Сущность, принципы и виды социального обеспечения

В условиях формирования рыночных отношений в обществе проблема совершенствования этой системы становится все более острой и актуальной. Отсутствие надежного механизма социальной защиты привело к резкому снижению уровня жизни населения. По официальной статистике, на начало 1997 года 40% населения нашей страны находилось за порогом бедности и 20 % относилось к малообеспеченным слоям населения.

В большей степени это относится к пенсионерам, инвалидам и семьям с детьми. По данным Госкомстата России, по отношению ко всему населению с данными доходами ниже прожиточного минимума пенсионеры в 1998 году составляли 9,3% против 6,9% в 1995 году. Важность внимания к решению социальных проблем данных категорий граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России, наблюдающегося в последнее десятилетие не только в нашей стране, но и во всем мире. По прогнозу специалистов, к 2000 году число их возрастет до 20.4 %. Процесс этот продолжает нарастать, что обусловлено необходимость серьезных преобразований в социальной политики формирования качественно нового правового и организационного механизма социального обеспечения населения.

История социального обеспечения в России уходит в глубь веков. С 1912 года Россия влилась в строй цивилизованных стран со складывающейся, достаточно широкой системой обязательного социального страхования и обеспечения. После Октябрьской революции 1917 года Советским правительством был принят ряд декретов по социальному обеспечению и страхованию. 31 октября 1917 СНК РСФСР принял «Положение о социальном обеспечении трудящихся». 17 апреля 1919 года оно было дополнено некоторыми изменениями, в соответствии с которыми финансирование расходования стало производится из государственного казначейства в сметном порядке. Пенсионное обеспечение по старости стало вводиться поэтапно с 1928 года, а в 1929 году был принят Закон «Об обеспечении и порядке социального страхования по случаю старости». Крупной реформой стали мероприятия, проводимые в соответствии с Законом СССР «О государственных пенсиях» от 14 июля 1956 года по социальному обеспечению и страхованию. Важнейшей радикальной реформой всей системы социального обеспечения и страхования стал Закон «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», принятый 15 мая 1990 года.

На современном этапе право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации /Статья 39/ и осуществляется на практике с помощью определенного организационно-правового механизма, который представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер. Этот механизм не остается неизменным, он постоянно совершенствуется в соответствии с конкретными условиями и задачами государства. В чём заключается сущность социального обеспечения населения? Социальное обеспечение — это система социально-экономических мероприятий по обеспечению и обслуживанию престарелых и нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также других лиц, нуждающихся в поддержке и помощи.

Оно гарантирует конституционное право граждан Российской Федерации на материальное обеспечение и обслуживание в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

Социальное обеспечение включает в себя следующие виды:

пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные);

пособия (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы, инвалидом с детства и др.);

содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах, специализированных домах для одиноких пожилых людей и супружеских пар);

профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов;

протезно-ортопедическую помощь;

медико-социальную экспертизу и реабилитацию инвалидов;

льготы и преимущества пожилым людям и инвалидам, семьям с детьми.

Несмотря на общие черты, присущие системе, все эти виды имеют свои нормы и методы обеспечения.

Важное значение для нормального функционирования этого механизма имеет система финансирования социального обеспечения. Средства на социальное обеспечение в основном сосредоточиваются в государственном бюджете, внебюджетных фондах и Фонде социального страхования. В комплексе мер организационного и нормативно-правового характера, осуществляемых государством по совершенствованию механизма социального обеспечения, всё большее значение приобретает реформирование всей системы социального страхования. Это обусловливается, в первую очередь, необходимостью изменения структуры затрат на реализацию социальных программ, более равномерного распределения таких расходов. В настоящее время основная доля затрат на эти цели в нашей стране приходится на государство, когда как в странах о развитой рыночной экономикой только от 20% до 50%. Переход к рыночным отношениям предполагает повышение тарифов взносов на государственное социальное страхование.

Экономической основой социального обеспечения являются прежде всего социальные гарантии государства, закрепленные в Конституции РФ, где четко определено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (Статья 7).

Программы социального обеспечения, как свидетельствует опыт стран с развитыми рыночными отношениями, предполагают в основном три рода действий: деятельность в области социального обеспечения или поиск социальной защиты и социальной справедливости; организация социальных служб или поиск структур адекватной социализации; осуществление социальных акций или поиск лучшего образца государственного и общественного устройства.

Важное значение приобретают модели вмешательства государства в рыночную экономику для решения проблем социального развития. В качестве основных показателей, характеризующих систему социального обеспечения, служат правомерность, характер и размер дотаций, методы финансирования и организация управления. Социальное обеспечение — это национальная система программ, выплат, услуг, помогающая людям удовлетворять их социальные, экономические, образовательные потребности, являющиеся основными для поддержания общества.

Важнейшей составной частью системы социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Наиболее уязвимыми категориями населения, на которых в большей мере отражаются трудность и проблемы осуществления рыночных реформ, являются пожилые люди и инвалиды. Для них всё более недоступными становятся основные предметы потребления, продукты питания и лекарства. Поэтому возникает острая необходимость в поддержке их со стороны государства и общества, в пенсионном обеспечении. Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, на начало-1997 года составила 37,8 млн. человек (25% к общей численности населения) и возросла за последние пять лет на 3,7 млн. человек, В 1996 году доходы пенсионеров по отношению к величине прожиточного минимума составили более 80%. Доля расходов на пенсии в ВВП в 1996 году составила 6,2%. Минимальная пенсия по старости с установленной компенсацией возросла с 342 рублей в 1991 году до 219,6 тыс. рублей к концу 1996 года. Число лиц с инвалидностью достигает 8,5 млн. человек . Подавляющее большинство пенсионеров (37,8 млн., человек) обеспечиваются пенсиями в соответствии с законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Кроме того, по другим основаниям, пенсии получают 1,8 млн. человек.

Пенсия является одной из форм денежных выплат. Пенсионное обеспечение — это вид социальной защиты, который существует во всех развитых и многих развивающихся странах. Субъектом пенсионного обеспечения является физическое лицо, признанное нетрудоспособным. Цель пенсионной выплата пожилых и нетрудоспособных материальное обеспечение граждан, предоставление им средств к существованию в соответствии с действующим законодательством.

Переход к рыночным отношениям в обществе потребовал создания обновленной пенсионной системы, построенной на страховых принципах. Важным шагом по пути формирования такой системы явилось создание Пенсионного Фонда РФ на основе Закона «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 года. Фонд является самостоятельным кредитно-финансовым учреждением, осуществляющим свою деятельность, исходя из закона «О банках и банковской деятельности». В задачу Пенсионного фонда РФ входит сбор и аккумуляция средств, необходимых для пенсионного обеспечения.

Характерно, что средства Пенсионного фонда формируются в основном за счет следующих источников: страховых взносов предприятий и организаций (работодателей); страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров; страховых взносов работающих граждан, а также ассигнований из Государственного бюджета РФ.

Согласно Положению о Пенсионном фонде, его средства расходуются: на выплату государственных пенсий; пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и другие мероприятия, связанные с его работой.

Порядок уплаты и размеры страховых взносов в Пенсионный фонд регулируются Правительством РФ. Так, в 1997 году размер страховых взносов в ПФР предприятий и учреждений составил 28% от фактического фонда заработной платы, самозанятого населения — 28%, колхозов и совхозов, юридических и физических лиц, занимающихся сельскохозяйственными работами — 20,6% и т.д.

В соответствии с решением Правительства РФ, часть предприятий и организаций освобождается от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд. В 1997 году от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд были освобождены общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также предприятия, учреждения и организации, уставной капитал которых состоит полностью из вкладов общественных организаций и пенсионеров, и численность работающих инвалидов на которых составляет не менее 50 % от общей численности работающих. В случае же, если численность работающих инвалидов составляет менее 50% от общей численности работающих, освобождение от уплаты страховых взносов применяется в части выплат, начисленных в пользу инвалидов и пенсионеров, независимо от источников финансирования.

Следует отметить, что выплата пенсий, предусмотренных Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года, для военнослужащих и приравненных к ним граждан, а также их семей, осуществляется за счет средств, ассигнуемых в Пенсионный фонд РФ из государственного бюджета Российской Федерации.

Однако, как показала практика, работа Пенсионного фонда требует дальнейшего совершенствования. Это связано с причинами финансового характера. Кризисное положение с финансами пенсионного обеспечения связано прежде всего с экономическим кризисом в стране в целом. Дефицит бюджета Пенсионного фонда, образовавшийся в результате задолженности предприятий и организаций по страховым взносам и других причин, а также недостаточное поступление средств из федерального бюджета привели к созданию напряженности с выплатой пенсий в последние годы. Так, на начало 1997 года задолженность федерального бюджета перед Пенсионным Фондом составила 14,1 трлн. рублей, а задолженность плательщиков перед ПФР — 62 трлн. рублей. По состоянию на 1.02.97 года просроченная задолженность по выплате пенсий составила 17,1 трлн. рублей.

В целях стабилизации финансовых взаимоотношений ПФР и плательщиков страховых взносов органы пенсионного обеспечения составляют широкомасштабную программу действий по погашению задолженности и своевременному внесению страховых платежей в Пенсионный фонд. Для этого широко используются права, предоставленные ПФР Указом Президента РФ № 1166 от 21 ноября 1995 года «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины по расчетам с Пенсионным фондом Российской Федерации» .

Важное место отводится созданию дополнительных форм социального обеспечения. 16 сентября 1992 года был издан Указ Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах». Развитию сети негосударственных пенсионных фондов как дополнительному источнику социальной защиты и обеспечения пожилых людей придается большое значение.

Суть создания таких фондов состоит в том, что граждане и работодатели перечисляют пенсионные взносы на именные счета в негосударственные пенсионные фонды. Специализированные компании должны обеспечивать сохранность этих вкладов, защиту от инфляции, гарантированное увеличение размеров фондов и направление прибыли на именные счета граждан. При создании таких фондов происходит соединение элементов банковской, страховой и инвестиционной деятельности.

Участниками Негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в России стали около полутора миллионов человек7. Основной объем сбережений сосредоточен в нескольких фондах, образованных крупными промышленными компаниями или банками. Российские НПФ применяют две основные схемы пенсионного обеспечения: рентную и страховую. В первом варианте на взносы клиента начисляется процентный доход, и, когда он выходит на пенсию, из образовавшейся суммы осуществляются выплаты. В случае страхового пенсионного обеспечения клиенту гарантируется пожизненная пенсия. Рассчитывая величину такой пенсии, специалисты НПФ исходят из прогноза средней продолжительности жизни.

Дальнейшее развитие негосударственных пенсионных фондов зависит как от принятия Закона, регулирующего их деятельность, так и от общей экономической ситуации в стране, обеспечивающей возможность длительной стабильной и прибыльной деятельности этих финансовых учреждений. Как недостаток, следует отметить и тот факт, что никто из участников (плательщиков НПФ) не гарантирован от банкротства фонда, а также и то, что высокими пенсиями в настоящее время могут быть обеспечены только клиенты сравнительно богатых компаний.

Одной из форм социального обеспечения являются пособия. Право на пособие гарантировано Конституцией Российской Федерации (Статья 39). Оно назначается по временной трудоспособности; по беременности и родам; многодетным и одиноким матерям;

на детей в малообеспеченных семьях; на детей военнослужащих срочной службы и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством. Так, в соответствии с Законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», принятого в 1995 году, № 21, обеспечивается выплата следующих видов пособий:

• пособие по беременности и родам;

•единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждениях в ранние сроки беременности; ежемесячное пособие при рождении ребенка;

•ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;

• ежемесячное пособие на ребенка.

Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования РФ, федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.

Пособие по временной нетрудоспособности граждан назначается на основе Положения «О порядке обеспечения пособия по государственному социальному страхования», утвержденным постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 года, № 13-6 (с изменениями и дополнениями).

