Задачи и функции Федеральных государственных органов управления, органов власти субъектов РФ, органов местного управления.

Государственную политику занятости целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В генерализованном виде иерархию процесса можно представить в виде трех условий: макроуровня, регионального уровня и микроуровня ( уровня предприятий и домохозяйств).

На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают следующие кардинальные задачи политики занятости:

  1. согласование социальной, демографической, миграционной политики с целями и приоритетами политики занятости. В число задач этого блока входит минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, содействие занятости мигрантов, в том числе беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых как цена труда, регулирование качества (состояния здоровья и др.) населения трудоспособных возрастов;
  2. согласование финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешэкономической политики с системой целей и приоритетов политики занятости. Это основной блок общегосударственного регулирования занятости. К данному блоку относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства (и рабочих мест) в приоритетных отраслях;
  3. политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур (в том числе негосударственных фирм, занятых трудоустройством, профессиональной подготовкой и переподготовкой населения и др.). Основой данного блока является политика Минтруда (служб занятости) на рынке труда.

Среди ее приоритетов должны быть развитие качества рабочей силы через образование,

профессиональную подготовку и переподготовку, совершенствование информационных систем на рынке труда, целевая поддержка рабочих мест, развитие механизмов трудоустройства вообще и в частности поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и ряда других групп. В число задач данного блока входят также вопросы регистрации и социальной поддержки безработных, организации общественных и временных и работ и другие.

На региональном уровне государственная политика занятости в основном осуществляется в тех же трех направлениях. Субъектами политики в регионах являются, соответственно, органы законодательной и исполнительной власти. Перечень составных элементов политики занятости на уровне регионов уже, чем на общегосударственном уровне. Часть названных выше политик осуществляется преимущественно властями федерального уровня: такова в основном демографическая политика, многие аспекты внешэкономической политики (курс рубля, уровни пошлин, лицензии и квоты) регулируются также на федеральном уровне. В значительной степени на федеральном уровне регулируются основные направления финансово- кредитной политики. Тем не менее регионы должны включать содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетентности

(полномочий с федеральными органами) и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов осуществлять социальную политику (регулирование доходов, трансферных платежей и через уровень жизни- уровня предложения рабочей силы в регионе, регулирование демографического качества населения ( снижение заболеваемости, травматизма, пьянства и в конечном счете смертности трудоспособного населения), регулирование миграции.

На региональном уровне также в интересах -политики занятости возможно осуществление программ жилищного, транспортного и производственного строительства, государственных (в том числе муниципальных и др.) закупок продукции всех форм собственности для нужд транспорта, связи, экологических, социальных и других, предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налоговых (региональные налоги ), направленные на поддержание и развитие производства ( и рабочих мест) в приоритетных отраслях.

Меры поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса во многих случаях более эффективны на региональном уровне, чем на общегосударственном.

Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах имеет те же задачи, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в основном выполняются региональными органами по труду (службами занятости) за счет региональных фондов занятости, а в составе последних в первом

полугодии 1995 года, находилось 80% от сумм обязательных страховых взносов работодателей, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти. В число задач данного блока на региональном уровне входят: развитие систем подготовки и переподготовки рабочей силы (в первую очередь ее временно незанятой части), совершенствование структуры, информационного обеспечения (включая компьютеризацию), обеспечения приспособления помещениями и подготовленными кадрами центов занятости, целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих, повышение эффективности регистрации,

трудоустройства, социальной поддержки безработных и поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и ряда других групп.

Вопросы организации общественных и временных работ также могут эффективно решаться на региональном уровне.

На макроуровне политика занятости включает законодательное регулирование, финансовое, налоговое и иное стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств

(семей). На предприятиях осуществляется управление персоналом, развитие систем отбора и внутрифирменных перемещений, подготовки и переподготовки кадров. От успешного решения предприятиями задач в сфере управления персоналом зависит как общая ситуация с занятостью в стране и регионе, так и рыночная конкурентоспособность самих предприятий. В конечном счете именно на предприятиях

производятся сохранение и создание новых рабочих мест, » деление » рабочих мест, перевод части работников в режимы неполного рабочего времени и отпусков по инициативе администрации.

В домохозяйствах осуществляются основные функции воспроизводства рабочей силы, от уровня благосостояния семей зависит суммарное предложение труда в стране и регионе. Домохозяйства, традиционно являвшиеся в нашей стране в последние десятилетия потребительскими ячейками общества, теперь частично восстановили производственные функции. Фермерские и некоторые другие предпринимательские домохозяйства являются наряду с предприятиями субъектами создания рабочих мест. Поддержка экономической активности домохозяйств также входит в число приоритетов политики занятости.

Политика занятости в регионах осуществляемая на федеральном уровне, должна включать следующие направления:

разработка и применение методов региональной дифференциации общегосударственных мер социально-экономической политики;

— совершенствование системы критериев отнесения регионов к категории проблемных (депрессивных) или территорий приоритетного развития (ТПР); создание и утверждение федерального реестра ТПР уровня республик, краев, областей и региональных реестров ТПР уровня административных районов, городов, других административно — территориальных единиц (ATE); разработка законодательства и создание институциональных структур руководства ТПР.

Политика занятости в регионах, осуществляемая самими региональными органами власти, в основном нацелена на решение задач, поименованных выше при перечислении целей политики занятости на региональном уровне. Кроме того, общие показатели уровней занятости и безработицы в стране и регионах в долгосрочной ретроспективе связаны с проводившейся демографической (в том числе миграционной) политикой, в ретроспективе последних лет — со всеми аспектами макроэкономической и социальной политики, деятельностью всех органов исполнительной и законодательной власти (в первую очередь экономического блока министерств), со структурами и объектами Федерального и регионального бюджетов и внебюджетных фондов. Министерство труда и социального развития и Фонд занятости лишь в незначительной

степени могут повлиять на указанные показатели. В то же время совокупность мероприятий, названных выше политикой Минтруда, может повлиять на некоторые структурные и динамические характеристики регистрируемой безработицы.

Дальнейшее совершенствование федеральных и региональных программ содействия занятости как механизма реализации политики на рынке труда зависит во многом от того, будет ли упорядочена вся система государственного регулирования занятости, основные направления перестройки которой были изложены ранее.

Для регулирования и организации занятости населения на территории Российской Федерации создана Федеральная государственная служба занятости населения, деятельность которой направлена на:

  • оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
  • разработку и реализацию федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а так же граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающие трудности с поиском работы;
  • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
  • организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан.

Эту работу возглавляет и организует соответствующий федеральный орган исполнительной власти — Департамент федеральной государственной службы занятости населения, который для осуществления своих полномочий создает территориальные органы. Его деятельность осуществляется в соответствии с положением о Департаменте федеральной государственной службы занятости населения.

В соответствии с данным положением основными функциями его деятельности являются:

  • анализ ситуации на территориальном рынке и выработка мер по предупреждению или сокращению негативных социально-экономических последствий массового высвобождения работников;
  • организация работы по приему безработных граждан, их регистрации в целях оказания им содействия в трудоустройстве, признанию их безработными, назначению и выплате пособий по безработице, стипендий в период обучения по направлению органов службы занятости, оказанию материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящихся на их содержании и снятию их с регистрационного учета;
  • обеспечение государственных гарантий гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
  • организация профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения;
  • организация работы городских управлений и районных отделов занятости населения по выполнению федеральных, межрегиональных, территориальных программ содействия занятости населения;
  • заключение договоров с образовательными учреждениями на профессиональное обучение безработных граждан;
  • содействие в развитии малого бизнеса, организации предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости граждан;
  • создание территориальных банков данных о вакансиях рабочих мест, а также о наличии свободных учебных мест по необходимым профессиям и специальностям;
  • осуществление специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

В структуру Департамента на правах филиалов входят городские и районные управления и отделы занятости населения, расположенные на территории субъекта РФ. Работа территориальных органов государственной службы занятости проводится в соответствии с Федеральной целевой программой содействия занятости населения РФ на 1998-2000 гг. и региональными программами содействия занятости. Основной целью территориальных программ занятости населения является смягчение социальной напряженности в субъектах РФ. Данная задача обеспечивается на основе развития гибкого рынка труда, переориентации экономически активного населения на новые формы трудовых отношений, повышения стимулов к активному поиску работы безработными гражданами, сбалансированности количества предложений рабочей силы и числа рабочих мест, предупреждения массовой безработицы, мобильности трудовых ресурсов и, как следствие, увеличения уровня занятости населения.

Итак, основными функциями Федеральной государственной службы занятости населения являются: подбор подходящей работы с помощью компьютерных банков вакансий, интенсивный поиск вариантов занятости в первые 10 дней с момента обращения в службу занятости до признания обратившегося безработным, использование групповых форм работы с гражданами, совершенствование информационного обслуживания населения.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в осуществлении государственной политики в области содействия занятости населения относятся:

  • реализация основных направлений государственной политики в области содействия занятости населения, предупреждение массовой безработицы на территории РФ;
  • принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих общие принципы государственной политики в сфере занятости населения;
  • разработка и финансовое обеспечение федеральных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;
  • определение минимальных и обязательных в РФ норм социальной и экономической защищенности граждан от безработицы;
  • координация деятельности органов государственной власти субъектов РФ по вопросам занятости населения;
  • формирование основных принципов социальной защиты работников несостоятельных организаций и организаций, осуществляющих структурные изменения производства.

Список литературы:

1. Старовойтов Л.И. Занятость населения и ее регулирование. Учебное пособие для ВУЗа,М 2001,190.

2. Боровик B.C. Занятость населения. Учебное пособие для ВУЗа, Ростов-на-Дону. 2001,315

3. Агабекян Р.Л. Современные теории занятости: Учебное пособие для ВУЗа. М. 2001,190

4. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1( ред.от 10.01.2003) » О Занятости населения в РФ»

5. Кабалина В., Рыжикова 3. Неполная занятость в России. // Вопросы экономики. — М.; 1998, №2.

6. Гарсиа-Исер М., Голодец О., Смирнов С. Работодатели о положении и перспективах работников, занятых в режиме неполного рабочего времени. // Человек и труд, 1997, №3.

7. Коммандер С., Енцов Р. Безработица в России: масштабы, структура, детерминирующие факторы. // Общество и экономика, 1995, №4.

8. Милеева Л. Экономические стороны «скрытой» безработицы. // Экономист, 2001, №7.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *