Многомерность и многовариантность общественного развития
Последние десятилетия второго тысячелетия проходят под знаком нарастающей переоценки ценностей, круг которых стремительно расширяется. По-видимому, кульминационным и в то же время синтетическим пунктом этого движения является интеллектуальная, духовная революция, которые требуют смены парадигмы общественного развития в мировой цивилизации.
Машинная цивилизация придала развитию человечества крайне однобокий и ущербный характер: с одной стороны, грандиозные научные и технические достижения человеческого разума, позволившие радикально обновить предметную среду жизнедеятельности человека и удовлетворить его многообразные потребности, с другой — разрушение природных комплексов, обеднение и омертвление духовной жизни, разрушение здоровья целых человеческих поколений.
Новый порядок развития по своей сути является отрицанием многих ценностей и истин машинной цивилизации: ему присущи, «о мнению современных исследователей, такие черты, тенденции » закономерности, которые не являются простым продолжением старых (классических) и во многом отличаются от них, являя CO-DO и широкую Многомерность.
Многомерность — это не отношение между общественной системой и ее частными сферами, уровнями, подсистемами и не отношение между структурами, одна из которых определяется в качестве базовой, первичной, фундаментальной. Это — отношение, которое раскрывается на более глубоком уровне: между такими структурами, каждая из которых есть равноценное индивидуальное измерение того общественного целого, в которое она входит.
Понятие многовариантности развития имеет несколько значений:
- выбор одного варианта из потенциально существующих в определенный исторический период;
- реализация неодинаковых вариантов развития общества одного и того же типа в различных условиях;
- наличие в потоке развития качественно неоднородных слоев, движущихся параллельно или в разных направлениях.
В современном мировом развитии, по мнению многих ученых, на первый план начинают выходить законы системно — циклической динамики. Это — общие законы становления многомерного мира, одновременно определяющие его ритм и его поступательность: в них выражается определенная конфигурация новых от ношений, складывающихся между различными сторонами общественного целого.
Задачей нашего общества на современном этапе является социальная модернизация, то есть планомерное эволюционное движение к современным цивилизованным структурам и состояниям. Основания социальной модернизации заключены в структурах сознания и ценностных ориентациях, изучение которых может быть осуществлено с социально-философских, социологических и психологических позиций. Содержание ценностных ориентации личности составляют ценности — высшие регуляторы человеческой деятельности. Ныне в общественном и индивидуальном сознании происходит разрушение традиционных ценностных норм и желание обрести новые. Регулярно проводимое изучение ценностных ориентации населения дает представление о группировке социальных субъектов по основным ценностям: ориентирующиеся на духовные ценности, на политическую деятельность или на ценности производства. Знание преобладающих в обществе ценностей и субъективных закономерностей данного этапа социального развития позволяет осуществлять государственное управление в направлении, наиболее благоприятном для общества данного этапа. При этом необходимо учитывать не только основные доминирующие в данном обществе ценности, но и многочисленные их разновидности в пределах ведущей. По данным многочисленных социологических опросов населения России первую группу ценностей составляют здоровье, материальное благополучие, безопасность, образование, справедливость, равенство, дружба народов. Основные ценности общества формируются исходя из тех целей и задач, которые стоят перед ним в определенный исторический период, и представляют собой отображение фундаментальных общественных потребностей. Удовлетворение последних возможно в условиях социального правового демократического государства, которого пока нет в России.
Нынешняя российская социальная реальность характеризуется разбалансированностью социального пространства, его крайним напряжением. Очевидно, в этот период наиболее эффективными будут и адекватные технологии социального действия.
Общество может находиться в устойчивом состоянии в двух случаях:
- если оно способно своей воспроизводственной деятельностью удерживать социальные отношения, культуру в относительно неизменном состоянии;
- если оно обладает способностью в процессе интенсивного воспроизводства так изменять и совершенствовать жизненно важные параметры, что они повышают организованность, эффективность воспроизводства, способность противостоять энтропийным процессам.
