Уровневая ориентация социальной политики

В термине «социальная политика» содержание обеих частей приобретает синтетическое значение, раскрывающее обоюдный синергетизм социального и политического (политическое возникает из социального). С одной стороны, социальная политика, если делать акцент на содержании понятия «социальное», — это воздействие для перераспределения материальных и духовных благ и услуг с тем, чтобы защитить наиболее уязвимые слои населения от всевозможных рисков и их последствий — социальных, физических, производственных, природных.

С другой стороны, будучи социальным, такое воздействие не перестает быть и управленческим, и политическим. Нельзя не сказать и о его правовой сущности. Следовательно, чтобы понять сущность социальной политики, необходимо раскрыть синергетизм социального, управленческого, политического и правового начал.

Парадигмы социальной политики, ее место в деятельности правительства, других ветвей власти являются предметом теоретических споров, дискуссий политиков и практиков. Ее понимание как составной части внутренней политики государства, воплощенной в его социальных программах и практике, регулирующей отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения, вполне целесообразно.

Существует понимание социальной политики как определенной ориентации и системы мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей (П.Д. Павленок). Этот подход отличается широтой объединяемых управленческих воздействий и искомой синтетичностью, отражающей синергетизм сложнейших процессов. Однако «ориентацию» привычнее соотносить со стратегическим программированием и планированием, чем с политикой. Заслуживает внимания трактовка социальной политики как «причинно обусловленной, ситуативной, динамичной по форме и ориентации деятельности по практической организации социальной безопасности людей, стремящихся реализовать свои потребности и интересы в обществе». Эта формулировка, более приближенная к жизнедеятельности людей и оперирующая понятием «риск». Но даже социальная политика есть все же политика, т.е. деятельность, направленная на укрепление или изменение власти.

Очевидно, социальную политику следует понимать как властную деятельность, как совокупность разноуровневых управленческих воздействий, обеспечивающих солидарную поддержку жизнедеятельности групп населения, потенциально или реально подверженных рискам (физическим, природным, профессиональным), в целях консолидации общества и стабильности политической власти на основе государственного правового регулирования.

Риски сопровождают каждого человека на всем социальном пространстве. Однако есть социально-демографические слои, профессиональные группы, которые наиболее подвержены рискам в силу своего субстанциального (жизненного, телесного) состояния (детства, материнства, старости, болезни, недееспособности). Другие оказываются в таком положении в силу территориально детерминированного неравенства (жители районов Крайнего Севера), территориально-коммунальной неопределенности, «неуместности» (лица без определенного места жительства и занятий, беженцы) или особенностей выполнения профессиональных обязанностей (работники на производствах с тяжелыми и вредными условиями труда, военнослужащие и др.).

Поэтому целесообразно подходить к пониманию сущности социальной политики, исходя не только из управляющего и политически ориентированного воздействия государства и права, но и из особенностей социально-демографических и физических состояний, территориальности и профессиональной деятельности субъектов-адресатов, обусловливающих их сильную подверженность рискам и особую зависимость от помощи государства, хозяйствующих субъектов, благотворителей.

В свою очередь, особенности социально-демографических, физических состояний, территориальности и профессиональной деятельности продуктивнее в научном плане рассматривать, исследуя уровни самоорганизации жизнедеятельности людей.

Социетальная функция социальной политики — достижение солидарности широких слоев населения на различных уровнях самоорганизации жизнедеятельности людей. Такие уровни самоорганизации населения мы определяем как естественный, акторный и духовный, что помогает исследовать и сущность, и методы, и направления социальной политики. Каждый из названных уровней отдает и определяет набор методов и веер направлений политическо-управленческого воздействия на человеческие общности, применяемых для достижения эффекта консолидации в процессе воспроизводства условий жизнедеятельности человека, условий его профессиональной деятельности.

Такое уровневое структурирование самоорганизации жизнедеятельности и производства определяет природу возникновения субъектов объектов, институтов, иерархию органов власти в социальной политике, ее методы, а также парадигмы.

Так, уровень естественной самоорганизации населения связан с телесностью и территориальностью как субстанциальными характеристиками жизнедеятельности человека. На этом уровне политико-организационное управленческое воздействие направлено на весь комплекс воспроизводства условий для обеспечения нормального развития такой телесности и территориальности. Политика жилищная, коммунальная, управление в сфере здравоохранения, бытового обслуживания населения, непосредственного социального обслуживания семей, инвалидов, граждан пожилого возраста, благоустройства и озеленения, ритуальных услуг, — все это конкретные воплощения внутренней политики, имеющие ярко выраженный социальный характер, поскольку возникают на основе потребностей естественного уровня самоорганизации жизнедеятельности.

