Системы реабилитации наркозависимых
1. Духовно-ориентированные программы само- и взаимопомощи
Из существующих духовно-ориентированных программ признание среди специалистов и пациентов получила программа «12 шагов», основывающаяся на 12 шагах (этапах выздоровления) и 12 принципах (условиях выздоровления). Задачами программы являются изменение взгляда человека на мир, возвращение его к нормативным человеческим ценностям и полноценной жизни в обществе. Участие в программе добровольное, безвозмездное, открытое, строго анонимное и не зависит от возраста и вероисповедания. Терапевтами в программе выступают сами больные.
Программа включает в себя группы «Анонимных алкоголиков» («АА»), «Анонимных наркоманов» («АН»), Ал-Анон (Родственников алкоголиков), Нар-Анон (Родственников наркоманов), Алатин (Детей алкоголиков и людей с различными формами зависимостей от ПАВ), а также Семейные клубы трезвости.
Работа в группах «АН» наиболее эффективна для взрослых людей со сложившейся системой ценностей. Для детей и подростков, в силу их возрастных особенностей, данная программа мало эффективна, а в ряде случаев противопоказана. Это связано с тем, что у несовершеннолетнего, при раннем начале употребления психоактивных веществ, нормативная структура личности могла быть еще не сформирована и требуется целый комплекс реабилитационных мероприятий направленных не на восстановление, а на формирование нормативного личностного статуса, включающих в себя реорганизацию личности и психических особенностей реабилитируемых, их жизненной среды и характера коммуникативных отношений.
2. Программы терапевтических сообществ
ТС предусматривают стационарное пребывание в среднем 12—15 месяцев. Главная задача терапевтического сообщества (ТС) – полное изменение стиля жизни наркозависимого, это означает не только воздержание от наркотиков, но и устранение антисоциального поведения, развитие полезных навыков и умений, формирование новых ценностных ориентаций. В основе организации реабилитационного процесса в терапевтических сообществах лежит идея о том, что индивидуальные изменения должны происходить через тесное взаимодействие, взаимопомощь и самопомощь в условиях общежития. Пребывание в ТС предполагает выполнение достаточно жестких правил поведения и различных ритуалов, существующей в нем иерархии его членов и поэтапной смены режимов пребывания.
В ТС персонал подразделяется на первичный и вспомогательный. Первичный персонал составляют бывшие пациенты ТС, успешно прошедшие реабилитацию, групповую терапию и специальную подготовку, они осуществляют руководство, выполняют обязанности социальных работников и консультантов. Степень участия в работе ТС специалистов (вторичный персонал) – педагогов, психологов, врачей, юристов, администраторов, социальных работников и других может быть различна: от руководства до супервизии и оказания консультативной помощи.
Одним из основных принципов реабилитации является обеспечение постоянной занятости пациентов. Такая занятость обеспечивается максимально насыщенным графиком ежедневных специальных и терапевтических занятий, режимом бытового самообслуживания, регулярными трудовыми процессами и содержательным досугом. Активность пациентов в рамках программы реабилитации представляет собой социотерапевтическую модель их включения в реальную жизнь на новых, позитивно измененных основаниях.
Терапевтические сообщества для несовершеннолетних имеют определенную специфику, которая заключается в более щадящем реабилитационном режиме, приоритете позитивных воздействий, ролевом поведении персонала и «заботящейся» среде, направленной на развитие личностных и социальных качеств пациентов. Из-за постоянного увеличения числа детей и подростков, использующих ПАВ, развитие именно таких систем приобретает все большее значение. В следующей разделе даны определения, цели и задачи реабилитации детей и подростков, изложенные в соответствии с Концептуальными основами реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами Министерства Образования РФ. Это первый документ в системе образования, где описывается организация реабилитационного процесса и его специфика с учетом возрастных особенностей несовершеннолетних.