Социальная политика Германии
Социальное государство предусматривает обязанность государства заботиться о благосостоянии своих граждан. Это обязательство осуществляется путем компетентного вмешательства государства в соответствии с существующим законодательством в социально-экономические процессы, когда это необходимо для поддержания должного уровня благосостояния.
Термин “социальное государство” используется преимущественно в немецкоязычных источниках (Sozialstaat), в то время как в англоязычных версиях употребляется понятие “общество (государство) всеобщего благосостояния/благоденствия (Welfare State). Хотя данные понятия по своей сущности близки, историко-политическое развитие и социокультурные традиции позволяют рассматривать их как самостоятельные.
Понятие “социальное государство” зафиксировано в Конституции ФРГ. В Основном законе, принятом 23 мая 1949 г., в п.1 ст. 20 записано, что Германия является демократическим и социальным федеративным государством.
Современный тип социального государства в Германии формируется непосредственно после окончания второй мировой войны. К основателям социального государства причисляют первого канцлера ФРГ Конрада Аденауэра (1876-1967) и экономиста, государственного деятеля Людвига Эрхарда (1897-1977).
Людвиг Эрхард признан как один из основных теоретиков и практиков в разработке социально-ориентированной рыночной экономики, сущность которой, по его мнению, только тогда можно считать достигнутой, когда соответственно с растущей производительностью одновременно понижаются цены, обеспечивая, таким образом, подлинное повышение реальной заработной платы.
Социальный порядок. В широком смысле слова это понятие идентично понятию “общественный строй“ и означает совокупность всех правил, регулирующих структуру общества и отношения между его членами и общественными группами, а также предполагает наличие соответствующих институтов.
В узком смысле под социальным порядком понимают совокупность институтов и норм , регулирующих социальное положение индивидов и групп в обществе ( в той мере, в которой это обусловлено экономически, например, доходами, имуществом, профессией), а также экономически обоснованные социальные отношения между членами общества ( например. между работодателями и работополучателями). Между экономическим и социальным порядком существует некоторая степень взаимосвязи.
Задачи социального порядка
Каждый экономический порядок имеет основное осциальное содержание, поскольку экономическая ситуация оказывает сильное влияние на социальное положение индивидов и групп. Социальный статус, социальное положение и социальная защищенность отдельных лиц и групп зависят, в частности, от распределения доходов и имущества, от равенства или неравенства стартовых возможностей и шансов на развитие личности.
Основное социальное содержание экономического порядка.
1. Способствовать экономическому росту и прогрессу и распределять доходы и имущество в соответствии с господствующими нормами справедливости (“благосостояние для всех”).
2. Обеспечить полную занятость, т.е. избежать безработицу.
3. Высвободить средства для неспособных к труду и непроизводительно работающих, чтобы обеспечить для них уровень существования, воспринимаемый как достаточный.
4. Ограничить минимумом личную зависимость, гарантировать основные права человека, право на свободное развитие личности, экономическое развитие личности.
5. Соблюдение групповых интересов экономического и социального характера и обеспечение координации интересов работодателей и работополучателей, производителей и потребителей. индивида и общества.
Для характеристики сущности и степени развитости социального государства необходимо учитывать следующие параметры:
— налоговое государство;
— услуговое государство;
— правовое государство.
Социальное государство должно обеспечивать права человека, достойный прожиточный минимум, добиваться социального равенства, гарантировать социальное обеспечение и социальную защиту наиболее уязвимых социальных групп и категорий населения.
Социальное государство создает как бы многоуровневую рамочную конструкцию, обеспечивающую социальную стабильность через такие механизмы, как социальная политика и социальная работа.
3. Европейское социальное пространство.
Систему европейского социального сотрудничества условно можно представить в трех измерениях:
— Европейское Сообщество ( в связи с тем, что Сообщество объединяет несколько европейских структур, в официальных документах употребляется название Европейские сообщества — ЕС);
— Совет Европы (СЕ);
— Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Если две последние структуры представляют социальные интересы в области прав человека, то ЕС (известный также под названием Общий рынок) представляет собой единое хозяйственно-финансовое и социальное пространство.
Начало существования ОБСЕ было положено подписанием руководителями 33 европейских государств, США и Канады Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1. 08. 1975 г. в условиях биполярных международных отношений с целью содействия улучшению взаимоотношений между капиталистическими и социалисттическими странами. Основное внимание ОБСЕ уделяет созданию международного механизма по защите прав человека, утверждению принципов демократии и верховенства закона, получившей признание как “человеческое измерение общеевропейского процесса”.
Другой важнейшей структурой европейского социального взаимодействия является Совет Европы — консультативная межпарламентская организация, созданная в 1949 г. в целях содействия интеграционным процессам. В рамках СЕ заключено около ста различных конвенций и соглашений, которые. хотя и носят рекомендательный характер, учитываются европейскими государствами при формировании социальной политики.