Средством социальной защиты временно не занятого населения является пособие по безработице — денежная сумма, выплачиваемая государством лицам, признанным безработными в установленном Законом «О занятости населения в РСФСР» (1990 г.) порядке.

Неотъемлемой составной частью системы социального обеспечения граждан РФ является система льгот для особо нуждающихся категорий населения. В России в соответствии с действующим законодательством льготы предоставляются примерно 30 категориям граждан, нуждающихся в социальной поддержке, численность которых составляет свыше 12 млн. человек. Для них установлено более 100 различных льгот и преимуществ, охватывающих широкий круг вопросов: обеспечение и оплату жилья, коммунальных услуг и топлива, налогообложение и получение кредитов, оплату проезда на транспорте, обеспечение лекарствами, путевками на санаторно-курортное лечение, специальными транспортными средствами и т.д. Однако в настоящее время предоставление федеральных льгот затруднено, прежде всего, причинами финансового характера и неотработанности механизма их реализации. Система социального обеспечения предусматривает содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях. К государственным учреждениям социально-бытового обслуживания этих категорий граждан относятся дома-интернаты для престарелых и инвалидов, положение о которых утверждено приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 года. В соответствии с данным приказом «дом-интернат» является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В доме-интернате в целях осуществления лечебно-трудовой терапии создаются лечебно-производственные (трудовые), мастерские, а в доме-интернате, расположенном в сельской местности, также и подсобное хозяйство с необходимым оборудованием и техникой.

К другим учреждениям подобного типа относится также психоневрологический интернат — медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного проживания престарелых и инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в уходе, медицинском и бытовом обслуживании. В психоневрологический интернат принимаются, как правило, лица с умственной отсталостью в степени выраженной дебильно-сти, а также лица, страдающие затяжными формами психических заболеваний.

В настоящее время в Российской Федерации функционирует свыше 1025 таких многопрофильных стационарных учреждений (домов-интернатов для престарелых и инвалидов, детских домов-интернатов), в которых проживает около 235,0 тысяч человек, к 1996 году очередь на помещение в стационарные учреждения возросла до 8,2 тысяч человек.

Все более широкое развитие в последние год получает создание для престарелых домов-интернатов малой вместимости (на 8-20 человек), прежде всего в сельской местности. В настоящее время в нашей стране действует около 700 таких домов, ведется активное строительство и специализированных домов для одиноких престарелых людей и супружеских пар. Всего же за период с 1992 по 1995 годы число стационарных учреждений системы социальной защиты населения возросло на 15 процентов.

Одной из наиболее прогрессивных форм социальной поддержки нуждающихся граждан стала система социального обслуживания в нестационарных учреждениях. Сейчас в различных регионах страны функционирует около 1200 нестационарных центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, создано более 900 центров дневного пребывания для данной категории населения, 10 тысяч отделений социальной помощи на дому, повсеместно наблюдается изменения внутренней структуры системы социального обслуживания и в целом социального обеспечения в Российской Федерации.

Важное значение в системе социального обеспечения придается профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов.

Специфика различных нарушений требует специализированных учебных заведений и соответствующих учебных программ. Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление рабочего места к функциональным возможностям инвалида на его прежнем предприятии, организация специальных цехов и предприятий для инвалидов. В начале 90-х годов в России функционировало свыше 50 учебных заведений для инвалидов, вузов насчитывалось 641 студентов-инвалидов. Первые специальные вузы для инвалидов были открыты в Москве: Институт искусств (1990), Московский институт-интернат для инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы (1991).

Система профессионального обучения и профориентации инвалидов требует дальнейшего совершенствования на основе принципов: учета структуры нарушений психической и интеллектуальной деятельности, а не усредненного типа заболевания; опоры на сохранные психические и физические функции; учета прошлого профессионального опыта инвалидов; изменений, связанных с переходом к рыночным отношениям. Особое значение приобретает проблема обеспечения трудовой занятости инвалидов.

В России в настоящее время функционируют более 1465 специализированных предприятий (цехов, участков) на 241,7 тыс. рабочих мест. Однако, в среднем только 32% рабочих мест на них занято инвалидами, что составляет 12% от общей численности работающих инвалидов. Потребность в специально созданных условиях для инвалидов удовлетворена лишь на 7%. Преобладающее число таких предприятий относятся к местной промышленности. Предприятия, применяющие труд инвалидов, оказались сейчас в крайне тяжелом положении, происходит постепенное разрушение системы специализированных предприятий, предназначенных для использования труда инвалидов. Существующая система налогообложения предприятий и выплат компенсаций занятым там инвалидам не стимулирует предприятия к использованию труда инвалидов, имеются значительные трудности с сырьем и сбытом продукции. Зачастую рабочие места, предназначенные для трудоустройства инвалидов, выделяются без учета квалификации инвалидов я рекомендаций МСЭК по условиям и режиму труда. Происходит рост числа неработающих инвалидов, обращающихся за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости. Уровень безработицы среди инвалидов значительно выше, чем среди других категорий населения. Так, если доля неработающих инвалидов в общей численности инвалидов превышают в основном 85%, то доля занятого населения колеблется в общей численности от 51 до б0%/

Решение проблемы обеспечения профессиональной реабилитации и занятости инвалидов имеет важное значение, так как приобщение этой категории к труду способствует утверждению личности, устранению психологического барьера между ними и здоровыми людьми, более полной интеграции в общество, пополнению семейного и личного бюджета и т.д.

Особое место в решении этой проблемы отводится профессиональному обучению и трудоустройству детей-инвалидов — выпускников специализированных учебных заведений. Контингент детских домов-интернатов представлен различными группами, а это требует дифференциации программ трудового обучения специфики их реализации. Так, материальной базой для трудового обучения детей с выраженной умственной отсталостью в домах-интернатах служат учебно-производственные мастерские и подсобное хозяйство (УПМ).

Наиболее распространенные профили УПМ: швейный, картонажный. Имеются и многопрофильные УПМ, позволяющие обучать детей различным видам трудовых операций, в домах-интернатах для детей с физическими недостатками также осуществляется трудовое обучение. Для его реализации имеются учебно-производственные мастерские 2-3 профилей (столярное и швейное дело).

Для профессионального обучения разработаны программы обучения профессиям бухгалтера, машинистки о основами делопроизводства, декоративно-прикладному искусству. От уровня профессиональной подготовки во многом зависит последующая адаптация и трудоустройство выпускников домов-интернатов.

Трудовая терапия имеет важное значение для постепенного приобщения инвалидов к обычному жизненному ритму. Занятость, концентрация внимания на выполняемой работе отвлекают клиента от его болезненных переживаний позволяет приобрести достаточную квалификацию, облегчает взаимоотношения между людьми, интеграцию в общество.

В последнее время все большую актуальность приобретает бытовая реабилитация. Протезио-ортопедическая помощь — важное направление социального обеспечения, связанное с предоставлением инвалиду необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице (специальные вело и мотоколяски, автомашины с приспособленным управлением и др.).

Помимо протезов люди нуждаются и в протезах (т.е. аппаратах, корсетах) и в сложной ортопедической обуви, в других протезно-ортопедических изделиях, всего по России число нуждающихся в различных видах протезно-ортопедической помощи превышает один миллион человек. Производством же протезно-ортопедических изделий занимается 66 протезно-ортопедических предприятий и 20 филиалов. Практически они есть в каждом административном центре республик, входящих в состав РФ, краев и областей, кроме Калмыкии, Камчатской, Магаданской и Сахалинской областей. Сегодня есть возможность открывать частные протезно-ортопедические предприятия, которых насчитывается уже около ЗО37. Все граждане России имеют право на бесплатное протезирование опорно-двигательного аппарата при наличии медицинских и социальных показаний, независимо от установления группы инвалидности. Оплата стоимости протезирования, как правило, производится органами социальной защиты населения по месту постоянного проживания протезируемого по счетам, предъявляемым изготовителем изделий. В случае же производственной, транспортной травмы и других по вине производства и какого либо лица оплату стоимости протезирования производит виновная сторона по решению суда.

В рамках Федеральной целевой программы «Разработка и производство средств протезирования, строительство, реконструкция и техническое перевооружение протезно-ортопедических предприятий», которая входит в составной частью в комплексную программу «Социальная поддержка инвалидов» (Постановление Правительства РФ № 59 от 16 января 1995 г.) предусмотрено провести реконструкцию действующих протезно-ортопедических предприятий; осуществить техническое переоснащение их за счет специально созданного и выпускаемого предприятиями бывшего оборонного комплекса технологического оборудования, закупки некоторых его видов за рубежом; построить при действующих предприятиях стационары сложного протезирования на 25-30 мест. Сейчас имеются только при 43 из 66 предприятий. Продолжается разработка новых видов протезно-ортопедических изделий, необходимых для обеспечения инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата.

На основе постановления Правительства РФ «О назначении и выплате отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на санаторно-курортное лечение, эксплуатацию транспортных средств и транспортное обслуживание», принятого в 1996 году, отдельным категориям инвалидов выплачиваются денежные компенсации эксплуатационных расходов (бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и запасные части к ним). Размеры денежных компенсаций на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание устанавливаются субъектами РФ, В соответствии с этим постановлением обеспечиваются денежной компенсацией расходов на санаторно-курортное лечение вместо путевок в санаторий или дом отдыха, которая осуществляется единовременно один раз в два года, в размере не менее четырехкратного минимального размера пенсий по старости.

Одним из важнейших направлений социальной защиты инвалидов, их социального обеспечения является создание единой государственной системы медико-социальной реабилитации о учетом имеющегося опыта по отдельным ее направлениям. Новое понятие инвалидности как ограничение жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья человека, приводящее к потребности в эффективной социальной защите, обусловливает необходимость трансформации врачебно-трудовой экспертизу. Медико-социальная экспертиза — это определение в установленном порядке потребностей инвалида в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. На Государственную службу медико-социальной экспертизы, в соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов в российской Федерации» (1995 г.) возлагаются не только определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления, но и потребности в различных видах социальной защиты, разработка программ профилактики инвалидности , определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида — это комплекс реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объем, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных, социальных и других мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению, определенных видов деятельности, разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы, оно является обязательной для исполнения органами государственной власти, местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности. Эта программа содержит реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, а также и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или предприятия, организации, учреждения. Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер. Однако, отказ инвалида от ее реализации (как в целом, так и отдельных ее частей) не дает ему права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых инвалиду бесплатно. Порядок организации и деятельности Государственной службой реабилитации инвалидов определяется Правительством Российской Федерации. Она представляет собой —совокупность органов государственной власти, независимо от ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления, учреждений различного уровня осуществляющих мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.

Итак, на современном этапе система социального обеспечения выглядит следующим образом:

• пенсия и пособия по федеральному законодательству;

• социальное обслуживание по федеральным и местным нормам;

• адресная социальная помощь на местах.

Социальное обеспечение нетрудоспособных и других приравненных к ним категорий населения требует аккумулирования определенной части произведенного общественного продукта и его перераспределения от производителей этого дохода (работодателей и работников) ко вторичным получателям — объектам социального обеспечения (престарелым, инвалидам, детям, безработным и др.). Подобное перераспределение осуществляется в основном двумя способами: налоги и отчисления в обязательное государственное социальное страхование, правила которого определены централизованно. Однако, в условиях рыночной экономики, социальное страхование становится главным источником средств на социальное обеспечение граждан. Вместе с тем, в современных условиях все большее значение приобретает еще один источник поддержки нетрудоспособных и другие нуждающихся граждан — общественная и частная благотворительность.

Она осуществляется на основе Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятого Государственной Думой 7 июля 1995 года (№ 135-ФЗ), но по существу, еще только начинается.