Развитие общества, его усложнение, увеличение масштабов приводят к тому, что в нем развертываются всеохватывающие циклы на собственной основе. Это не только экономические циклы, не только политические перевороты, но и циклы культурные, основанные на колебании ее важнейших показателей.
Значение циклов состоит в том, что на них общество как бы прощупывает крайние варианты возможностей своего существования, испытывая на прочность важнейшие параметры собственной воспроизводственной деятельности. Посредством циклов оно освобождается от наиболее слабых новшеств и элементов, а также от устаревших структур. Сложность понимания циклов заключается в том, что они возникают как органические, как эволюционно вырастающие из самой основы социокультурного развития общества. Однако в определенный момент циклы могут, по мнению современных исследователей, приобрести необратимый, даже патологический характер.
Неизменные циклы способны начать разрушать общество, в котором появились новые жизненно важные параметры, источники прогрессивных форм развития. Это происходит в том случае, когда общество по тем или иным причинам оказывается не способным привести исторически сложившиеся циклы в соответствие с другими изменениями (или, наоборот, изменения — в соответствие с циклами). Опасности можно избежать лишь в том случае, если воспроизводственные возможности общества дорастут до способности преодолевать значимые силы исторической инерции. В разных культурах по-разному, но, тем не менее, всегда вызревает способность превращать социальные опасности (вызовы) в предмет познания.
Таким образом, по мнению современных исследователей, в настоящее время происходит глобальная смена социальных по рядков, типов культур или суперсистем (по определению П. Сорокина), смысл чего состоит, прежде всего, в переоценке ценностей. в замене ведущей ценности настоящего времени ценностью грядущего. При такой тенденции пути общественного развития предполагают их многовариантность, основывающуюся на многомерности. В связи с этим выдвигаются новые подходы к пони манию социальной реальности и ее возможных путей развития.
Можно выделить и рассмотреть три модели социальной реальности: статическую, динамическую и социально-технологическую. Статическая модель социальной реальности — это видение социальных явлений как неподвижных, всегда равных самим себе, лишенных способности к самоизменению. Общественная жизнь воспринимается при этом как механическая совокупность явлений, которые подлежат произвольному комбинированию в соответствии с целями и идеалами субъекта (государства, группы, личности). Объективных ограничений на возможные комбинации при этом не существует. Имеются только субъективные ограничения, определенные намерениями субъекта и его ресурсами.
Динамическая модель социальной реальности — это видение социальных явлений как меняющихся и взаимосвязанных. Такое видение — проявление более общего, диалектического взгляда на мир, смысл которого заключается не только и не столько в утверждении «все течет, все изменяется», сколько в различении социальных процессов, их источников и форм, результатов и по следствий. Любое направленное действие воспринимается при этом не столько само по себе, сколько как элемент или звено в цепи внутренних и внешних импульсов социального процесса, оценивается с точки зрения не декларируемого, а вероятного и достигнутого результата.
Динамическая модель социальной реальности может быть связана с различными ценностными ориентациями и поведенческими стратегиями. Обнаруживая непрерывную изменчивость социальной среды: один обретает надежду на достижение поставленных целей, второй начинает беспокоиться, а третий приходит в уныние и даже отчаяние. Вид пропасти у одного вызывает мысль о бегстве, у другого — о сооружении моста. Видеть и знать еще не значит уметь.
Социально-технологическая модель социальной реальности — это видение социальных процессов с точки зрения возможных направлений, форм и способов их оптимизации, оценки их вероятных результатов и последствий, принятия эффективных решений и минимизации вероятных ошибок.
Социально-технологическая модель продолжает и дополняет динамическую модель, которая приобретает благодаря этому конструктивную направленность.
Обзор моделей социальной реальности наводит на мысль о социально-технологической культуре, как отдельной личности, так и общества в целом. Нам нужно научиться грамотно, цивилизованно жить, строить свое поведение и отношение к другим людям, окружающему миру. Социально-технологическая культура включает в себя, прежде всего способность, умение анализировать социальные системы, знать их структуру, логику и потенциал развития, предвидеть вектор движения, предлагать оптимальные модели, способы, средства достижения целей.