Терапевтические модели практической работы с пожилыми людьми
Вместе с тем, терапевтические модели, образующие фундамент практической работы с пожилыми людьми, должны удовлетворять трём принципам:
1.изучение индивида в его социальной среде;
2.понимание психосоциального становления и развития личности как пожизненного процесса;
3.учет социокультурных факторов формирования и развития индивида.
Разумеется, разные теории в разной степени удовлетворяют каждому из названных принципов.
Современная социальная работа с престарелыми призвана строиться на Плане действий по проблемам престарелых, разработанном ООН более 15 лет назад1 и рассчитанном на период до 2001 г. В предисловии к нему, страны мира торжественно признают, что качество жизни не менее важно, чем большая продолжительность жизни и что поэтому стареющим следует, насколько это возможно, позволить жить в собственных семьях плодотворной, безопасной, здоровой, приносящей удовлетворение жизнью и считаться органической частью общества.
Данный документ ООН рекомендует правительствам всех стран предпринять следующие меры в области социальной поддержки пожилых людей:
Разработать национальную политику в отношении престарелых, тем самым укрепляя связь между поколениями.
Поощрять благотворительно направленные организации. Защитить пожилых людей от экономических потрясений.
Обеспечить качество жизни в специализированных учреждениях для престарелых.
Если пожилой человек живет не на родине, обеспечить его полностью в стране пребывания.
В России в настоящее время принят ряд федеральных социальных программ. Их авторы менее всего озабочены теоретической чистотой задуманного.2 К сожалению, многим из социальных программ присущи декларативность, несистематичность, внутренние противоречия. Так, в проекте Федеральной программы «Старшее поколение» читаем, что это документ, впервые в истории России предлагающий «решение проблем пожилых людей на качественно новом уровне”.3 Но пожилые люди — не объект деятельности разнообразных социальных служб, а субъект, принимающий решения. Большая часть проблем пожилых людей, как впрочем и социальных проблем в целом, принадлежит к ряду нерешаемых, поскольку они — в системе ценностей и воспроизводятся для каждого следующего пожилого поколения.
Вместе с тем, в соответствии с рекомендациями ООН (45 сессия Генеральной Ассамблеи ООН, 1990 г.), 1 октября отмечается в большинстве стран СНГ как День пожилых людей. Это выражение признания вклада старшего поколения в создание экономической и оборонной мощи страны, в развитие науки, культуры. Главное состоит в том, что День пожилых людей стал поводом для осмысления положения ветеранов в жизни общества. В России оно оказалось непредвиденно и неоправданно сложным. Если сравнивать уровень социальной защищенности и качества жизни россиян, то в ряду развитых стран мира Россия по основным параметрам социальных индикаторов занимает 61-62 место, в лучшем случае — 58. На социальные нужды расходуется 12% ВВП, т.е. наш уровень финансирования расходов на социальные нужды приблизительно как в Зимбабве. Идет значительное снижение уровня жизни стариков, ухудшение их здоровья. Вместе с тем совершенствуется законодательная база социальной работы с пожилыми людьми.
Нереалистично ожидать, что государственные программы смогут охватить все аспекты помощи пожилым людям. Не случайно ООН рекомендует поощрять благотворительные организации. Неправительственные благотворительные организации призваны сыграть свою роль в этом процессе. Однако широко развитая частная или общественная благотворительность — одно из проявлений гражданского общества, основной признак которого — инициативность граждан и автономность общества от государства при решении многих проблем. Нельзя сказать, что в настоящее время в России благотворительные организации занимают присущее им развитом обществе место, но их уже достаточно много. Они решают такие задачи, как организация бесплатного питания для пожилых людей, оказание им помощи в ведении домашнего хозяйства, сбор поношенной одежды, оказание помощи в поиске работы и пр.
Изучению содержания пожилых людей в домах-интернатах уделяется в мире большое внимание. Этому посвящена серия исследований отечественных ученых. В США с 70 гг. действуют “Омбудсмановские программы долгосрочного попечения”.4 Практика обеих стран подтверждает актуальность установки ООН на то, чтобы “позволить жить стареющим людям в собственных семьях”. Ибо поступающий в дома-интернаты пожилой человек попадает в сложную ситуацию; с одной стороны, резкая смена окружающей обстановки, с другой — переход к коллективной жизни, необходимость подчиняться установленному порядку, боязнь утраты независимости. Это усугубляет неустойчивое нервно-психическое состояние, служит причиной подавленного настроения, неуверенности в себе, в своих действиях, отрицательно сказывается на состоянии здоровья. Одетые в одинаковые халаты, лишенные собственного угла, старики переживают полную деперсонализацию.5 Наибольшее количество жалоб проживающих в домах-интернатах для престарелых приходится на качество ухода зп пациентами, питание, нарушение их прав.