Принципы структуризации социальной сферы
В научной литературе имеются различные подходы к структурному анализу социальной сферы. Чаще всего она предстает как сложная совокупность подсистем образования, здравоохранения, транспорта, учреждений жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения, средств информации и культуры. Известны и такие подходы, где на первый план выдвигается исторически сложившееся в данном обществе распределение и закрепление функций социальной сферы, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения. Несомненно, каждый из подобных подходов имеет свои достоинства, позволяющие с наибольшей полнотой реализовать ту или иную аналитическую задачу.
Разрабатывая концепцию мониторинга, мы руководствовались принципом структуризации социальной сферы, опирающимся на основополагающую социальную функцию общества. Эта функция призвана обеспечивать непрерывное и целостное воспроизводство действительной жизни всех взаимодействующих в обществе социальных субъектов — их всестороннее развитие, самореализацию жизненных сил, удовлетворение многообразных потребностей, гарантии безопасности и социальной защиты, экологического благополучия окружающей среды.
В данном подходе главным предметом социологического анализа выступает исследование конкретных условий и факторов непосредственного жизнеобеспечения каждого социального субъекта ( индивид, семья , социальная группа, слой населения, этнос и т.д.) , его отношении с другими субъектами, по поводу своего социального статуса в обществе, трудового вклада, уровня и качества жизни, морально-психологического самочувствия. При этом в предметное поле социологического анализа входят показатели не только витальных, но и социально-творческих потребностей, культурно-духовных запросов субъекта. С учетом этих потребностей — в их оптимальном и минимальном выражениях — анализируются потенциальные возможности инфраструктуры социальной сферы, актуальные проблемы и задачи социальной политики, перспективы и конкретные программы социального развития региональных и территориально-поселенческих общностей.
Разумеется, при таком подходе социальная сфера не может рассматриваться в пределах жестких пространственных и временных рамок. Но и в реальной жизни она существует не самоцельно, а в тесной взаимосвязи с другими сферами общества — материально-производственной, политической, культурно-духовной. Взаимодействуя с ними, социальная сфера выступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов в обществе, их относительного равновесия, . В основе такого взаимодействия лежит взаимодополнительность и связь основных общественных функций: производства материальных и духовных благ, их распределения и обмена между социальными субъектами, политического управления всеми делами общества.
Опираясь на эти рассуждения, попытаемся дифференцировать функции и структурные компоненты социальной сферы как целостной системы. Если главная функция социальной сферы заключается в воспроизводстве индивидов и групп как субъектов целостной жизнедеятельности и общения, системообразующим фактором социальной сферы и вместе с тем ее первичным элементом должно выступать понятие » потребность индивида (группы)». Именно потребность, как ‘наиболее простое, элементарное образование, выражающее насущные нужды субъекта в необходимых для его существования материальных и духовных благах, выявляет существо главной функции социальной сферы. Вместе с тем это понятие заключает в себе кардинальное внутреннее противоречие между растущими потребностями субъектов и возможностями их удовлетворения. Оно, на наш взгляд, является основным в процессе саморазвития, самореализации жизненных сил каждого социального субъекта. С другой стороны, динамика развития потребностей и потенциальных ресурсов для их удовлетворения служит основным источником самодвижения всей социальной сферы.
Отсюда логически вытекает членение социальной сферы на основные компоненты . Во-первых, это народонаселение как совокупность дифференцированных социальных субъектов — непосредственных «носителей» потребностей , необходимых для их жизнебытия и развития. Во-вторых, — социальная инфраструктура как совокупность учреждений, предприятий, технических сооружений и средств, производящих товары и услуги, предназначенные для удовлетворения потребностей социальных субъектов. В-третьих, это комплекс социальных институтов, обеспечивающих более или менее справедливое распределение материальных и духовных благ между различными субъектами в соответствии с их трудовым вкладом и социальным статусом. В-четвертых, — система учреждений и организаций, обеспечивающих социальное обслуживание депривированных слоев и групп населения, нуждающихся в особой социальной поддержке и помощи. В-пятых, необходимым компонентом социальной сферы, являются органы управления, обеспечивающие и направляющие функционирование и развитие всей этой многосложной системы.
Кризисный этап осуществления в нашем обществе экономических, социальных и политических реформ вызвал опасные дисбалансы в функционировании всех структурных компонентов социальной сферы. Резкое снижение уровня жизни основной массы населения страны привело к значительному, а порой и катастрофическому разрыву между потребностными запросами людей и возможностями их удовлетворения в соответствии с привычными социальными стандартами. Это обстоятельство, в свою очередь, обусловило процессы морального травмирования сознания целых групп и слоев населения, их физической и психической деградации, смены стереотипов экономического и нравственного поведения. Разрушение системы базисных ценностей негативно сказалось не только на морально-психологическом самочувствии людей, но и на их социальной, профессионально-трудовой активности.
В ходе реформ возникли и стали все более выявляться контуры новой социальной структуры общества, резко поляризованного на относительно немногочисленную олигархическую группу «сверхбогатых» и массу беднейшего, в значительной мере маргинализованного, деклассированного населения. При этом большинство исследователей социальной структуры нынешнего российского общества сходятся на том, что нереалистично рассчитывать в ближайшее время на быстрое формирование «среднего класса», выполняющего роль своеобразного социального буфера между означенными выше полюсами.
К сожалению, последнее десятилетие было отмечено и стремительным разрушением социальной инфраструктуры. В условиях бюджетного дефицита ухудшилось состояние материальной базы многих оздоровительных, воспитательных и образовательных учреждений. В кризисной ситуации оказались жилищно-коммунальное хозяйство, городской транспорт, объекты бытового обслуживания, социально-культурного назначения. Бесконтрольный рост платности обучения, медицинского обслуживания, лечебно-оздоровительных и культурных мероприятий вызвал глубокие негативные перемены в образе жизни, духовном кругозоре миллионов людей.
Существенные изменения в ходе реформ претерпели и социальные институты, регулирующие распределительные отношения в обществе. Как известно, под распределением в экономике понимается разделение произведенного продукта, дохода, прибыли между субъектами общественного производства. Различают операции первичного распределения, связанные с производственной деятельностью (заработная плата, косвенные налоги, взносы в фонд социального страхования) и вторичного распределения, осуществляемого посредством механизмов прямых налогов, дивидендов, субсидий, социальных выплат и т.д.
Если в дореформенной, плановой экономике распределение ресурсов и денежных средств служило инструментом управления не только производственными, но и социальными процессами в обществе, то в нынешних условиях эту функцию по преимуществу должен выполнять рынок товаров, услуг и рабочей силы.
Однако первые шаги в переходе к рыночной экономике (шоковая либерализация цен, ваучерная приватизация предприятий и др.) привели к разбалансировке распределительных механизмов, к невиданным прежде диспропорциям в материальном положении различных групп населения, обнищании малообеспеченных граждан, безработице. Противоречия в области потребностных и распределительных отношений стали источниками опасной социальной напряженности в обществе и многочисленных конфликтов. Все это требует проведения эффективных мер по совершенствованию распределительных отношений, формированию новых, рыночных механизмов их осуществления на практике, а значит и глубокого социологического анализа этих процессов.
В последние годы в России было осуществлено значительное расширение сети учреждений социального обслуживания населения. Только в системе социальной защиты населения функционируют ныне свыше 2 тыс. Центров социальной помощи семье и детям, реабилитации инвалидов, медико-психологических консультаций, домов престарелых и других учреждений. Вся эта обширная сеть социального обслуживания различных групп и категорий населения требует непрерывного социологического наблюдения в целях улучшения ее функционирования, совершенствования методов и стиля работы.
Органы управления социальной сферой нуждаются в мониторинговом наблюдении двояким образом. Во-первых, по мере развертывания управленческих структур все более острой становится потребность в информационно-социологическом обеспечении их деятельности на основе современной компьютерной техники. Во-вторых, нуждается в глубоком социологическом анализе сам процесс социального управления в обществе, организации подготовки кадров социальных работников, внедрения новых методов и форм управленческой деятельности.
Мы рассмотрели лишь наиболее общие теоретические принципы и практические проблемы структурирования социальной сферы в трансформируемом обществе. Их анализ с очевидностью свидетельствует о том, насколько сложным и многоплановым объектом мониторингового наблюдения является ныне социальная сфера нашего общества.
Естественно, все грани и аспекты такой многоуровневой и динамичной социальной системы не могут стать предметом единовременного и целостного социологического анализа даже в рамках отдельного региона. Отсюда с неизбежностью возникает необходимость фокусирования нашего внимания на главных, решающих направлениях исследования.
Думается, в сегодняшних кризисных условиях жизни общества таким направлением является обеспечение социальной безопасности и защиты населения, прежде всего, его наиболее ущемленных и депривированных групп и слоев, а также создание соответствующего этим целям ресурсного и кадрового потенциала, нормативно-правового регулирования распределительных отношений. Именно под таким углом зрения должны ныне анализироваться проблемы управления социальной сферой. Вместе с тем программное обеспечение мониторинга должно позволять проведение локальных исследований, направленных на изучение состояния различных компонентов социальной сферы.