Историческое развитие ценности прав человека
Содержание социальной политики многогранно. Одна из ее важнейших граней — международно-признанные нормы и стандарты прав человека.
Социальная политика представляет собой деятельность, которая уже по своему определению призвана обеспечить защиту прав человека, «поскольку ее главная цель состоит в создании справедливых социальных структур, способных обеспечить безопасность и развитие человека без ущерба его достоинству», — сказано в программном документе МФСР.
Какие же права относятся к правам человека?
Организация Объединенных Наций дает следующее определение прав человека:
«В общих чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо.
Права человека и основные свободы дают нам возможность полного развития и использования наших человеческих качеств, нашего интеллекта, наших талантов и совести и удовлетворять наши духовные и иные запросы. Они основаны на растущей потребности человечества в такой жизни, при которой неотъемлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением и защитой».
Отказ в предоставлении человеку прав и основных свобод является не только отдельной и личной трагедией, но и создает условия для социальных и политических беспорядков, сеет семена насилия и конфликтов в самом обществе и между обществами и государствами. Как указывается в первом положении Всеобщей декларации прав человека, человеческое достоинство «является основой свободы, справедливости и всеобщего мира».
Права человека являются универсальными, и ими могут пользоваться все люди без какой-либо дискриминации. Уважение индивидуальных прав должно поощряться на постоянной основе независимо от существующих условий или политической системы. Права какого-либо лица или группы лиц могут быть ограничены только в том случае, если их осуществление ограничивает такие же или сопоставимые права других лиц.
Необходимо отметить получившую широкое распространение идею трех поколений прав человека, из которых первое поколение, включающее «права, сформулированные в отрицательной форме», представляет собой гражданские и политические права, провозглашенные в ст. 2—21 Всеобщей декларации прав человека. Эти права призваны обеспечить человеку защиту от любого ограничения его свободы. Второе поколение включает в себя так называемые «права, сформулированные в положительной форме» (экономические, социальные и культурные), которые закреплены в ст. 22-27 Декларации и направлены на обеспечение социальной справедливости, свободы от нужды и участие в социальной, экономической и культурной жизни. Третье поколение включает в себя «коллективные» права, вскользь упомянутые в ст. 28 Декларации, которая гласит, что «каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены». Провозглашение права на удовлетворение материальных и нематериальных потребностей и равноправное участие в производстве и распределении ресурсов, чему предшествовала длительная борьба против угнетения, является логическим результатом роста социально-политического сознания и экономического развития прежде всего (но не во всех случаях) в промышленно развитых странах. Тот факт, что основная масса людей в развивающихся странах живет в нищете и подвергается эксплуатации, обусловливает коллективное восприятие права на социальное и экономическое развитие, которое должно осуществляться не на уровне отдельного человека, а на национальном и региональном уровнях на основе системы международной солидарности, главной целью которой является развитие.
В сегодняшнем мире, где с каждым днем все становится более взаимосвязанным, значительное признание получает взаимозависимость трех поколений прав человека. Хотя существуют различные международные договоры по правам человека, считается, что они образуют единое целое. В этой связи следует добавить, что наряду с правами человека существуют и обязанности человека, которые он должен выполнять. Возможно, в скором времени появится хартия обязанностей человека, которая дополнит принцип неделимости всех прав человека, получающий все большее признание на исходе двадцатого века.
Зачастую считается, что современная концепция прав человека сформировалась в XVIII в. и нашла свое выражение в Американской декларации независимости и Французской декларации прав человека гражданина. Однако важно признать, что многие из ключевых элементов прав человека уже существовали в культуре и обществе западных и незападных стран еще в древние времена. XVIII же век знаменателен тем, что права человека получили свое концептуальное оформление на основе индивидуальных прав на жизнь и свободу. В истоках этой концепции лежат принципы и традиции прошлых цивилизаций.
Развитие концепций прав человека является по своему характеру эволюционным. За гражданскими и политическими правами, необходимость защиты которых явилась первым толчком к разработке концепций прав человека в XVIII столетии, постепенно последовали экономические, социальные и культурные права. В настоящее время все большее признание получает третье поколение прав, которое отражает законные чаяния всего человечества: права на мир, развитие и охраняемую от разрушения чистую окружающую среду.
Развитие концепций экономических, социальных и культурных прав было более медленным, чем концепций гражданских и политических прав. Расширение участия в демократических структурах сначала представителей среднего и рабочего классов, а затем и женщин, путем предоставления им права голоса, явилось реализацией прав, которые сейчас бы назвали «гражданские и политические». Сначала внимание социальных реформаторов привлекли последствия промышленной революции: урбанизация, эксплуатация труда, в частности детского, и невыносимая нищета рабочего класса.
На начальном этапе решение этих проблем зависело от филантропических учреждений и отдельных лиц, занимавшихся благотворительной деятельностью. Концепция коллективной ответственности за социальное зло получила развитие впоследствии и приобрела форму трансфертных платежей в связи с развитием различных систем страхования. Но, несмотря на то, что первые признаки системы коллективной ответственности в Западной Европе можно увидеть в конце XIX в., когда в законодательство были внесены соответствующие изменения, именно в этот период страны Западной Европы расширили колонизацию Вест-Индии, Азии и Африки. Последствия этого колониализма подтверждены многочисленными документами. Покорение народов и стран привело к разрушению социальных систем и структур. Социальные отношения в традиционных обществах были подорваны, а права человека общин игнорировались колониальными державами.
Концепция организованного социального обеспечения начала развиваться после того, как была признана непригодность индивидуальных мер для решения коллективных проблем. Работники социальной сферы начали объединять свои усилия, обмениваться идеями и опытом, совершенствовать свои методы и принимать коллективные меры с целью решения возникавших перед ними проблем. Вместе с этим первая мировая война и ее последствия показали людям, что все в нашем мире взаимозависимо. Появилось общее желание осудить войну и создать институциональную основу для международного сотрудничества.
Свидетельством этого нового подхода к сотрудничеству на международном, региональном и национальном уровнях стало учреждение Лиги Наций и Международной организации труда, а также появление в 1920 г. социально-попечительских организаций, например, Международной конференции по вопросам социального попечения, Международного комитета школ социального обслуживания и Международного постоянного секретариата социальных работников. Основное внимание организации социального обслуживания стали уделять вопросам подготовки работников социальной сферы и развитию соответствующих организационных структур в отдельных странах. Но хотя права человека лежали в основе системы ценностей социальной работы и все шире находили свое отражение в кодексах этики, которые принимались национальными, профессиональными ассоциациями, они не преподавались на формальной основе.
Как это не прискорбно, но потребовался еще один глобальный конфликт, т. е. вторая мировая война, для того, чтобы начался следующий важный этап в области развития прав человека. После второй мировой войны страны мира приняли новую основу для международного сотрудничества. Широкое признание получила необходимость оформления норм международного поведения в качестве прав. В 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека, которая стала основой для всей последующей деятельности. Ультранационализм XIX в. наконец сменился общим пониманием того, что международное сообщество не может оставаться в стороне, когда в какой-либо стране правам человека угрожает опасность.
Создание этой новой основы для международного сотрудничества также имело последствия для национальных и международных организаций социального обслуживания. В качестве одного из принципов деятельности в социальной сфере стал утверждаться принцип глобальной солидарности. Увеличилось число организаций социального обслуживания, расширился охват и география их деятельности.
1. Право на жизнь
Осознание ценности человеческой жизни является основой основ всей работы в области прав человека. Ценность жизни человека и других живых существ — это источник всех других идеалов и ценностей. Это предполагает, что никто не может быть лишен жизни, а также то, что право на жизнь является неотъемлемым и абсолютным правом каждого человека. Поэтому социальные работники должны по возможности не только противодействовать нарушениям прав человека, но и активно поддерживать всю деятельность в области обеспечения и улучшения жизни. Только так можно наполнить реальным содержанием существование человека. Все элементы и формы жизни, будь то жизнь человека или других живых существ, тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Нарушение любого из звеньев затрагивает социальную ткань или нить жизни и таким образом наносит ущерб всему человечеству. Ценность жизни означает, что страдания и смерть — это не личная трагедия какого-то одного человека; они затрагивают и всех других людей так же, как радость, счастье и сама жизнь.
Физическое здоровье является важным аспектом ценности и качества жизни. Ухудшение состояния окружающей среды, кризис в области водных ресурсов, включая их загрязнение, отсутствие или сворачивание программ в области здравоохранения представляют собой некоторые из тех серьезных факторов, которые создают опасность для жизни.
2. Свобода
Принцип, в соответствии с которым «все люди рождаются свободными» провозглашается в первых двух статьях Всеобщей декларации прав человека. Основные свободы: право на свободу; свобода от рабства и подневольного состояния; свобода от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания; свобода от произвольного ареста, задержания или изгнания; свобода от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь и от произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, а также свобода передвижения и выбора места жительства — провозглашаются в следующих 19 статьях.
Тот факт, что все люди рождаются свободными и имеют право на свободу, «предполагает, что каждый человек имеет свободу выбора образа его или ее жизни. Однако эта свобода зачастую ограничивается материальными и другими факторами. Кроме того, эта свобода ограничена принципом уважения права других лиц на свободу. Тем не менее, наряду с жизнью, свобода рассматривается в качестве одной из самых важных человеческих ценностей, которая тесно связана с достоинством человека и непреходящей ценностью жизни человека. Стремление к свободе побудило многих людей на борьбу с целью обретения территориальной и географической независимости. Стремление к духовной и интеллектуальной свободе побудило многих на героические поступки. Что касается отдельных людей, то свобода или способность управлять своими чувствами может способствовать душевному миру и гармонии. Социальные работники зачастую находятся на переднем крае борьбы за свободу. В тех районах мира, где отсутствует свобода, они подвергаются преследованиям за то, что следуют своим принципам.
3. Равенство и недискриминация
Основной принцип равенства всех людей провозглашен в первой статье Всеобщей декларации прав человека. Однако он не находит должного применения в повседневной жизни, не говоря уже о различных аспектах человеческих отношений. Он лежит в основе имеющего первостепенное значение принципа справедливости, что тем самым требует серьезного анализа справедливого и несправедливого равенства и неравенства на основе биологических факторов, духовных, социальных и культурных потребностей и с учетом вклада каждого в благосостояние других.
В случае принятия принципа равенства дискриминация в отношении какого-либо лица или группы лиц становится невозможной. Недискриминация основывается на двух составляющих одно целое принципах: равенство и уважение достоинства. Она также предполагает целостность личности человека, в то время как дискриминация определяет человека только по одному из конкретных признаков, будь то пол, раса, цвет кожи, религия и т. д. Дискриминация может превратить человека в безропотного и послушного исполнителя, поскольку в этом случае человек уже не воспринимается с учетом уникального разнообразия и в то же время целостности его или ее личности.
Можно сказать, что дискриминация представляет собой лишение всех людей их фундаментальных и универсально признанных прав в интересах узкой группы или групп лиц. Дискриминация имеет различные формы. Перечень причин дискриминации, содержащийся во всех соответствующих международных договорах: «без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения», — не является исчерпывающим. Постоянно появляются новые поводы для дискриминации, что вызвано происходящими в мире изменениями (например, тенденциями в области сексуальной ориентации, распространением вируса ВИЧ/СПИДа), признанием новых свобод, возникновением новых проблем, технологическими и другими тенденциями, которые приводят к изменению образа жизни и существовавших традиций. Принцип противодействия дискриминации по таким причинам означает, что социальные работники должны в своей деятельности постоянно контролировать себя на предмет своих убеждений и принципов.
4. Справедливость
Необходимо учитывать различные аспекты справедливости: правовые, судебные, социальные, экономические и другие аспекты, которые являются основой общества, построенного на принципе уважения достоинства его членов и обеспечения безопасности и неприкосновенности личности. В международных договорах Организации Объединенных Наций содержатся важные принципы и обязательства с целью недопущения произвольного лишения свободы и вмешательства в личную жизнь и обеспечения защиты в соответствии с законом. В случаях нарушения закона лица имеют право на быстрое и справедливое судебное разбирательство их дел беспристрастным судебным органом. В случае признания их виновными они имеют право на гуманное обращение, цель которого состоит в исправлении и социальном перевоспитании. Во всех этих документах подчеркивается важность независимости органов судебной власти.
Однако поиски справедливости имеют более широкие последствия, некоторые из которых весьма трудно кодифицировать. Социальная справедливость означает удовлетворение насущных потребностей человека и справедливое распределение материальных ресурсов. Деятельность в этой области направлена на обеспечение общего доступа к таким важным услугам, как здравоохранение и образование, создание равных возможностей на начальном этапе, защиту лиц или групп лиц, находящихся в неблагоприятном положении, и обеспечение сбалансированности в таких областях, как вознаграждение, потребление и извлечение прибыли.
Социальные реформаторы, в том числе и социальные работники, которые стремятся обеспечить справедливость, считают, что справедливость и социальная справедливость являются основным средством защиты от угнетения во всех формах его проявления и основой для более справедливого развития человечества.
5. Солидарность
Солидарность является еще одной важной ценностью, которая означает не только понимание боли и страданий людей и умение поставить себя на их место, но и участие в борьбе этих людей за их дело. Можно быть солидарным с отдельными лицами, а также с семьями, группами, общинами, населением и даже целыми расовыми или этническими группами. Работники социальной сферы должны солидаризироваться с жертвами насилия, пыток, изгнания или ущемления свобод в любой точке мира.
Солидарность имеет большое значение при стихийных бедствиях, а также во многих трагических ситуациях, обусловленных нуждой, несправедливым распределением ресурсов, пренебрежением и социальной несправедливостью. Нищета, голод, недоедание, бездомность и отсутствие средств существования являются, возможно, одними из самых серьезных нарушений прав человека, которые еще не получили достаточного признания. Проявление солидарности чрезвычайно необходимо в этих якобы не столь драматичных условиях, в которых люди испытывают огромные, хотя и неприметные, на первый взгляд, страдания. В заключение следует отметить, что оказание социальными работниками и многими другими людьми активной помощи уязвимым слоям населения и жертвам нарушений прав человека может изменить их положение благодаря повышению активности этих слоев и их выводу из изоляции.
6. Социальная ответственность
Социальная ответственность — это деятельность, осуществляемая в интересах уязвимых слоев населения и жертв нарушения прав человека: оказание им поддержки, защита их интересов, предоставление им помощи. Таким образом, можно сказать, что социальная ответственность — это практическая сторона солидарности. Согласно большинству религиозных учений и философских концепций, добрые намерения и добрые слова должны сопровождаться добрыми делами. Большинство религий внушают своим последователям, что тот, кто находится в «привилегированном положении», имеет определенные обязательства перед теми, кто находится в неблагоприятном положении. Понятие «привилегированный» не означает богатство, а является относительным и подразумевает более благоприятное положение одного человека по сравнению с другими. Выражение «социальная ответственность» также несет дополнительную смысловую нагрузку и означает «попечительство», в соответствии с которым все, чем мы владеем, дано нам для использования с целью улучшения положения других. Концепция «попечительства» предполагает, что человек не только должен делиться своим богатством, но и использовать свои таланты и способности во имя прогресса человечества.
7. Эволюция, обеспечение мира и отказ от насилия
Вышеизложенные ценности и принципы являются не только основой концепции прав человека, но и факторами, определяющими качество отношений между людьми. Еще одной важной ценностью, безусловно, является мир, причем не только в форме отсутствия организованного конфликта. Необходимо принимать все меры для сохранения и обеспечения мира, при этом основная цель состоит в достижении гармонии с самим собой, другими и окружающей средой.
Конфликты в отношениях между людьми неизбежны, однако способы их урегулирования могут быть мирными или насильственными, конструктивными или разрушительными. Революционный подход «разрушить все до основания и построить заново» привлекал людей на протяжении многих веков, при этом его реализация на практике неизбежно приводила к неслыханным страданиям людей. Эволюционный подход является более медленным и зачастую сразу не дает результатов, но в конечном счете он позволяет найти более надежное и соответственно более эффективное решение. Именно этот подход часто используется социальными работниками для урегулирования конфликтов между отдельными людьми и группами. Этот подход не исключает конфронтации и противостояния при поиске свободы, справедливости и социальной справедливости, но он исключает насилие.
Весь ход истории показывает, что насилие и кровопролитие дают лишь временное решение проблем и создают почву для новых революций с целью свержения вступивших на престол новых властителей — вчерашних угнетенных. Ненависть порождает ненависть, месть порождает месть. Непрерывное же противодействие или ненасильственные методы давления могут, напротив, дать более прочные результаты.
И хотя сегодня мир еще не готов отказаться от использования оружия, и, без сомнения, существуют веские основания для революций, следует признать, что посредничество и примирение являются эффективными средствами для преодоления, на первый взгляд, непримиримых различий, при условии, что они будут применяться последовательно, на основе уважения, понимания и знания.
Мирное развитие по-прежнему остается целью для людей, которые стремятся к свободе, справедливости, социальной справедливости и созданию мира, в котором бы конфликты могли разрешаться ненасильственными способами.
8. Отношения между человеком и природой
Накануне двадцать первого столетия необходимость уважения других видов и поиска гармонии с природой начинает проникать в сознание людей.
Деградация окружающей среды является слишком очевидной, чтобы ее можно было игнорировать. Существующий в мире экономический порядок, несовершенные модели развития, различия в запасах ресурсов, радиоактивное, промышленное и другие виды загрязнения, а также тенденции в области потребления в промышленно развитых и развивающихся странах являются причинами плачевного состояния, в котором находится наша Земля. Алчность, отсутствие информации и необходимость выживания, потребительское отношение и крайняя нищета создают угрозу для природы и уязвимых слоев населения.
Комплексные программы с целью предотвращения деградации окружающей среды и, возможно, ее восстановления должны быть дополнены комплексными, формальными и неформальными программами экологического воспитания, а также кампаниями с целью охраны окружающей среды.
Таким образом, провозглашенные во Всеобщей Декларации права человека охватывают все стороны человеческой жизни и являются основными человеческими ценностями.