Виды аддикций, встречающихся при шизофрении у подростков
Хотя у больных подростков шизофренией встречаются практически все разновидности аддиктивного поведения, свойственные лицам без психических заболеваний, наиболее часто выявлялась алкогольная аддикция, никотинизм, сексуальная аддикция. Иными словами у больных подростков шизофренией можно встретить как субстанционные (прием психоактивных веществ), так и нефармакологические (сосредоточенность на предметах и активностях) виды аддикций. Однако сходство с аддикциями психически здоровых лиц у больных было довольно относительным и касалось внешних форм проявления.
Алкогольная аддикция
Патологическое употребление алкоголя больных шизофрений традиционно, начиная с C.K.Graeter, расценивается в качестве «симптоматического алкоголизма». Подход к пониманию алкоголизации подростков, больных шизофрений, с позиции аддиктивного поведения позволяет увидеть новые закономерности и взаимовлияния алкогольных аддиктивных и эндогенно-процессуальных расстройств. Оказалось, что в зависимости от клинической формы и типа течения шизофрении, возникающая на этой патологической почве алкогольная аддикция имеет различающиеся особенности клинический проявлений, течения и прогноза.
При параноидной шизофрении алкогольная аддикция развивалась в тех случаях, при которых не было выраженного параноидного синдрома с дезорганизацией психической деятельности и нарушением приспособительного поведения. Типичным проявлением алкогольной аддикции было начало алкоголизации в инициативном периоде, когда подростки прибегали к приему алкоголя для смягчения субъективно тягостного состояния, обусловленного процессуальной психопатологией. Алкоголизация продолжалась на паранойяльном этапе шизофрении, способность к переживаниям, вызывающим мотивы алкоголизации как бы утрачивались, алкогольная аддикция прекращалась. У подростков с параноидной шизофренией с приступообразно-прогредиентным течением и сложной депрессивно-параноидной структурой приступов наблюдалось развитие интенсивной алкоголизации с атарактической преобладающей аддиктивной мотивацией. По окончании приступа аддикция прекращалась и вновь возникала при начале нового приступа или при обострении текущего. В межприступном периоде алкогольная аддикция у подобных подростков не наблюдалась, потому что психическое состояние в ремиссии существенно отличается от периода приступа и в нем не находится места для алкогольной аддиктивной мотивации.
При простой форме шизофрении алкогольная аддикция развивалась у подростков с умеренной выраженностью simplex – синдрома и относительной сохранностью социально-ролевого поведения. Изменения личности подростков легко могут вызвать явления «дрейфа» с патологической зависимостью от окружающей социальной среды и утратой целенаправленности интеллектуальной активности и поведения, и возникновение субмессивной аддиктивной мотивации. В зависимости от особенностей клинических проявлений процессуальной психопатологии простой шизофрении ведущей аддиктивной алкогольной мотивацией может стать атарактическая или активация поведения.
Обобщая наблюдения о влиянии алкогольной аддикции на течение шизофрении у подростков, можно отметить, что алкоголизация привносит лишь преимущественно фасадную симптоматику, которая может затушевать и маскировать шизофренические проявления, не оказывая существенным образом воздействия на тенденции течения и прогноз шизофрении. Более очевидным является влияние алкоголизации на социальный статус и углубление социальной дезадаптации у подростков с шизофренией. С другой стороны, алкогольная аддикция у подростков с шизофренией находится в зависимости от течения шизофренического процесса. Это сказывается на атипичности проявлений алкогольного аддиктивного поведения, малой зависимости алкоголизации и аддиктивной мотивации от социально-средовых влияний, а также атипичности течения и исхода алкогольной аддикции по сравнению с алкогольной аддикцией у лиц без психической патологии.
Никотинизм
Больные подростки шизофренией курят чаще и интенсивнее, чем психически здоровые люди (Г.Т.Красильников и соавт., 1999). Курение как аддиктивное поведение у подростков с шизофренией существенно отличалось от курения здоровых лиц. Прежде всего, это отличие заключалось в том, что интенсивность курения находилась в зависимости от клинических проявлений шизофрении. При обострениях или ухудшения психического состояния с нарастанием таких симптомов, как тревога, беспокойство, ажитация, больные значительно увеличивали частоту курения, получая в ряде случаев отчетливый «терапевтический» эффект. Когда же проявления обострения редуцировались, то интенсивность курения также заметно повышалась в случаях развития нейролептического синдрома. В других случаях курение облегчало для больных подростков установление межличностных контактов, служило темой разговоров, предлагало стереотипные паттерны общения курильщиков, что особенно важно при обеднении, затруднении и извращении коммуникаций у этих подростков. Курение как аддиктивное средство выступало в качестве активирующего и облегчающего социальное поведение. Для большинства больных шизофренией подростков-курильщиков не была характерна гедонистическая мотивация. Больные прибегали к курению табака с целью получить другие эффекты. Никотиновая аддикция редко была самостоятельной, а чаще сочеталась с алкогольным аддиктивным поведением.
Сексуальная аддикция
Сексуальная аддикция у подростков, больных шизофренией как предмет исследования по сравнению с «фармакологическими» разновидностями аддикций почти не представлена в научной литературе. В отечественной литературе сексуальные отклонения у больных шизофренией исследовались преимущественно в плане судебно-психиатрической экспертизы и рассматривались как извращения влечений. Следует отметить, что к сексуальной аддикции необходимо относить только те варианты сексуального отклоняющегося поведения, которые развиваются по аддиктивным закономерностям, что позволяет отграничивать их от других видов сексуальных аномалий. Сексуальная жизнь у многих больных шизофренией значительно осложнена в связи с нарушением эмоционально-волевой сферы и интерперсональных коммуникаций (Г.Т. Красильников, 1998), что затрудняет половое поведение с гетеросексуальной ориентацией и создает предпосылки для возникновения сексуальных отклонений в форме аддикции.
Среди подростков, больных шизофренией, встречались следующие формы сексуального аддиктивного поведения: донжуанизм, эксгибиционизм и онанизм. Аддиктивное сексуальное поведение в форме онанизма преобладало у больных шизофренией – юношей, а у подростков-девушек – «донжуанизм» в гротескной промискуитетной форме.
Анализ прослеженных случаев позволяет сделать вывод о двойственном значении сексуальной аддикции у больных шизофренией. Обычно она возникает как попытка компенсации затрудненной в естественном развитии сексуальности, что приносит определенное облегчение личностному гомеостазу. С другой стороны, стабилизация аддиктивных механизмов и формирование устойчивого аддиктивного поведения нарушает психосексуальное развитие больных и блокирует возможность становления у них сексуально нормативных форм полового поведения. Влияние шизофренического процесса сказывается в облегчении возникновения сексуальной аддикции и утяжелении её течения, причём проявления аддикции нередко принимают гротескный и причудливый характер. А влияние аддикции на шизофрению проявляется в том, что в аддиктивном процессе возникают поведенческие и эмоционально-личностные изменения, сходные феноменологически с шизофреническими, что может утяжелить нарушения социальной адаптации, свойственные большинству больных подростков шизофренией.
Следовательно, аддиктивное сексуальное поведение, встречающееся у больных шизофренией, в связи с мощным патопластическим воздействием эндогенного процесса имеет принципиальные отличия от аддикций у здоровых лиц. Это проявляется, главным образом, в парадоксальности, сложности и малой осознаваемости сексуальных аддиктивных мотиваций необычности «аутистической окраски» аддиктивного поведения и тесной зависимости его от клинических особенностей и течения шизофрении (Г.Т.Красильников, 1999).
Особенности аддиктивных мотивций при шизофрении
Значимым разделом аддиктивных расстройств у подростков, больных шизофренией, являются аддиктивные мотивации. Мотивационные характеристики были получены Г.Т.Красильниковым с соавт. (1999) при комплексном изучении катамнестических сведений, результатов клинико-психопатологического и патопсихологического исследования, в том числе с помощью тестов Люшера и Роршаха. При выявлении доминирующих аддиктивных мотиваций было установлено, что они существенно отличаются от таковых у аддиктов без психических заболеваний. Это отличие заключалось в том, что «чистых» типов мотивации почти не встречалось, поэтому определение мотивации устанавливалось несколько условно, на основании относительного доминирования той или иной мотивации. Кроме того, доминирующие аддиктивные мотивации могли заменяться по мере течения заболевания.
Атарактическая мотивация – заключается в стремлении с помощью приема алкоголя смягчить или устранить явления эмоционального дискомфорта, тревоги, состояния фрустрации, мыслей о самоубийстве, конфликтов с окружающими и т.п.
Субмиссивная мотивация включала в свою структуру такие «конкретные мотивы алкоголизации»: неумение отказать друзьям, выпивки с целью «быть как все» и т.п. Проблема субмиссивной мотивации смыкается с проблемой люмпенизации определенных слоев общества, в которые легко вовлекаются подростковые аддикты, больные шизофренией.
Псевдокультуральная мотивация – при ней основное значение аддиктами придается атрибутивным свойствам алкоголя, характерны демонстративность и стремление произвести впечатление на окружающих подростков.
Гедонистическая мотивация – употребление алкоголя, наркотических средств для повышения настроения и получения удовольствия.
Психотическая мотивация – имела место тогда, когда больные подростки прибегали к приему алкоголя, наркотиков, чтобы заглушить голоса, особенно устрашающие или императивные.