Реальное содержание зарплаты в июле 1995 г. снизилось по сравнению с аналогичным периодом 1994 г. на 27%, а реальное содержание средней пенсии — на 17%. Искусственное фиксирование максимального размера пенсии — трехкратная минимальная пенсия — привело к полной деградации значимости продолжительности трудового стажа и заинтересованности в трудовой деятельности.

Отмечается постоянный рост социальных выплат и льгот, с которых не выплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд. Их размер в настоящее время составляет 11% от фонда оплаты труда. Многочисленные льготы и привилегии для отдельных категорий работников, которыми система пенсионного обеспечения обросла по милости государственных органов, принимавших волевые и никак социально не обоснованные решения в отношении условий выхода на пенсию, выплаты пенсий, введения всевозможных надбавок и повышений, установления льготного исчисления стажа, включая в стаж наряду с работой иные периоды и т.п., привели пенсионную систему к нищенскому существованию.

Пенсионная реформа предполагает рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения, повышения уровня трудовых пенсий за счет перераспределения имеющихся ресурсов и улучшения их использования.

Суть оптимизации и рационализации пенсионного обеспечения сводится к трем основным действиям:

  1. более четкое и строгое определение круга лиц, нуждающихся в государственных гарантиях по пенсионному обеспечению;
  2. установление более тесной связи уровня пенсий различных категорий пенсионеров с их вкладом в финансирование пенсионной системы;
  3. освобождение пенсионной системы от предоставления пенсионных привилегий одним категориям работников за счет других.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *