Основные разделы психологии
Психология, которая еще недавно была одной нерасчлененной наукой, представляет сейчас широко разветвленную систему дисциплин, изучающих психическую деятельность человека в различных аспектах. После того, что мы уже сказали выше, ясно, что некоторые из разделов психологии изучают естественные основы психических процессов и приближаются к биологии и физиологии, в то время как другие изучают общественные основы психической деятельности и приближаются к общественным наукам.
Основное место занимает общая психология, изучающая основные формы психической деятельности и составляющая стержень всей системы психологических дисциплин. В состав общей психологии, кроме теоретического эволюционного введения в науку о психической деятельности, входит рассмотрение ряда специальных разделов , К ним относится анализ познавательных процессов (начиная от ощущений и восприятии, кончая наиболее сложными формами мышления; этот раздел включает в свой состав анализ основных условий протекания психических процессов и анализ законов внимания памяти, воображения и т.д.), процессов аффективной жизни (потребностей человека, сложных форм переживаний), анализ психологического строения деятельности человека и регуляции его активности и, наконец,- психологии личности и индивидуальных различий.
Освещению этих разделов будут посвящены дальнейшие страницы. Разработке общих проблем психологии были посвящены труды многих выдающихся учённых; к числу их относятся такие классики психологии, как В.Вундт в Германки, У.Джемс в С.Ш.А., А.Бинэ П.Жанэ во Франции и современные ученые Л.С.Выготский, С.Л. Рубиншевн, А.Н. Леонтьеь, А.А. Смирнов, В.М. Теплов в С.С.С.Р., А. Валлон, А.Пьерон, П.Фресс во Франции, Э.Толман, Дж.Миллер, Дж.Брунер в США, Д.Хэбб в Канаде, Д.Бродбент в Англии и др.
К общей психологии примыкает группа биологических разделов психологической науки. Все они рассматривают естественнонаучные основы психической деятельности человека.
Первой из этих дисциплин является сравнительная психология или психология животных. Эта дисциплина рассматривает особенности поведения животных на последовательных этапах эволюции, изучает те особенности поведения животных, которые зависят от условий их существования и от их анатомического строения; она включает в свой состав описание того, как меняются формы поведения животного в зависимости от тех требований, которые предъявляет к ним среда и от тех основных типов приспособления к условиям существования, которые носят очень различный характер при усложнении форм жизни.
Второй из дисциплин, относящихся к биологической группе психологических наук является физиологическая психология или психофизиология.
Основы этой науки были заложены еще во второй половине XIX века теми учеными, которые ставили перед собой задачу исследовать психические процессы человека с применением разных физиологических методов и изучить физиологические механизмы психологических процессов; именно эти ученые организовали первые психологические лаборатории и детально разработали такие разделы, психологической науки, как учение об ощущении, его измерении и основных механизмах, учение об основных законах памяти и внимания, учение о психофизиологических механизмах движения и т.д.
Естественно, что физиологическая психология сближается с физиологией, в частности, с физиологией органов чувств и физиологией высшей нервной деятельности, отличие же состоит в том, что ученые, занимающиеся этой проблемой, делают своим предметом анализ конкретных форм психической деятельности, изучая ощущения и восприятия, внимание и память человека и строение его двигательных процессов, их изменения в процессе упражнения и утомления, и пытаются, пользуясь наиболее точными методиками, установить их физиологические механизмы и те законы, которые лежат в основе их протекания. Психофизиология, оставаясь специальной психологической дисциплиной, относится к физиологии так же, как биохимия к химии или биофизика к физике, она ни на минуту не отвлекается от того, что изучаемые ею процессы входят в состав сложной психической деятельности человека, не забывает сложных особенностей их структуры, и лишь пытается вскрыть лежащие в их основе физиологические механизмы.
Значительная часть тех знаний о законах протекания отдельных психических процессов была накоплена именно этим разделом психологической науки, и имена крупных ученых как Фехнер и Вебер (впервые измерили ощущения), В.Бунда (впервые широко применил психофизиологические методы исследования психических процессов). Г. Эббиггауса и Г. Мюллера (впервые подошли к точным методам измерения памяти и ее физиологических механизмов), так же как и имена Пьерона во Франции, Титченера (США) и крупных современных психологов как Ливдсли (США), Бродбент (Англия), Фреос (Франция) и др. тесно связаны с развитием этой области психологической науки.
Этот раздел психологической науки получил огромную информацию из работ видных классиков физиологии как И.П. Павлов, разработавший учение о высшей нервной деятельности, Н.Е. Введенский, разработавший учение о патогенезе, А.А. Ухтомский, работы которого позволили внести новый раздел науки о поведении — учение о доминантах, Л.А. Орбели, сделавший важный вклад в эволюционную физиологию, а также современных физиологов таких, как П. К. Анохин, разработавший учение о функциональных системах, Н.А. Бернштейн, внесший новое понимание организации движения, Г. В. Гершуни и С.В. Кравков, обогатившие науку данными о законах работы слуха и зрения, и др.
Третьей дисциплиной, входящей в состав биологической группы психологических наук, является нейропсихология.
Задачей этой дисциплины является изучение той роли, которую играют отдельные аппараты нервной системы в построении психических процессов.
Легко видеть, что роль подкорковых образований и древней коры в протекании психической деятельности совершенно иная, чем роль новой коры и больших полушарий мозга. Есть все основания полагать, что и роль отдельных зон мозговой коры в организации сложных психических процессов неодинакова и что лобные, височные, теменные и затылочные отделы мозга вносят в протекание психической деятельности свой, совершенно особый вклад.
Эта новая область психологии использует для своих исследований тщательный психологический анализ как раздражении, так и разрушений отдельных участков мозга, прослеживает те изменения в психических процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга и делают из своих наблюдений выводы в отношении внутреннего строения психических процессов.
Эту область психологии представляют исследователи разных стран, к их числу относятся К.С. Лешли и К. Прибрам (США), А.Р. Лурия (СССР), О.Зангвилл (Англия), Б. Милнер (Канада) и др. Рядом с нейрохирургией можно поставить патопсихологию, которая изучает особенности психических процессов, наблюдаемых у больных с психическими заболеваниями и позволяет ближе подойти как к научному изучению душевных болезней, так и к выявлению некоторых общих закономерностей психической деятельности выявляющейся при патологических состояниях.
Патопсихология успешно разрабатывалась многими учеными-психиатрами (Крепелин в Германии, Жанэ во Франции, Бехтерев в России) и современными психологами (Б. В. Зейгарник в СССР, Пишо во Франции и др.).
Специальный раздел, стоящий на границах психофизиологии и нейропсихологии, составляет исследование нейронных механизмов психической деятеаьности. Ученые, разрабатывающие эту область (Хыобел и Визел в Англии, Юнг в Германии, Джаспер в Канаде, Е.Н. Соколов и 0.С. Виноградова в СССР) ставят перед собой задачу проследить формы работы отдельных групп нейронов и провести анализ тех наиболее элементарных нервных процессов, которые лежат в основе поведения. Важные открытия физиологических механизмов активации и привыкания были получены при исследовании простейших форм поведения на нейронном уровне.
Особое место в системе психологических наук занимает детская или генетическая психология.
Значение этого раздела психологических наук для общей психологии заключается в том, что детская или генетическая психология изучает формирование психической деятельности в процессе ребенка и позволяет проследить как складываются сложные психические процессы и какие этапы они проходят в своем развитии
Детская или генетическая психология позволяет подойти к высшим психическим процессам человека как к продукту развития, этим она дает возможность рассматривать сложные формы психической деятельности человека не как изначально существующие «свойства» психики или «способности», а как результат длительного формирования, отложившего свой отпечаток на строение психических процессов.
Именно поэтому детская психология, прослеживающая формирование (генезис) высших форм психической деятельности, получила. решающее значение не только для такой, практической области как педагогика, но и для общей психологии. Именно благодаря ее успехам, связанным с тем вкладом, который внесли в исследования психического развития ребенка выдающиеся исследователи как Ж.Пиаже и Л.С. Выготский, общая психология получила убедительные доказательства, того, что основные формы психических процессов (восприятие , и действие, запоминание и мышление) имеют сложное строение, которое формируется в процессе развития ребенка. Значение детской или генетической психологии позволило ей занять основное место в современной психологической науке.
Важное место занимает еще одна отрасль психологической науки, которую следует поставить рядом с генетической психологией и которую обычно называют дифференциальной психологией или психологией индивидуальных различий.
Известно, что люди обладают не только общими чертами, изучаемыми общей психологией, но и обнаруживают их индивидуальные различия. Такими различиями могут быть различия в свойствах нервной системы, в индивидуальных особенностях эмоциональной жизни и характера, особенности в познавательных процессах и одаренности
Дифференциальная психология ставит перед собой задачу изучения этих индивидуальных различий, описание типов поведения и психической деятельности людей,
Основы дифференциальной психологии были в свое время заложены немецким психологом В.Штерном (I87I-I938); в наше время проблемами индивидуальных различий успешно занимались ученые как Э.Спирмен в Англии, Терстон в США и Б.М. Теплов в СССР.
К только что отмеченным областям психологии примыкает и группа разделов, которые теснейшим образом связаны с общественными науками. В этих разделах рассматриваются те общественно-исторические условия, в которых сформировалась психическая деятельность человека, и те социальные формы, в которых она проявляется.
Существенное место в этой группе занимает этнопсихология или наука о тех особенностях, которыми отличаются психические процессы в различных исторических формациях и укладах и в условиях различных культур.
На ранних этапах развития психологии были сделаны попытки создать «психологию народов» как особую форму социальной психологии к разработать науку, которая могла бы раскрыть психологические основы формирования языка, мифов, верований, права и т.п. Такая попытка, сделанная одним из основателей современной психологии В.Вувдтом.опубликованная под названием «Психология народов», оказалась неудачной. Вундт пытался дать психологическое объяснение тем явлениям социальной жизни, которые имеют не психологические, а экономические или общественно-исторические основы, именно поэтому попытки «психологизировать историю» надолго задержали развитие этой важной области психологической науки, которая должна бьла проследить обратный поцесс- формирующее влияние , которое оказывают общественно-исторические условия на развитие психологической деятельности человека .
Эта задача стала предметом исследования многих крупных ученых разных стран (Фрезер и Малиновский в Англии, Жанэ и Лэви-Брюль во Франции, Турнвальд в Германии, М.Мид в США)
И именно эти исследования заложили основу для современной этнопсихологии. В настоящее время исследования особенностей психической деятельности людей , принадлежащих к различным культурам, составляет один из важных разделов психологической науки.
Специальный раздел науки , выделившейся за последние десятилетия в самостоятельную отрасль науки, стоящий на границе психологии и лингвистики составляет психолингвистика. Задача психолингвистики — проследить основные законы речевой деятельности ,как средства общения , процессов кодирования и декодирования речевой информации и тех психологических процессов ,которые опираются на коды языка и воплощаются в речевой деятельности человека.
Важным, хотя еще недостаточно развитым разделом психологической науки является социальная психология. Эта дисциплина изучает психологические законы общения людей между собой, психологические особенности распространения информации средствами особого воздействия как печать и кино, особенности поведения процесса труда, соревнования и т.д. Предает специальной отрасли социальной психологии составляет изучение человеческих взаимоотношений в условиях малых групп, анализ тех факторов, которые лежат в основе конкретных видов взаимодействия людей, формирования авторитета, выдвижения лидеров и т.п.
К этой группе дисциплин, сохраняющих свою близость к собственным наукам, относится и психология искусства, изучающая психологические основы художественного творчества и те психологические законы, которые лежат в основе художественных произведений, пользующихся различными приемами и обеспечивающими максимальное воздействие произведений на читателя и зрителя.
Мы познакомили лишь с основными ветвями психологической науки, но и они могут показать, какую разветвленную систему дисциплин представляет современная психология.