Социальная работа в сфере занятости
Безработица: определение, типология
Безработица — социально-экономическое явление, при котором часть трудоспо-собного, экономически активного населения не находит себе применения в производстве. Безработица может быть следствием изменения отраслевой структуры экономики, сокраще-ния производства, роста эффективности производства и других социально-экономических процессов, в результате которых высвобождается определенное количество рабочей силы.
Виды безработицы.
В современной экономической науке различают следующие виды безработицы:
1.Естественная (фрикционная, институциональная, добровольная).
А) функциональная (временная) безработица. Текущая безработица, связанная с временной потерей работы и переходом на другую работу.
2. Открытая безработица (технологическая, структурная, региональная, цикличе-ская):
а) структурная — возникает в связи с переинтерпретацией экономики, дисбалансом спроса и предложения на рынке труда, закрытием целого ряда устаревших предприятий, из-менением технологии. Эти проблемы должны решаться на государственном уровне.
Б) циклическая или экономическая — является необходимой составной частью ры-ночной экономики, носит постоянный характер, в связи с банкротством нерентабельных предприятий, вынужденных перепрофилировать производство или закрыться.
В) региональное распределение безработицы неравномерное: от 1% в Москве до 7-8% в регионах, где есть предприятия оборонной, угольной, текстильной отраслей.
3. Скрытая безработица — это избыточная занятость, когда человек числится, но не работает. Например, женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, или при сокра-щенной рабочей неделе, когда работник числится, но находится в неоплачиваемом срочном или бессрочном отпуске, неполная рабочая неделя, неполный рабочий день. В России этот вид безработицы достигал огромных размеров: 7-8 млн.чел, а по официальным данным 4-5 млн.
4. Застойная безработица. В социальном плане наиболее опасный тип безработи-цы, т.к. распространен среди бомжей, тунеядцев и т.д., т.е. людей, которые практически не работают.
Одной из важнейших особенностей современного рынка трудя является скрытая безработица.
Общий спрос на рабочие места не покрывается их предложением. Помимо дейст-вий демографических факторов (ожидается увеличение численности трудоспособного насе-ления), предложения рабочей силы увеличатся и по социально-экономическим причинам, таким как:
? массовое освобождение работников с предприятий;
? потребность в работе граждан старших возрастов с ограниченной трудоспособ-ностью;
? приток мигрантов;
? насыщение рынка труда выпускниками различных учебных заведений, демоби-лизованными военнослужащими и т.д.
Основные группы безработных:
1) В первую очередь в числе безработных в России оказываются неквалифициро-ванные и малоквалифицированные работники, не готовые к переквалификации, работники нерентабельных, убыточных предприятий.
2) «слабые» демографические группы (молодежь, пожилые люди, женщины с детьми).
3) Мигранты (в том числе и беженцы.
4) Трудоспособные инвалиды.
5) деклассированные элементы: бомжи, бродяги, алкоголики, наркоманы, бывшие заключенные. Они не желают работать постоянно.
Проблемы, связанные с безработицей
Проблемы, негативно воздействующие на общественное развитие.
В связи с ухудшением криминогенной обстановки люди пытаются добыть деньги любым путем. Особенно это касается молодежи, которая очень легко попадает под влияние криминальных структур, создает свои группировки привыкает к «легкой жизни»; существует зависимость между преступностью и безработицей. Отсутствие работы ведет к обострению проблемы девиантного поведения: алкоголизации, наркотизации, росту проституции, бездомности.
Другая проблема — это рост социально-политической напряженности, угроза соци-ального взрыва, обострение межнациональных проблем, забастовки, манифестации, митин-ги, голодовки и другие форсы протеста в области экономики. Создается угроза роста массо-вой безработицы (превышает нормативную более чем в 2 раза).
Выключение из активной экономической жизни большого количества трудоспо-собных ресурсов ложится тяжелым бременем на бюджет, растет потребность в ресурсах для оказания социальной помощи, возникают проблемы, связанные с организацией структур службы занятости, «утечки мозгов»; снижение рождаемости и увеличение смертности ведет к «старению населения» и к увеличению нагрузки на трудовые ресурсы, изменению инфра-структуры на рынке труда.
Общие проблемы, характерные для всех групп безработных:
Финансовая, жилищно-бытовая;
Психологическая (депрессия, отчаяние, бессилие, растерянность, особенно, если безработица длилась долго и в то же время возрастает конфликтность, снижается «порог тер-пимости», способность заботиться друг о друге). В семьях безработных возрастает количест-во разводов, чаще отмечаются случаи жестокого обращения с детьми. У детей появляются отклонения в поведении, у них отмечаются нервные расстройства, возрастает уровень забо-леваемости.
В связи с вышеперечисленными факторами семья не выполняет важнейшие функ-ции, которые возложены на нее обществом, и это ведет к ее разрушению
Специфические проблемы.
Для первой группы безработных — это проблема переобучения. Не все могут ре-шиться сменить специальность, особенно если человеку с образованием предлагают рабочую специальность.
Психологическая проблема для лиц предпенсионного возраста. Возникает отчая-ние в связи с увольнением, менять профессию поздно, волнуют проблемы стажа и размера будущей пенсии.
Остро стоит финансовая проблема, так как нужно содержать семью.
Проблема свободного времени.
Для второй группы — это проблема разочарования в жизни, в сочетании с юноше-ским максимализмом, что может привести к жестокости по отношению к окружающим и как крайний вариант — к суициду.
Проблема создания семьи.
Для третьей группы — это все проблемы, связанные с беременностью, родами, ухо-дом за ребенком (финансовые, медицинские, психологические), очень низки шансы найти работу, особенно женщине с маленькими детьми.
Для четвертой группы характерен комплекс проблем: отсутствие жилья; проблема адаптации на новом месте; проблема общественного мнения; проблема обучения детей; це-лый ряд психологических проблем.
Для пятой группы — это проблемы здоровья; передвижения; поиск работы и необ-ходимость определенных льгот; комплекс психологических проблем.
Для шестой группы специфическая проблема — неделание постоянно работать, и эта группа ухудшает криминогенную обстановку, «Здоровье» общества, является социально опасной.
Основные направления политики занятости
В условиях эффективной экономики сфера занятости населения является сферой реализации способностей, знаний и умений человека. В нынешних условиях социального выживания эта нормальная предпосылка нарушена. Большое количество конкурентоспособ-ных и профессионально подготовленных людей или высвобождается, или вынуждена рабо-тать не по специальности. Политика в области содействия занятости должна быть ориенти-рована на развитие и эффективное использование человеческих ресурсов. Именно такой подход, обеспечивающий активные действия на рынке труда, повышение качества рабочей силы для последующего трудоустройства безработных может обеспечить максимально воз-можную занятость населения. Такая стратегия была заложена в основу федеральной про-граммы занятости на период 1998-2000 гг. Основные направления политики занятости:
— Информация о рынке труда. Информация о динамике рынка труда, о занятиях и карьере, возможностях трудоустройства, тенденция о спросе и предложении рабочей силы должна распространяться через центры занятости, СМИ, предприятия, учебные заведения.
— Содействие в трудоустройстве. Систематизация банка вакансий для информиро-вания населения о возможностях трудоустройства, подбор подходящего рабочего места и работников по запросам предприятий, обучение навыкам поиска работы, организация кон-сультирования населения.
— Профессиональная ориентация. Организация деятельности клубов ищущих рабо-ту, проведение ярморок вакансий, ярморок рабочих мест и специалистов, консультирование по выбору сферы деятельности, профессиональный отбор на вакантные рабочие места, обу-чение и переподготовку, оказание психологической поддержки населению путем усиления мотивации на поиск работы, повышение самооценки, формирование навыков адаптации безработных к трудовой деятельности.
— Профессиональное обучение. Создание системы профессионального обучения безработных, адекватной потребностям рыночной экономики, формирование сети учебных заведений, разработка учебно-программной документации и интенсивных технологий обу-чения, организация учебного процесса.
— Поддержка предпринимательства и самозанятости населения. Профессиональное консультирование и профотбор безработных для открытия собственного дела, финансовая поддержка, обучение основам предпринимательства.
— Программы «Молодежная практика». Трудоустройство выпускников учебных за-ведений, зарегистрированных в службе занятости на временные рабочие места при частич-ном использовании средств Фонда занятости.
— Временная занятость подростков. Временное трудоустройство подростков. Про-ведение целевых ярмарок вакансий, организация молодежных бирж труда.
— Общественные работы. Обеспечение безработных оплачиваемой работой, не требующей предварительной профессиональной подготовки. Финансирование за счет рабо-тодателей и частично за счет Фонда занятости.
— квотирование рабочих мест. Установление квоты для приема на работу граждан, нуждающихся в особой поддержке.
Главным в социальной политике должно стать упреждение массовой безработицы, что обеспечивается, прежде всего, нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием. Допустимой считается незанятость в пределах -5%. Однако массовая безработица может явиться детонатором социального взрыва что особенно опасно в современных условиях.
В России первая биржа труда была создана в 1901 г. Хитровским попечительст-вом о бедных и находилась в ведении городского самоуправления Москвы. В августе 1917г. был принят первый закон о биржах труда (осенью 1918г. в России — 238 бирж труда). В 1931г. перестала функционировать последняя биржа труда. 19.04.91г. была создана Государ-ственная служба занятости РФ. Ее возглавляет и организует Государственный комитет РФ по занятости. Служба занятости имеет разветвленную сеть. Финансируются службы за счет средств фонда занятости, в своей деятельности руководствуются конвенциями и рекоменда-циями, разработанными и принятыми Международной организацией труда (МОТ), созданной в 1991г. и соответствующими законами и нормативными актами РФ. Функции и структура службы занятости определены Законом «О занятости населения в РФ» от 20.04.96г.
Статус безработного
В деятельности служб занятости большое значение имеет трактовка понятия «без-работные». Безработными, в соответствии с названным законом, признаются «трудоспособ-ные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в службе занято-сти в целях поиска подходящей работы и готовые приступить в ней» (1, ст.3).
Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней с момента предъявления службе занято-сти паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, а также документов. Удо-стоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за по-следние два месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу и не имею-щих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании. При этом гражда-нин признается безработным со дня предъявления указанных документов (2, ст.15).
Безработными не могут быть признаны:
? граждане, не достигшие 16-летнего возраста;
? граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия, кроме граждан, получающих пенсию по инвалидности 3 группы;
? граждане, отказавшиеся в течение 20 дней со дня обращения в Центр занятости от двух вариантов подходящей работы;
? граждане, которые в установленном порядке не признаны безработными, имеют право на повторное обращение через две недели для признания их таковыми;
? при невозможности предоставления подходящей работы в течение 10 дней со дня обращения;
? граждане признаются безработными с первого дня предъявления Центру занято-сти документов.
Подходящей считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Семья безработного: типичные проблемы
К семьям безработных относят такие категории семей, в которых один или не-сколько их членов являются безработными.
Безработные и их семьи очень часто сталкиваются с материальными проблемами. Материальное положение безработных обостряется тем, что основная их масса не имеет де-нежных накоплений и поэтому при потери работы им приходится жить на пособие по безра-ботице, величина которого крайне незначительна. В наиболее трудной ситуации находятся семьи с детьми до 6 лет и семьи одиноких матерей с детьми.
В семьях безработных значительно больше проблем с проведением свободного времени, отпуска и детских каникул, занятиями спортом, посещением детьми различных кружков, секций и т.д.
Безработица сопряжена для каждого отдельного человека с принудительной поте-рей рабочего места, профессии, специальности, необходимостью переподготовки и получе-ния новых профессиональных знаний, поиском нового места работы. Люди вынуждены ме-нять свои привычки, круг общения, прежний образ жизни. Они все менее чувствуют уверенность в завтрашнем дне. Среди эмоциональных последствий безработицы модно назвать низкую самооценку, депрессию, склонность к суицидальному поведению. Состояние стресса, вызванное безработицей, может повысить и подверженность человека различным заболеваниям.
Некоторые исследователи считают, что стресс, связанный с безработицей, снижает способность членов семьи заботиться друг о друге, в результате чего дети подростки чаще убегают из дома, увеличивается конфликтность во взаимоотношениях супругов. В то же время подобная ситуация может привести к развитию самостоятельности ребенка, изменению его отношения к обучению, труду. Трудовая деятельность детей имеет много положительных аспектов. Хорошая работа может научить дисциплине, терпимости, самоуважению, трудолюбию. Вместе с тем перегрузки влияют на здоровье детей, на качество обучения. Многие дети приходят к выводу о возможности зарабатывать деньги и безбедно жить, не имея ни знаний, ни профессиональных навыков. В этих случаях необходимо рационально решить вопрос сочетания учебы и труда подростков.
И. наконец, следует указать на зависимость между безработицей и преступностью.
Таким образом, безработица оказывает разрушающее действие не только на каж-дого человека, попавшего в такое положение, но и членов его семьи. Помочь мобилизовать все силы и выйти из трудной ситуации — задача общества и специалистов по социальной ра-боте.
Социальная работа с семьями безработных
Социальные работники должны выявлять семьи безработных, наблюдать за ними, изучать их состояние, потребности. Для анализа необходимы следующие данные:
? количество членов семьи, в том числе детей;
? пол и возраст детей и родителей;
? материальное положение семьи;
? количество безработных в семье;
? продолжительность периода безработицы, ее причины;
? жилищные условия;
? отношения между родителями, детьми, родителями и детьми;
? состояние здоровья детей и родителей, наличие больных, инвалидов с детства;
? уровень образования безработных;
? профессия безработных, трудовой стаж;
? сведения о том, учатся ли дети, в каком учебном заведении;
? успеваемость детей;
? наличие асоциального поведения у членов семьи, его типы (алкоголизм, нарко-мания и др.);
? возможности проведения летнего отдыха;
? круг интересов семьи и др.
Выявление основных проблем в семье безработного позволит определить направ-ления помощи, которую может предложить им социальный работник.
Оказание юридической помощи: отстаивание интересов безработных и их семей; предоставление различных консультационных услуг по правовым вопросам, трудовому и социальному законодательству, в том числе защита прав безработных в случае необоснован-ного их увольнения, неправильной выплаты пособий и т.д.
Оказание психологической поддержки, направление нуждающихся в службу пси-хологической помощи населению. Существует определенный перечень проблем, с которыми клиент центра занятости может быть направлен к психологу.
1. Неприятие статуса безработного («Почему я?»).
2. Потребность в поддержке, сочувствии.
3. Неадекватная самооценка.
4. Запрос на снятие напряжения и саморегуляцию.
5. Конфликтное поведение во время приема.
6. Профессиональное самоопределение.
7. Расхождение запрашиваемой профессии со специальностью по диплому.
8. Выбор профиля переобучения.
9. Вопросы профессионального становления, карьеры.
Социальный работник, совместно с предприятиями и организациями, находящи-мися на данной территории, профсоюзами может заниматься организацией досуга и отдыха детей из семей безработных.
Социальный работник может содействовать безработному в поиске работы и его трудоустройстве.
Социальный работник может помочь безработным в создании их ассоциации. Для детей, желающих заработать деньги, можно было бы создать — с их же помощью — детские кооперативы, акционерные общества, товарищества. Объединившись, взрослые безработные могли бы создавать собственные предприятия. При этом, они могли бы поддерживать друг друга и морально, т.к. люди, находящиеся в одинаково тяжелом положении, лучше понимают друг друга.
Социальный работник может способствовать организации различных курсов, кружков и школ для обучения и переобучения работников.