В рамках этого комплекса управленческой деятельности субъектов социальной политики осуществляются стремления, притязания людей на определенные блага как необходимые предпосылки воспроизводства жизненных сил человека и условия их поддержки, начиная от рождения человека и кончая его уходом из жизни. Люди формируют общности типа семьи, соседской общины, территориальных сообществ, общности и движения социально-демографического характера (женские, молодежные, ветеранские), экологические объединения. Такие общности и сообщества пытаются влиять на демографические процессы (репродуктивность, смертность, миграцию, заболеваемость, поддержку престарелых, больных, особо нуждающихся), на экологию, распределение земли, жилья.

Через такие общности люди представляют (презентируют) свои естественно-антропологические права: право на жизнь, на обеспеченное детство, материнство и отцовство, обеспеченную старость и достойный уход из жизни, охрану здоровья, право на жилище, здоровую окружающую среду, благоприятное соседство и участие в жизни территориального сообщества. На такой базе коллективной артикуляции интересов и прав усиливаются притязания людей, которые в результате их поддержки сообществами полнее учитываются муниципалитетами и государством. Здесь уже видны не только элемент социального управления, но и ростки социальной политики. Ведь на каждом уровне самоорганизации жизнедеятельности, в т.ч. на естественном, идет распределение ресурсов между социальными субъектами в лице конкретных людей, социальных групп и слоев (страт).

Названный уровень — основа формирования ряда направлений социальной политики:

• здравоохранения и обязательного медицинского страхования;

• поддержки семьи, детства, материнства и отцовства;

• жилищной политики, коммунального, бытового обслуживания населения;

• поддержки пенсионеров и инвалидов;

• социального обслуживания населения;

• охраны окружающей природной среды;

• федерального и местного (муниципального) обустройства мигрантов, особенно беженцев и вынужденных переселенцев.

Государство и муниципалитеты, воспринимая презентации естественно-антропологических прав, координируют правотворчество и завершают его законотворчеством.

Естественный уровень самоорганизации является базовым (субстанциальным), на основе которого люди только и могут обустраивать жизнь, воспроизводя способности к труду, к творчеству, формированию духовной культуры. Без нормального здоровья, питания, жилища, водоснабжения, охраняемой природной среды невозможна успешная самовоспроизводящаяся жизнедеятельность. Да и сама государственность, а вместе с ней и политическое управляющее воздействие, правовое регулирование немыслимы без территориальности и телесности, т.е. без населения. Государство возможно только там, где есть население, т.е. пространственно рассредоточенное в поселениях и организованное в соответствующих общностях множество людей.

Следующий уровень самоорганизации жизнедеятельности — это акторный уровень, на котором люди выступают в качестве производителей товаров и услуг, являясь агентами хозяйствующих субъектов, трудовых коллективов, выступая в качестве предпринимателей и т.д. Это уровень формирования экономики, поскольку люди на определенном этапе развития отходят от натурального самообеспечения. Последнее характеризовало условия, когда сначала минимум жизнеобеспечения брался у природы (охота, рыболовство, собирательство), а затем с развитием земледелия и скотоводства все необходимое для соответствующего уровня развития потребностей производилось в семейном хозяйстве. Акторный уровень самоорганизации органично связан с развитием разделения труда, выделяющим большинство людей в качестве производителей какого-либо товара или услуги, которую не производят другие люди.

Другие, однако, производят что-то еще, что не имеют возможности (времени, сырья, инструментов, природных условий) произвести первые. Даже занятия сельским хозяйством и ремеслом, традиционный промысел этнических общин, или рыболовов, или охотников, или собирателей — эти атрибуты естественного уровня могут выводиться за рамки домашнего или общинного хозяйства. Так, за людьми или группами людей закрепляются агентские производительные функции, специфические профессиональные обязанности, род деятельности, в значительной степени влияющие на их положение. Акторный уровень самоорганизации жизнедеятельности, формируя экономику, играет важнейшую роль для жизнеобеспечения, удовлетворения базовых (витальных) потребностей. Он служит улучшению питания, жилья, одежды, стимулируя развитие потоков потребительских ориентации.

Но процессы производства связаны с многочисленными рисками и деформациями, опасными для здоровья и самой жизни. Кроме того, не всегда стабильны условия сохранения рабочих мест в силу динамики самой экономики. Для защиты своих профессиональных интересов, охраны условий труда, сохранения уровня заработной платы работники создают организации, через которые презентируют (представляют) свои агентные права: право на труд и нормальное вознаграждение за него. Например, профессиональные союзы призваны быть последовательными защитниками прав работников. Профсоюзы ставят целью улучшение условий профессиональной деятельности, защиты права на труд, материальное вознаграждение, соответствующее затратам количества и качества труда, обеспечение трудовой пенсии, возмещение ущерба в случае инвалидности и временной нетрудоспособности, защиту от произвола работодателей.

На акторном уровне также идет распределение ресурсов, влияющее на социальное положение агентов производства и экономической жизни в целом. Возникает конкуренция агентов, способствующая развитию производительных сил, но чреватая жестким вытеснением неудачников на «обочину» жизни. Чем жестче борьба, тем больше людей «сходит с дистанции», как в спорте, где побеждает сильнейший в честной борьбе (хотя тоже не всегда). Но жизнь далеко не спорт. Есть права человека, социальные стандарты, ниже которых не должны опускаться даже неудачники. В России в ходе реформ 90-х годов в неудачники попало большинство работников. Ведь при определенных условиях универсальный определитель успеха — деньги — приводит к деформированию основного правила самой добросовестной конкуренции — равенства стартовых возможностей.

Деятельность профсоюзов призвана направлять борьбу за ресурсы в более мягкое русло, гуманизирует конкурентную сторону производительной деятельности агентов и поэтому носит ярко выраженную социально-политическую и социально-правовую окраску. Соответственно этому в социальной политике важнейшее место занимает политика доходов трудящихся, политика занятости, социальное страхование на случай производственного травматизма, обучение и переобучение работников, обеспечение им полноценного отдыха и т.д.

На духовном уровне самоорганизации, люди воспроизводят и обеспечивают удовлетворение неистребимой потребности в обращении к вечным непреходящим ценностям, духовной культуре. Этот уровень, однако, тесно связан с социальной политикой. Ведь для того чтобы научиться пользоваться ценностями всемирной и национальной культуры, необходим значительный период духовного созревания, подпадающий под воздействие социальной политики. Такое созревание связано с длительной общеобразовательной подготовкой в детских дошкольных и школьных, высших учебных заведениях, а также учреждениях детского, подросткового, молодежного досуга.

Это — одно из решающих условий социализации для всех времен и народов. Известно, что бесплатное массовое школьное образование по государственным программам возникло впервые в Норвегии в конце XIX века. В Советском Союзе был впервые обеспечен всеобщий характер школьного государственного бесплатного образования. Это означало серьезное выравнивание стартовых условий развития людей, что было серьезным достижением. Хотя и обозначило возможный предел таким выравниваниям, за которым и начинается нивелировка способностей. Но современность потребовала еще большего внимания к научной проработке этого направления, и не только с целью интенсификации образования. Современными требованиями являются и всеобщий охват детей образовательно-воспитательным процессом, и взаимосвязь обучения с оздоровлением детей, с их соматическим и психическим становлением, с нравственным воспитанием. Необходимы материальная поддержка всех детей в государственных и муниципальных школах, особая компенсационная поддержка детей из многодетных семей, детей-сирот, детей из неблагополучных семей, воспитанников интернатов, детей беженцев.

Все эти оздоровительные и компенсационные социальные мероприятия (по крайней мере, в ближайшие годы) нецелесообразно отрывать от процесса получения знаний и некоторых профессиональных навыков, подготовки к труду, к жизни в коллективе, обеспечиваемых в общеобразовательной школе. Это не выдумка социалистов или каких-либо адептов коллективизма, а закономерность социализации. Не случайно в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов в качестве одной из стратегических целей называется гарантия конституционных прав граждан в области образования и культуры.

Получается, что процесс духовного созревания детей и молодежи неразрывно связан с социальными притязаниями человека и социальной политикой. Именно поэтому социальная политика имеет непосредственный выход на систему просвещения. Несомненно, это — сфера интереса также и культурной, и специфической образовательной политики государства, однако для обретения знаний, опыта духовности детство и юношество нуждаются в сильной социальной поддержке государства.

Без этого невозможно обеспечение бесплатного общего образования, а также и бесплатного высшего образования на конкурсной основе. Отдельной строкой идет социальная поддержка педагогов, студентов высших учебных заведений, образования взрослых.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *