Технологический потенциал социолого-ориентированных моделей практики социальной работы
Вопрос о специфике технологий социальной работы, несмотря на осознание в последние годы равноправия ее технологической и феноменологической составляющей, не только не утрачивает актуальности, но, судя по всему, приобретает еще более важное значение по мере перехода современного общества от индустриализма к постиндустриальному состоянию. Появляются новые аспекты взаимодействия теории и практики социальной работы, основных факторов и условий, детерминирующих совершенствование технологий оказания помощи нуждающимся: развитие науки, потребности (проблемы) практики, творческая деятельность специалистов, ученых и практиков,
Вполне определенно обозначились особенности дифференциации технологий социальной работы, обусловленные, во-первых, спецификой, сферой решения проблем клиента в обществе (технологии социальной работы в образовании, здравоохранении, сфере занятости, социального обслуживания и др.); во-вторых, особенностями концептуальных моделей оказания социальной помощи, теми теориями, которые используются в практике людей: в-третьих, предпочтениями, опытом собственно социального работника, субъекта оказания помощи нуждающимся.
В данной главе рассматриваются особенности технологий практики социальной работы, обусловленные различными концептуальными основаниями.
Социология тяготеет к тем теориям социальной работы, которые ориентированы преимущественно на так называемую структурную социальную работу, предполагающую прежде всего усилия социальных работников оптимизировать деятельность учреждений социальной сферы, обеспечивающих социальную защиту и поддержку различным социальным группам нуждающихся, повышение эффективности социальной политики в обществе в целом. В этой связи объектом социологического анализа являются также и социальные предпосылки, условия осуществления психосоциальной работы, т.е. технологий социальной помощи конкретным людям, описываемых в понятиях психосоциальных теорий социальной работы. Анализ ее современных моделей позволил сделать вывод о том, что значительная их часть обусловлена социологическими концепциями того или иного характера либо и сегодня, по существу, является ими, лишь определенным образом трансформируясь применительно к проблемам социальной работы. В этой связи, существенно важно установить связь этого теоретического знания с основными направлениями практической деятельности социальных работников.