Таким образом, основными источниками социального обеспечения являются:

•валовой внутренний продукт (его часть, предназначенная на эти цели);

•налоги;

• страховые платежи;

• благотворительность.

Однако, организационно-правовой механизм социального страхования недостаточно отработан: нет единого законодательного акта регулирующего этот процесс; не принят закон о внебюджетных страховых фондах и т.д.

Несовершенны и организационные основы социального страхования. Управление обязательным социальным страхованием осуществляют и законодательные и исполнительные органы, часть управленческих функций передана таким специфическим, в основном, финансовым структурам, как фонды. Даже важнейшей составной слагаемой социального обеспечения — пенсионным обеспечением, управление осуществляется Министерством труда и социального развития (начисление, перерасчет, выплата, доставка) и Пенсионным фондом (сбор средств на выплату пенсий). Пособия по болезни находятся в ведении Фонда социального страхования, а обеспечением безработных занимается Федеральная служба занятости, которой подчинен Фонд занятости. Кроме того, созданы различные структуры в виде добровольных страховых и негосударственных пенсионных фондов, являющихся коммерческими организациями, но обладающих определенным государственным влиянием в форме обязательного лицензирования и контроля.

В странах с развитой рыночной экономикой в обязательном страховании принимает участие не только работодатель, но и сам работник. У нас же он выплачивает всего 1% личного дохода на эти цели.

Специальные отчисления от фонда оплаты труда, необходимые на пенсии, пособия по болезни, по беременности и родам, на нужды медицинского обслуживания, санаторно-курортные услуги, на трудоустройство и материальную поддержку при безработице, в РФ поступают в четыре государственных внебюджетных фонда:

пенсионный, соцстраха, медицинский и занятости. Они отделены от государственного аппарата и подчиняются только Правительству РФ и собственному уставу /положению/, а тарифы страховых взносов, бюджеты утверждаются законодательной властью.

К основные федеральным внебюджетным фондам социальной сферы относятся: Пенсионный фонд Российской Федерации (Постановление ВС РФ от 27.12.91 № 2122-1); Фонд социального страхования Российской Федерации (Указ Президента РФ от 07.08.92 № 822, Указ Президента РФ от 28.09.93 № 1503); Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (Постановление ВС РФ от 08.06.93 № 5132-1); Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения (Указ Президента РФ от 26.12.91 № 328, Указ Президента РФ от 14.12.94 № 2178, Постановление Правительства РФ от 19,02.92. № 121), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (Постановление Верховного Совета РФ от 24.02.93 № 4543-1).

Их деятельность строится по-разному. Так, Пенсионный фонд аккумулирует все средства на единый счет; Фонд социального страхования на федеральном уровне централизует только 26% общих поступлений, основное расходуется непосредственно на предприятии — страховщике; Фонд медицинского страхования — в основном территориальный, на Федеральном уровне сосредоточивается всего 0,2% от фонда заработной платы при общем взносе в 3,6%. Фонд занятости также в основном формируется и остается на территориях, непосредственно в Федеральную службу поступает от него только 20%.

Необходимо решить еще множество проблем для активизации и быстрейшего завершения реформы в системе государственного социального страхования. И здесь прежде всего, следует принимать во внимание отработанные на Западе принципы эффективности этой системы. В их числе гарантированность помощи застрахованному и обязательный характер условий и норм; платность — право участвовать в расходах возникает, как правило, при участии в доходах; солидарность — финансы обезличиваются и перераспределяются между различными участниками; автоматизм финансирования с помощью метода аккумуляции страховых тарифов; строго целевой характер средств и их возвратность; полнота определения страхового пространства в сочетании о разграничением различных видов страхования и дифференцированным учетом нуждаемости;

автономия и самоуправления органов страхования и др.

Технологии пенсионного обеспечения как совокупность методов, приемов и воздействий, применяемых в процессе его реализации, базируются на реальном опыте социальной работы в этом направлении, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками на нормативно-правой основе, фундаментом которой является Конституция (основной Закон Российской Федерации).

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *