Традиции и направления в социальной работе
Говоря о тенденции развития социальной работы от «теории к практике», примем за основу утверждение о том, что в основе социальной практики лежат научные исследования и теоретическое знание вне зависимости от того, что является первичным — научные исследования, социальная политика или же чистая теория и научные интересы. Когда же речь идет о другом традиционном направлении — «от практики к теории»», то будем подразумевать, что социальная практика лежит в основе всего понятия социальной работы и обеспечивает эмпирическим материалом научно-теоретическую деятельность.
История развития научной мысли в XIX веке раскрывает наличие и сосуществование различных направлений, имевших важное значение для генезиса социальной работы. В определенной степени даже существовало их взаимопереплетение. Это объясняется тем, что идеи, которые были заложены в практике социальной работы и которые позже легли в основу ее научного обоснования, являются теми же идеями, которые лежали в основе других общественных наук.
История научной мысли в социальной работе может быть описана как в широком, так и в узком смысле слова. Когда речь идет об узком толковании, то имеется в виду лишь анализ целей социальной работы, направленных на осуществление социальных изменений. При использовании же широкого толкования анализируется общество и различные социальные теории социальных изменений с целью преобразования общества.
Известный американский социолог Зимбалист (1977) в своей книге «Основные вопросы и направления в исследовании социального благосостояния анализирует типы исследований, которые можно определить как исследования с целью осуществления социальных перемен. В центре его внимания — теоретическая деятельность в области социальной работы и социального благосостояния в США с 1870 года по середину 60-х годов XX столетия. Не случайно он берет за основу 1870 год, поскольку именно с этого времени, по его мнению, начала развиваться организованная социальная работа. Начало профессиональной социальной работы он связывает с созданием Национальной Конференции по Благотворительности и Исправительной работе. Автор анализирует достаточно длительный исторический отрезок времени для выявления главных и направляющих тенденций развития социальной работы. Он указывает на наличие нескольких основных тем в научно-исследовательской деятельности, которые характерны не только для США, но и для большинства стран Европы.
Одной из наиболее повторяющихся проблем является изучение феномена бедности, степени ее градации и роста, ее количественные и качественные параметры. Как считает Зимбалист, именно наличие феномена бедности «кормит» социальную работу, не снижая ее актуальности для всех времен. К проблеме бедности примыкает и проблема распределения общественного богатства, а также проблематика, связанная с общественным благосостоянием. Как отмечает автор, от социальной перспективы, которую намечает для себя исследователь, зависит направленность и идеология его научного поиска. Проблема бедности, как и другие проблемы, касающиеся вопросов социального благосостояния, и сейчас продолжают оставаться актуальными для социальных исследований, хотя в разных странах и на разных континентах подходы к ним значительно разнятся. Социальные проблемы в векторе «пространства и времени» всегда привлекали внимание серьезных ученых. Поэтому и сегодня наиболее актуальными и особенно научно значимыми стали компаративные и экспертные исследования, использующие особые приемы анализа.