Развитие алкогольной политики в российской федерации как приоритетная задача в обеспечении экономической безопасности
Переход в начале 90-х годов к рыночной экономике в Российской Федерации сопровождался заметными изменениями роли государства во всех сферах общественной жизни страны, и прежде всего в сфере экономики.
Преобразования кардинально затронули сферу производства и реализации различных продуктов, товаров и услуг, некогда находившихся под строгим контролем государства. Известные издержки этого процесса способствовали начавшейся криминализации рынка, резкому всплеску изготовления и реализации недоброкачественной, фальсифицированной и «левой» продукции, в том числе в такой высокодоходной деятельности, демонополизированной и перешедшей в частные инвестиции, как производство и оборот алкогольной продукции. Необходимо отметить, что доходы от нелегального производства и продажи контрафактной (фальсифицированной) продукции составляли миллионы рублей, а ежегодные экономические потери государства — миллиарды рублей. Все эти цифры, конечно же, несопоставимы с ежегодными цифрами смертности и отравления людей в РФ от спиртовой и алкогольной продукции.
Алкогольная ситуация в России, и прежде отличающаяся высокой напряженностью, за 90-е годы приобрела необычайно острый характер, выражающийся в повышении показателей смертности по причинам, связанным с алкоголем, роста «пьяной» преступности. Алкогольная ситуация в своей динамике достигла уровня и масштабов, представляющих реальную угрозу как для физического и нравственного здоровья народа, так и для национальной безопасности в целом.
Уровень потребления алкоголя за 90-е годы возрос на 25% и достиг, по оценкам Минэкономразвития, 13 литров абсолютного алкоголя на душу населения в год, что явилось одним из высоких показателей в мире. Для сравнения, в 1913 г. в России потреблялось 3,4 л абсолютного алкоголя на душу населения, а в 1980 г. — 8,7 л. По стандартам же Всемирной организации здравоохранения алкогольная ситуация становится особенно опасной, когда уровень потребления превышает 8 л абсолютного алкоголя на человека в год.
В условиях России опасность повышенного потребления алкоголя значительно усугубляется спецификой структуры, качества спиртных напитков, низкой культурой их потребления, преобладанием крепких спиртных напитков, низким качество водки и вина. За 90-е годы произошло ухудшение и этих показателей. В структуре алкогольного потребления доля водки и других спиртных напитков достигла 80% против 49% в 80-е годы. При этом удельный вес фальсифицированной водки, не отвечающей требованиям ГОСТа, составил, по результатам проверок контролирующих органов, от 37 до 45%.
Как итог — в результате потребления некачественных и фальсифицированных спиртных напитков в России ежегодно отравляются сотни и погибают десятки тысяч человек.
Не случайно Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации справедливо отметил сложную для российского общества обстановку, когда в результате отравления алкоголем, и прежде всего его суррогатами, ежегодно умирают в России 40 тысяч человек.
Последовательные шаги государства в предпринятой попытке возврата к монополии в сфере производства и реализации спирта и алкогольной продукции каких-либо существенных результатов пока не дало. И тем не менее, понимая важность дальнейшего поиска приемлемых путей решения проблемы, предпринимаются соответствующие усилия, преследующие цель сократить поле криминальных возможностей, образовавшихся в исследуемой сфере.
Так, исполнительной властью на протяжении небольшого периода был принят ряд важных Постановлений Правительства РФ: от 22 апреля 1994 г. N 358 «О мерах по восстановлению государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции», от 2 ноября 1995 г. N 1076 «Об обязательном контроле за фактически произведенными объемами этилового спирта из сырья всех видов», положивших начало упорядочению правового регулирования процессов законного оборота спирта и его производных. Кроме того, в этот период принимается Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Во исполнение данного Федерального закона Правительство РФ принимает следующую группу важных нормативных актов: Постановления от 8 февраля 1996 г. N 129 «Об утверждении квотирования закупки этилового спирта», от 3 августа 1996 г. N 938 «О введении специальной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации», от 9 августа 1996 г. N 946 «О создании постоянно действующих налоговых постов в организациях, производящих спирт этиловый из всех видов сырья», от 19 августа 1996 г. N 987 «О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией», направленных на усиление борьбы с правонарушениями в изучаемой сфере. С учетом объективной оценки сложившейся здесь ситуации, колоссальных размеров вреда, наносимого государству, принимаются Указы Президента РФ от 30 апреля 1997 г. N 442 «О дополнительных мерах по предотвращению незаконного производства и оборота спирта этилового и алкогольной продукции» и от 6 октября 1998 г. N 1199 «Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». Выполняя данное решение, Правительство РФ издает Постановление от 6 октября 1998 г. N 1159 «Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта», которое также легло в основу предметной реализации государственных политических установок борьбы с криминалом в алкогольной сфере.
Думается, что все эти решения являются важной предпосылкой формирования алкогольной политики государства, которая должна включать в себя и меры вытеснения из оборота спирта и алкогольной продукции проникшего сюда криминалитета.
Разумеется, это не такая простая задача. В данной связи приходится констатировать, что с каждым годом на алкогольном рынке страны растет доля нелегального криминального товара. По данным Минэкономразвития России на 2005 г., доля нелегального производства и оборота алкоголя составляет сегодня 30%, а ежегодные потери государства от незаконной деятельности в этой сфере составляют 12 миллиардов рублей. Кроме того, происходит «перенос» нелегального изготовления алкогольной продукции из подпольных цехов в легальные предприятия. По данным ГИЦ МВД России, в 2002 г. подобных фактов выявлено на 43% больше, чем в 2001 г.
О негативных явлениях в сфере незаконного оборота спирта и алкогольной продукции могут косвенно свидетельствовать и данные о количестве выявленных в спиртовой, винодельческой и ликероводочной отрасли народного хозяйства преступлений экономической направленности. Так, здесь в 2000 г. было выявлено 1492, в 2002 г. — 1911, а в 2005 г. втрое больше — 5615 преступлений. В частности, в данной отрасли в 2000 г. был 3071 случай пресечения деятельности подпольных цехов по производству фальсифицированных алкогольных напитков, в 2001 г. — 2735, в 2002 г. — 1251, в 2003 г. — 777, в 2004 г. — 1243, а в 2005 г. — 1637 таких случаев. В ходе этого из незаконного оборота в 2000 г. изъято 1,6 млн. дкл., в 2001 г. — 1,2 млн. дкл., в 2002 г. — 805203, в 2003 г. — 667544, в 2004 г. — 986173, 2005 г. — 624401 дкл. этилового спирта и алкогольной продукции.
Приведенные данные могут свидетельствовать о довольно большом объеме рассматриваемого криминального оборота, обладающего большей степенью латентности. Данное обстоятельство следует учитывать при дальнейшем развитии алкогольной политики в России, которое в последнее время получило новый импульс в свете принятых в 2005 г. двух Федеральных законов от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ и от 31 декабря 2005 г. N 209-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и ряда постановлений Правительства РФ, в которых получили свою конкретизацию многие положения, реализация которых должна явиться составной частью работы по созданию и принятию на федеральном уровне последовательной и выверенной антиалкогольной программы, отвечающей национальным интересам в области обеспечения экономической безопасности страны. Указанная программа должна стать важным этапом дальнейшего развития алкогольной политики российского государства.