Принципы информационно-социологического обеспечения процессов управления социальной сферой

В условиях сложившегося ныне в обществе системного социального кризиса, охватившего различные стороны повседневного бытия населения , возникает необходимость столь же всестороннего наблюдения социального пространства, аналитической проработки принимаемых управленческих решений Отсюда вытекает принцип системного, комплексного подхода к решению задач информационно-социологического обеспечения процессов управления социальной сферой..

Характер кризисных состояний и процессов в социальной сфере нередко имеет столь острый характер, что ставит под прямую угрозу деградации, маргинализации целые слои и группы населения. Предупреждение о надвигающейся социальной угрозе, выработка мер по ее предупреждению и локализации составляют одну из важнейших функций научно-информационного обеспечения управления социальной сферой. В связи с этим особо актуальное значение приобретает принцип обеспечения социальной безопасности населения,

Не менее важное значение имеет и принцип социально-правовой защищенности различных групп и слоев населения. Под социально-правовой защищенностью населения мы понимаем целостную систему реальных правовых гарантий, охранительных мер, конкретных действий правоохранительных органов, властных структур, эффективно обеспечивающих защиту социальных прав населения.

Фундаментальной предпосылкой реальной защищенности социальных прав граждан является принцип ресурсной обеспеченности гарантированного удовлетворения жизненных и культурно-духовных потребностей населения, прежде всего за счет потенциала социальной сферы и всех ее инфраструктурных элементов. Отсюда возникает необходимость включения в пространство мониторингового наблюдения аналитических данных, отражающих потенциальные возможности социальной инфраструктуры региона (города) и их экспертной оценки.

С другой стороны, важнейшим условием эффективного социального развития региона является соблюдение принципа активной самореализации каждым субъектом собственного социального потенциала в интересах удовлетворения своих потребностей и запросов общества. Социальная помощь и поддержка со стороны государства и общества необходимы и оправданны лишь постольку, поскольку они не поощряют социальную апатию и иждивенчество тех или иных субъектов, а наоборот, стимулируют их трудовую и общественно-политическую активность, творческую инициативу. Мониторинг должен обеспечивать адресную направленность социальной помощи и поддержки, способствуя выявлению наиболее нуждающихся в ней социальных субъектов. В теоретико-методическом плане, актуальное значение здесь приобретает научная интерпретация и социологическая операционализация понятия социального потенциала личности, группы и возможностей его практической реализации.

Весьма существенным для организации информационного обеспечения органов управления социальной сферой региона является соблюдение принципа единства и целостности социально-информационного пространства, а значит и единой структуризации- государственных информационных ресурсов, обладателями коих являются различные уровни управления регионом и ведомственные подразделения. Каждый из уровней управления данной системой должен располагать собственным локальным вычислительным центром (ЛВЦ), автоматизированным рабочим местом (АРМ) на базе персонального компьютера и быть связанным с другими уровнями управления модемной связью. Все ЛВЦ и АРМ обслуживаются специалистами – социологами-аналитиками и инженерами по программированию и обработке информации на персональных компьютерах.

Предлагаемая социально-информационная система должна отвечать принципу пролонгированного социологического наблюдения, анализа, диагностики и прогнозирования социальных явлений и процессов. Под социальной диагностикой здесь понимается процедура, предназначенная для анализа и оценки состояния объектов социальной сферы с точки зрения их соответствия или несоответствия нормативным требованиям или потребностям, ожиданиям социальных субъектов. Диагностическое исследование должно указывать на наличие внутренне противоречивых связей и процессов, нарушающих нормальное функционирование анализируемого социального объекта. Социальное прогнозирование – процесс формирования научно обоснованных суждений о тенденциях и путях предполагаемого развития социальных явлений и процессов, выбора наиболее предпочтительных вариантов и альтернатив такого развития.

Важнейшим принципом эффективного развития социальной сферы является осуществление государством активной социальной политики. Последняя представляет собой, как уже отмечалось выше, целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных организаций по регулированию и гармонизации социальных отношений в обществе, обеспечению социальной безопасности населения, наращиванию и обогащению социального потенциала общества.

Социальная политика реализует в обществе три основные функции: экономическую (стимулирование экономической деятельности всех социальных субъектов), социальную (целенаправленное и гармоническое взаимодействие, воспроизводство социальных субъектов в рамках общественной целостности), стратегическую (развитие и наращивание социального потенциала общества). Координация, сбалансированный характер осуществления этих функций обусловливается направляющей ролью государства в решении конкретных задач социальной политики.

Экономическая реформа и связанная с ней структурная перестройка промышленности и сельского хозяйства сопровождаются возрастанием межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, дифференциацией регионов по основным социально-экономическим параметрам. В связи с этим наблюдается усиление межрегиональных контрастов, обострение социальной напряженности и региональных конфликтов. Преодолеть эти негативные тенденции и призвана региональная социальная политика, в задачу которой входит устранение отмеченных выше негативных тенденций, выравнивание качества и условий жизни населения независимо от специфики того или иного региона.

В принятой Правительством РФ Программе социальных реформ, выделяются следующие основные направления региональной социальной политики:

выравнивание межрегиональных различий в доходах населения, уровне занятости, социальной инфраструктуре, транспортной сети, коммуникациях, состоянии окружающей среды и т.п.;

обеспечение на всей территории страны государственных стандартов и гарантий, дифференцированных с учетом объективных особенностей регионов;

предоставление региональным органам власти и управления реальных возможностей по обеспечению минимальных государственных стандартов;

выравнивание возможностей для проведения социальных реформ в регионах с различными стартовыми условиями.

Предлагаемый социальный мониторинг является по своей сути социологическим инструментом информатизации и технологизации пространства социальной сферы региона (города). Под информатизацией здесь понимается организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей органов управления социальной сферой и в генерировании и целесообразном использовании информационных pecypcoв, необходимых для осуществления реформы и развития социальной сферы. Решению этих задач подчинена структурная организация мониторинга и механизмы его функционирования.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *