Организация практики социальной работы
Для более глубокого понимания сущности и особенностей практики социальной работы рассмотрим некоторые факторы, которые помогают определить задачи, которые необходимы социальному работнику для достижения запланированных и желательных перемен, а также выяснить как эти задачи соотносятся с целями усилий социального работника и помогают в реализации этих усилий. Поскольку при этом придется определить и содержание наиболее важных задач и умений, необходимых в практической деятельности социального работника рассмотрим восемь сфер практических умений.
Процесс, цели, задачи
Понятие «процесс» можно определить как последовательную серию действий, направленных на достижение определенных целей и решение необходимых для этого задач, задуманных для достижения частного результата или состояния. Поэтому понятие «процесс» и «цель» тесно связаны. Для понимания сущности процесса в социальной практической деятельности полезно начинать с определения сущности целей – чем определяются цели социального работника в конкретной практической ситуации в данное время и как эти цели меняются. Цели социальной работы и ценности самой профессии социальной работы составляют общий фон действий социального работника, важно также учитывать специфику целей и результатов, к которым стремится социальный работник, решая повседневные задачи.
Процесс практики социальной работы, иллюстрируемый схемой 1, призывает социального работника четко определять цели каждого конкретного действия, а не только усилий по достижению запланированных перемен в обобщенном виде. И поэтому процесс включает в себя не только общие усилия по достижению запланированных перемен, но и каждое отдельное действие как составную часть этих усилий.
Определить цель социального работника помогают два главных фактора: конечные цели всех систем (клиентуры, действия, мишеней, проводников перемен) и целевые методы социального работника.
Конечные цели разных систем
Конечная цель есть воображаемое заключительное состояние, специфическое состояние, в котором мы хотели бы видеть ситуацию в результате применения запланированных усилий по обеспечению перемен. Поскольку в нашем определении предполагается в системе клиентуры видеть того, в чьих интересах оказывается в социальной работе помощь, конечные цели клиентов должны быть главенствующими в определении целей социального работника. Но цели клиента нельзя рассматривать в изолированном виде, их надо понимать в соотношении с выходными целями всех систем, вовлеченных в усилия по обеспечению запланированных перемен. Осуществимость достижения выходных целей клиента в значительной мере зависит от вида сотрудничества с другими системами по осуществлению запланированных перемен. Тип отношений, устанавливаемых социальным работником, зависит от согласования конечных целей всех вовлеченных сторон и систем. В этой связи цели социального работника обусловлены конечными целями системы клиентуры, системы мишеней, системы действия и системы самих проводников перемен.
Система клиентуры
Социальный работник не должен заходить очень далеко в определении целей своей деятельности по осуществлению перемен, пока он не придет к конкретному соглашению с клиентом относительно его целей и пожеланий в конечном счете. Хотя конечные цели клиента должны быть отражены в соглашении с ним, мы не можем сказать с уверенностью, что они останутся неизменны. Цели могут перемениться при выявлении новых аспектов проблемы, при появлении новых проблем в результате решения других затруднений, или же неудача в достижении поставленной цели приводит к постановке других целей. По мере изменения этих конечных целей меняются и цели социального работника, в результате порой приходится заключать новый контракт.
Чем более точно клиент выражает свои цели и желания, тем легче социальному работнику определить и собственные цели в работе с клиентом. Желание и цель «почувствовать себя лучше» слишком неконкретна, пути решения такой задачи не могут быть ясными. Примерами более четких целей могут быть следующие: в школе снизить пропуски занятий (клиентом является школа); найти работу на неполный день (клиент несовершеннолетний); получить средства на оборудование игровой площадки (клиент представляет собой группу жителей в микрорайоне).
Система действия
Напомним, что в систему действия входят все люди и организации, которых социальный работник может привлечь для достижения поставленных целей, обусловленных пожеланиями и целями обратившихся за помощью. Когда в систему действия вовлекаются и те люди, которые обращались за помощью, а поэтому не являются клиентами, их конечные цели тоже должны быть приняты социальным работником во внимание. Хотя сотрудничество с системой действия будет более полезным, когда она поддерживает цели и желания клиентов, оно может принести пользу и в том случае, когда система действий преследует только собственные выгоды. К примеру, социальный работник помогает группе иммигрантов в поисках работы и обустройства на постоянное жительство (система клиентуры). В систему действия на помощь себе он может привлечь различных представителей общины: учителей, бизнесменов, клерков, профсоюзных лидеров, полицейских чиновников. Профсоюзный лидер мог согласиться помогать иммигрантам не только ради помощи им, но и ради вовлечения их в профсоюз. Бизнесмен станет помогать им не ради них самих, но и для повышения своего авторитета в общине за свою благотворительность.
Хотя в этом примере конечные цели системы клиентуры и системы действий различны, они не являются несовместимыми. Однако, если цели этих двух систем входят в противоречие и члены системы действий стараются извлечь собственные выгоды и достичь собственных целей за счет системы клиентов, социальный работник должен применить все свое влияние на систему действия в защиту системы клиентуры.
Система мишеней
Система мишеней (люди в официальных учреждениях или члены семьи, на которых направлено воздействие социального работника для достижения перемен в их сознании и поведении, а также лица, с помощью которых социальный работник надеется осуществить свои цели) может совпадать или не совпадать с системой клиентуры. Когда система мишеней не совпадает с системой клиентуры, она может соглашаться или не соглашаться с целями и ожиданиями этой системы. Тип отношений, которые формирует социальный работник, и стратегии, которые он разрабатывает, будут в значительной мере зависеть, принимает ли система мишеней и признает ли она интересы клиентов как свои собственные, или же пытается использовать их в собственных интересах, предъявляя к клиентам завышенные требования, а также от отношения к собственным целям самой системы мишеней
Система проводников перемен
Каждое агентство социальной работы выбирает свою сферу и специфику приложения сил: либо сосредоточивается на социальном слое престарелых людей, либо на проблемах умственно отсталых, либо на проблемах специфического микрорайона в целом, либо на экологических проблемах по месту жительства. Соответственно агентство может устанавливать специфические цели и задачи в своей работе, которые нередко перерастают в задачи политические или экономические, что в свою очередь оказывает влияние на выбор целей социальным работником
В некоторых ситуациях социальный работник может устанавливать контакты с потенциальными клиентами по своей инициативе для превращения их в реальных клиентов или систему клиентуры, а в дальнейшем -в систему действий – для борьбы против уличной преступной шайки, для защиты ребенка от плохого обращения с ним матери, для помощи жильцам аварийного дома В этих случаях конечные цели агентства (снижение уличной преступности, улучшение жилищных условий) являются для социального работника хорошим подспорьем в формулировании ближайших целей его вмешательства
У социального работника могут быть и собственные цели, которых он хотел бы достичь: внедрение новых способов лечения распространенных болезней, установление тесных связей со школой. Для привлечения внимания к таким целям он может в известной мере драматизировать положение дел. Однако конечные цели самого социального работника всегда второстепенны по сравнению с целями клиентов и не могут обеспечиваться за счет клиентов.