Социально-педагогическая компетентность специалиста по социальной работе
Под формированием личности, которое раньше обозначалось термином «воспитание в широком смысле», понимается процесс становления человеческого индивида под воздействием как целенаправленных влияний общества и семьи (воспитание в собственном смысле слова), так и разнообразных, нередко противоречивых влияний окружающей среды. Важнейшим средством образования и воспитания является обучение, под которым понимается процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимой для осуществления образования человека.
Социальная педагогика — особый раздел педагогического знания, который изучает воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности. Процесс социального воспитания не исчерпывается только детским возрастом, он происходит, с соответствующими изменениями, на протяжении всей жизни человека. Кроме того, он осуществляется как институтами, специально предназначенными для этого (семья, школа и т.д.), так и такими институтами, для которых он не является основной функцией (трудовые, воинские коллективы, церковь и т.д.).
Социальная педагогика не только определяет теоретические основы социального воспитания, но и осуществляет практику создания системы мероприятий и учреждений по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной сферы.
Предмет социальной педагогики — воспитание человека в социуме, формирование самостоятельно действующей, нравственно гармоничной личности, отвечающей за выбор своего жизненного пути, творческую реализацию своих способностей, стремлений и отношений в сферах взаимодействия. Она призвана оказывать воспитательно-образовательную помощь социальному становлению человека.
Тарифно-квалификационная характеристика описывает должностные обязанности социального педагога, круг его знаний, умений и навыков. Следует обратить внимание на то, что, хотя области деятельности и предмет содействия социальной работы и социальной педагогики близки и даже иногда пересекаются, это отдельные, не совпадающие друг с другом области деятельности, сферы знания и профессиональной подготовки. Тем не менее, социальный работник должен обладать серьезными знаниями основ социальной педагогики и уметь осуществить социально-педагогическое воздействие.
Так как личность человека является чрезвычайно сложным образованием, а ее взаимодействие с социальной средой опосредствуется множеством связей, процесс трансформации этой личности или ее социальной ситуации как правило требует применения целого комплекса методик и технологий, включая педагогические, психологические, социальные, социально-медицинские, экономические, правовые и т.д. Вычленение специально педагогических методов и техник является в известной мере условным, так как в реальной действительности они сплетены со всеми другими. Кроме того, учитывая направленность воздействия прежде всего на психику индивидов, социально-педагогические технологии неотрывны от психологических.
Следует также заметить, что в большинстве педагогических технологий, методик и процессов воспитательного воздействия находят свое воплощение определенные стороны метатехнологий или общих технологий социальной работы, таких, как адаптация, реабилитация, социальный надзор и контроль и т.п.
Под социально-педагогическими технологиями мы понимаем способы создания условий для положительного саморазвития, социальной адаптации и социальной защиты клиента путем воспитательного воздействия на его личность и поведение.
Социально-педагогические технологии реализуется через взаимодействие социального работника с клиентом в ходе активной жизнедеятельности в социуме и использование всего арсенала его средств и возможностей. Этот процесс в значительной степени детерминируется условиями, в которых он осуществляется. Выделяются три уровня условий, определяющих состояние социума и клиента: общесоциальные, региональные и местные. Общесоциальные условия, характерные для жизни всех людей социума, в котором живет клиент и действует социальный работник. Выбор методов социальной работы определяется и ее разнообразными региональными условиями: городскими, сельскими, этническими, природными, экономическими, конфессиональными и т.д. Социальный работник нередко сам является выходцем из того социума, где он работает. Это позволяет ему особенно глубоко понимать проблемы, которые затрудняют жизнедеятельность клиентов, создают потенциальную возможность эффективно организовать процесс помощи им. На региональном уровне прежде всего нужно учитывать традиции, как положительные, так иные. Для методики социальной работы это означает правильную расстановку акцентов в совместных с клиентом делах по ознакомлению с различными культурами, работе с семьей и в семье, пропаганде и развитии положительных традиций, укреплении сострадания людей разных поколений, воспитании почтительного отношения к старшим и др. В этих условиях
наиболее подходит методика реализации социальной программы типа «Воспитывающий город», которая имеет аналоги как в России, так и за рубежом.
Общие и региональные условия реально проявляются в бесконечном своеобразии местных условий, которые неповторимы в каждом конкретном социуме и их трудно выделить и описать. Учитывая чрезвычайно переменчивый характер местных условий, социальному работнику важно хорошо владеть социально-педагогическими методами анализа характера этих изменений, эффективности проводимой работы. Владея методами анализа эффективности проводимой работы, самоанализа и обоснования деловых выводов, востребованности социальной политики и практики, социальный работник может проявить истинный профессионализм.
Возможность такого выбора в том общем, что характеризует разные, но схожие условия. В то же время пренебрежение этими различиями, слепой перенос того или иного метода в новые условия может привести к неудаче. Поэтому выбор метода социальной работы определяется глубоким изучением конкретного социума, анализом достоверности обнаруженных фактов, верификацией выводов и прогнозов. Кроме того, разумеется, оценка местных условий, степени насыщенности социальных ресурсов, а также возможностей самого социального работника (учреждения социального обслуживания), в значительной степени детерминирует как возможности, так и методику воспитательного воздействия.
Социальная педагогика располагает целым комплексом методов, которые позволяют социальному работнику создать условия для положительного саморазвития клиента, его социальной адаптации и защиты, т.е. достичь целей и задач социальной работы. Все социально-педагогические методы можно сгруппировать, исходя из разных схем. Раскроем некоторое из них, наиболее всего подходящие для практической деятельности специалиста.
При определении социально-педагогических методов, используемых в социальной работе мы исходили из следующих принципов:
• принцип конкретно-исторического подхода, т.е. выделение ведущих направлений на основе тщательного изучения и анализа обстановки, наличных сил и возможностей;
• принцип гармонии просвещения и организации практической деятельности клиентов, т.е. сочетание словесных и практических методов;
• принцип коллективного творчества, т.е. заинтересованное включение в процесс всех его участников (клиентов, социальных работников, родителей, общественности). Реализация этого принципа является источником жизненности и разнообразия содержания и методов деятельности, дает возможность воздействовать на каждого участника социальной работы;
• принцип преемственности, т.е. координация деятельности социального работника с различными социальными учреждениями, организациями, службами, объединение их усилий, совместная работа, ликвидация дублирования и непроизводительной траты сил;
• принцип комплексности, т.е. обеспечение в каждом виде деятельности многих аспектов социальной работы.
Неотъемлемым разделом педагогики является дидактика, раскрывающая закономерности преподавания и усвоения знаний, умений и навыков, обосновывающая обучающие методики и технологии. Знание ее основ необходимо социальному работнику. Однако в социальной педагогике недопустимым качеством общения и деятельности является дидактичность -нравоучительный, менторский тон по отношению к клиенту, настойчивое стремление поучать, высокомерная позиция доминирования. Социальное воспитание, особенно взрослых людей — это в первую очередь самовоспитание, партнерское сотрудничество социального работника с клиентом в изменении его личностных и социальных обстоятельств. Уважение суверенитета личности клиента обусловлено не только этическим кодексом социального работника, но и прагматическими обстоятельствами: без стремления к самовоспитанию и перевоспитанию, без активной позиции со стороны клиента любое воспитательное воздействие будет неэффективным.
На протяжении всей человеческой истории педагогика вынуждена существовать в условиях, как представляется, неустранимого противоречия: воспитательные концепции и воззрения, которые находят свое воплощение в педагогическом процессе, часто вопиюще расходятся с действительностью, с жизненной практикой, с теми повседневными и повсеместными примерами, которые воспитуемые видят перед собой. Современная российская действительность — не исключение. Педагоги, воспитатели, родители в один голос жалуются на то, как трудно внушать детям уважение к честности, трудолюбие, почтение к старшим, семейные достоинства. В то же время не вызывает сомнения старая истина, что в людях необходимо воспитывать добродетели — пороки привьются сами. Попытки закрывать глаза на действительность, осуществлять оторванные от жизни проповеди способны привести к укоренению цинизма и неверия у клиентов, что неизбежно обернется неуважением к социальному работнику и падением эффективности его воздействия. Социальный работник должен трезво оценивать действительность, не закрывая глаза на ее трудные, негативные и даже отталкивающие стороны. Здесь должна соблюдаться достаточно тонкая грань между объективностью и критицизмом по отношению к ситуации. Специалист должен испытывать сам и внушать клиентам уверенность в возможности найти выход для улучшения положения или полного разрешения социальной проблемы клиента или клиентов.
Современные социальные работники используют как традиционные, так и новые методы работы. Новые методы организации деятельности связаны, как правило, с изменившимися реалиями жизни. В настоящее время они отражают, во-первых, установившиеся гражданско-правовые отношения между учреждением социального обслуживания, социальным работником и клиентом; во-вторых, демократическую сущность социальной работы, которая основана на партнерстве, сотрудничестве; в-третьих, потребность в нетрадиционных формах организации деятельности: учреждениях ночного пребывания, благотворительных аукционах, магазинах «Милосердие» и др. Первостепенное значение отдается самопомощи, самовоспитанию, помогающим клиенту стать субъектом собственной судьбы, стимулирующим процессы саморегулирования, когда человек сам стремится быть ответственным, осознавая важность личных усилий как верного пути к успеху.