Технологии экономической поддержки населения в современных условиях

Оценка социально-экономического состояния семей и отдельных лиц на территории является сложной проблемой. Особенно на начальном этапе становления социальной службы. Тем не менее, эти исследования дают необходимую информацию, которая позволяет повысить точность прогнозирования развития и функционирования сферы услуг, их ассортимента и объема. Таким образом обосновывается необходимый базовый уровень создания всей структуры социальных услуг на территории.

Исследования преследуют две задачи:

— прогнозирование численности клиентов, их категорий, объема и ассортимента бесплатно (в соответствии с законодательством, действующим на момент исследования) предоставляемых услуг;

— сбор информации о потенциальных потребителях (покупателях) социальных услуг и возможных конкурентах.

Как и в любом процессе сбора информации, при исследовании рынка социальных услуг важно четко формулировать вопросы и знать, где, в каких вспомогательных структурах искать ответы.

Вот некоторые вопросы, которые необходимо выяснить:

1) Сколько людей из этих категорий населения, имеющих по Закону «Об основах социального обслуживания населения в РФ» право на бесплатное социальное обслуживание, проживает на территории округа.

2) Сколько на территории муниципального округа проживает всего пенсионеров, в т.ч. одиноких, из них — старше 80 лет и ветеранов труда, участников ВОВ, т.к. эти категории имеют установленные законом льготы.

3) Сколько проживает инвалидов, в т.ч. с детства, одиноких, вследствие военных конфликтов.

4) Сколько имеется семей с детьми, в т.ч. сколько из них нуждается и сколько смогут оплатить социальные услуги.

5) Каким должен быть перечень необходимых платных услуг, на какие суммы оплаты можно рассчитывать.

6) Каковы тенденции дальнейшего развития рынка платных и бесплатных социальных услуг.

Кроме того, определяется у потенциальных клиентов:

возраст, уровень доходов, образ жизни, в чем они испытывают потребность и что они хотят получить от системы социального обслуживания, каким образом можно добиться удовлетворения запросов потенциальных и реальных покупателей услуг и т.д.

Существует два общих типа исследований рынка — первичное и вторичное. Первичное исследование предполагает выход в реальный мир и сбор информации. Например, заходя в квартиру, беседуя с жильцами, участковыми врачами, работниками домоуправлений и жилищных контор, учителями и т.д. Вторичное исследование подразумевает изучение данных, которые уже были собраны кем-то другим. Несмотря на термин «вторичные», этот тип исследований в большинстве случаев дает возможность наименьшими затратами получить необходимую информацию, в частности:

• управление социальной защиты населения данной территории имеет демографические сведения о таких категориях населения, как пенсионеры, получающие трудовую и социальную пенсию, пенсию по случаю потери кормильца; многодетные семьи, неполные семьи; одинокие и одиноко проживающие и т.д.; уровень душевых доходов; возрастное распределение;

• школа может предоставить сведения о семьях с асоциальным поведением родителей и семьях, где дети не получают надлежащего питания, не обеспечиваются по причине бедности одеждой, учебниками и;

т.д.;

в Службе занятости можно получить данные о безработных родителях. Сведения о наличии предприятий и их типах и форме собственности, их доходности и соответственно возможностях как потенциальных благотворителей можно получить в муниципальных администрациях.

Источники вторичных данных разнообразны. Исключительно важная информация может быть найдена в самых неожиданных местах. В сущности, наиболее сложным аспектом вторичного исследования является определение, где искать необходимую информацию.

Поскольку вторичной информации оказывается недостаточно, требуется самостоятельное исследование социального пространства. Первичные исследования особенно важны при постановке на обслуживание новых клиентов, о которых еще не имеется данных в других структурах системы. Например, это касается клиентов отделения срочной социальной помощи. Исследование должно быть простым, недорогим и вменено в функциональные обязанности социальных работников. Предварять это исследование должно письменное заявление посетителя с подробным указанием причин нуждаемости и желательной форме удовлетворения его потребности.

Наиболее общим методом первичного обследования являются: наблюдение, интервьюирование, письменное обследование. При этом вопросник должен быть кратким, на одном листе. Формулировки вопросов должны предполагать ясные и недвусмысленные ответы. Там, где это возможно, следует указать варианты ответов, что в дальнейшем поможет при необходимости расширить обследование и проанализировать результаты. Необходимо проявить изобретательность, чтобы в предлагаемом вопроснике не только получить максимум информации о конкретном клиенте, но при анализе вопросников за какой-либо период (полугодие, год, квартал) выявить нарастание (или затухание), т.е. динамику развития социальных проблем. При проведении первичного обследования надо иметь в виду информацию о том, какие данные уже имеются во вторичных источниках, чтобы их не дублировать.

После проведенного первичного и вторичного исследования необходимо заключить с клиентом договор-контракт, где определить обязанности службы и права клиента. Весьма важно не брать на себя обязательства, которые не могут быть выполнены. Иначе это подорвет доверие клиента, а также, ctbi достоянием других клиентов, дискредитирует социальную службу вообще.

Чрезвычайно содержательным в информационном плане может стать личное интервью. Оно — первый этап на пути к установлению рабочих взаимодействий с клиентом. Этот метод не только предоставляет подробную информацию относительно намерений и возможностей клиента, но и создает представление о профессионализме и намерениях специалиста социальной работы, возможностях службы в целом. I

Технологиями социально-экономической поддержки занимаются в основном управления социальной защиты населения (УСЗН) или Центры социального обслуживания (ЦСО),) входящие в единую государственную структуру социальное защиты населения. При организации системы органы социального управления должны руководствоваться принципом так называемой «шаговой доступности», что предполагает такое развитие и размещение системы учреждений и предприятий социального обслуживания, до которой мог бы более или менее самостоятельно добраться человек с ограничением жизнедеятельности (престарелый, инвалид, многодетная или кормящая мать и т.п.). К сожалению, это относится только к городским жителям. На селе жители обслуживаются в основном УСЗН или ЦСО, расположенными в городах или районных центрах; практикуются также небольшие комплексные центры социального обслуживания или регулярное выездное обслуживание с периодическим посещением отдаленных или малонаселенных пунктов. Осуществляется также прием на работу в ЦСО местных сельских жителей, которые способны оказать помощь своим соседям.

Социально-экономическая поддержка осуществляется через различные отделения ЦСО. Обычно самыми крупным функциональным подразделением ЦСО по количеству сотрудников и клиентов является отделение социальной помощи на лому. И это свидетельствует о большом значении данной социально-экономической технологии.

Сотрудники отделения осуществляют постоянное или временное социальное обслуживание в надомных условиях граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и проживающих на территории обслуживания ЦСО. В ЦСО имеется картотека учета всех лиц, нуждающихся в социально-бытовой помощи. Население оповещается о предоставлении социально-экономических услуг через местные газеты, радио, кабельное телевидение, объявления и устно. Как показала практика, подавляющее число клиентов этих служб — женщины, в основном старше 70-75 лет. Около трети из них с трудом передвигаются в пределах жилого помещения, полностью обслуживают себя сами не более половины стоящих на учете.

Даже те, кто реально получают помощь в реализации своих важнейших социальных потребностей, не получают достаточного их удовлетворения. Кроме того, надомное обслуживание предоставляется не более чем 30-35% тех, которые в нем нуждается в связи с тем, что осуществляется оно в основном бесплатно или не более чем за 25% суммы, выплачиваемой престарелому за уход службой собеса. Государственные же и муниципальные органы хронически не имеют средств для полноценного развертывания системы социальных услуг.

Наиболее полно удовлетворяется нуждаемость в доставке продуктов питания, медикаментов, оплате коммунальных услуг. Надомное обслуживание позволяет одиноким людям получать помощь в привычном для них домашних условиях, без переезда в интернат. Тем самым экономятся государственные средства и улучшаются условия проживания в самих интернатных учреждениях.

Во многих территориях используются полустационарную форму социально-экономической поддержки граждан в виде «отделений дневного пребывания». Основной задачей деятельности этих отделений является предоставление социально-экономической помощи в виде питания, медицинского обслуживания; организации досуга, расширении круга общения и пр. Пользуются этим видом помощи пенсионеры и инвалиды независимо от их семейного положения, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению. Основанием для предоставления этого вида социально-экономической помощи является личное заявление и медицинская справка об отсутствии противопоказаний. Время пребывания в группе в основном колеблется от 10 до 24 дней. Во многих центрах обслуживаемые лица при их добровольном согласии могут участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных мастерских, являющиеся своеобразными центрами трудовой реабилитации. Время пребывания в таких центрах регламентировано как по количеству путевок в год на одно лицо, так и по времени пребывания в течение года.

С первой половины 90-х годов практически повсеместно начал внедряться такой метод экономической поддержки населения, как оказание неотложной материальной помощи разового характера. Возникновение такой службы скорой помощи было вызвано резким ухудшением социально-экономических условий жизни населения, появлением большого количества беженцев из бывших республик СССР, безработных, бродяг и лиц без определенного места жительства (БОМЖ), т.е. лиц, по объективным, а иногда и по субъективным причинам оказавшихся в экстремальной ситуации.

Срочная помощь состоит в следующем: разовое обеспечение остро нуждающимся бесплатным горячим питанием или продуктовым набором, выдача одежды, обуви и предметов первой необходимости; содействие в получении временного жилья, оказание психологической, юридической и другой по-

ши обусловленной региональными особенностями. Как показала практика, невозможно искусственно ограничить круг кандидатов на получение срочной помощи заранее определен-«ыми нормативными рамками. Основным критерием для ее оказания должен быть критерий острой нуждаемости. Все обращения, как и виды помощи, регистрируются в журнале. Возможность оказания такого вида помощи реализуется за счет средств и материалов, выделяемых государственными организациями и предприятиями, различными негосударственными межправительственными благотворительными организациями, фирмами, компаниями и фондами, а также за счет вещей, собранных у населения и хранящихся на складе. Фонды вещевой помощи работают во многих ЦСО.

Срочная социально-экономическая помощь оказывается также гражданам, которые не могут лично обратиться в службу. На дом к нуждающемуся выезжает социальный работник для выяснения необходимого вида помощи. Эта помощь оказывается также и таким категориям нуждающегося населения, как многодетные семьи, малоимущие пенсионеры и инвалиды, семьи безработных и т.п. Наряду с перечисленными, во многих регионах, особенно в малых городах, поселках и сельских районах применяются такие виды адресной социально-экономической помощи, как бесплатный или частично оплачиваемый ремонт жилых помещений, обработка огородов, помощь в заготовке солений, обеспечения дровами и т.п.

При оказании экономической помощи главное состоит в том, чтобы объективно определить истинно нуждающегося. Технологии оценки ситуации лиц, обращающихся за помощью, во многих странах точно регламентированы законом и состоят как из ряда предварительных процедур, так и из от-меживания образа жизни и поведения лица, получившего помощь, а в некоторых случаях даже возвращения по суду незаконно полученных сумм. К сожалению, безошибочный социальный инструментарий здесь, вероятно, изыскать невозможно. Это сложная задача не только экономического, но и морально-этического плана. Надо взять на себя груз моральной ответственности как за предоставление помощи, так и за отказ в ней, т.к. в условиях недостатка ресурсов определение числа нуждающихся строго ограничено.

Рассмотрим конкретно технологию оказания социально-экономической помощи в регионе.

Администрация субъекта Федерации принимает постановление, которое может носить название типа «О временном положении по оказанию социально-экономической помощи на основе совокупного среднедушевого дохода наиболее нуждающимся категориям граждан, с учетом физиологического прожиточного минимума». В положении перечислены категории, имеющие право на экономическую поддержку при условии, что их совокупный среднедушевой доход ниже прожиточного (физиологического) минимума, чаще всего: I

— дети (до 16 и продолжающие обучение до 18 лет) одиноких матерей, из неполных или многодетных семей, а так же сироты, находящиеся под опекой (попечительством) и де< ти, чьи родители лишены родительских прав;
— женщины беременные и имеющие детей до 1,5 лет;
— больные сахарным диабетом;
— одинокие пенсионеры и супружеские пары пенсионного возраста;
— трудоспособные лица, осуществляющие в установленном законом порядке уход за инвалидами I группы, детьми-инвалидами до 16 лет, престарелыми гражданами старик 80 лет.
В отдельных регионах в категорию лиц, имеющих право на получение социально-экономической помощи, включаются также дети до 16 лет, страдающие лейкозом и онкологическими заболеваниями и дети из студенческих семей, в которых оба родителя обучаются на дневных отделениях средних специальных или высших учебных заведений.
Положением предоставляется право органам исполнительной власти, с учетом местных условий и возможностей, из средств местного бюджета и собственных средств районного (Бонда социальной поддержки определять дополнительные категории получателей помощи и устанавливать ее размер с учетом фактически сложившегося в районе (городе) прожиточного минимума, но не ниже, чем в среднем по области.
Помощь предоставляется обратившимся за ней после проверки фактических доходов.
Определен перечень необходимых документов:
— заявление, где указан состав семьи;
— справки о доходах каждого члена семьи за последнее три месяца текущего года и о наличии собственности, приносящей доход, от исполнительного органа власти по месту жительства;
— в случае необходимости акт обследования материально-бытовых условий, медицинские справки и др.
При оформлении заявлений на получение социально-экономической помощи граждане освобождаются от уплаты пошлины при получении справок.
В положении определен порядок расчета совокупного дохода как отношение совокупного дохода семьи к числу ее членов. При этом учитываются граждане, проживающие совместно, в соответствии со справкой о составе семьи. Из расчета исключаются трудоспособные неработающие, если они не зарегистрированы в органах занятости, а также дети и подростки, находящиеся на полном государственном обеспечении.
При подсчете совокупного дохода учитываются:
— все денежные доходы членов семьи, включая заработную плату, премии, пенсии, алименты, пособия по безработице и на детей (включая компенсирующие выплаты) и т.п. за последние три месяца, кроме выплат из фонда социальной поддержки.
— принимаются во внимание наличие в хозяйстве скота, птицы, пчелосемей, земельного участка не менее 0,06 га на семью, а также недвижимого имущества, сдаваемого в наем или аренду, и занятие любым видом промысла, преумножающим доход. При подсчете совокупного дохода ежеквартально определяются и корректируются суммы ежемесячного дохода от земли и скота. Для одиноких инвалидов I и II группы и граждан старше 75 лет доход от приусадебного участка не учитывается.
Размер адресной помощи определяется как разница между совокупным среднедушевым доходом семьи и установленной на данный период времени стоимостью прожиточного минимума. В отдельных регионах (напр. Воронежской обл.) определено, что размер помощи не может быть выше компенсации 50% необходимых затрат на питание семьи.
Формы и виды помощи (деньги, продукты, товары или др.) определяются с учетом фактора нуждаемости граждан и возможности получения ими помощи со стороны детей и близких родственников, исходя из местных условий. Возможно предоставление одновременно нескольких видов помощи с учетом их стоимости в денежном выражении.
Положение определяет конкретные виды помощи.
1. Денежная помощь:
— условие компенсационных выплат на приобретение продуктов питания, топлива, одежды и обуви, лекарств и др.;
— компенсации отдельным категориям граждан;
— дотации на лечение;- помощь при экстремальных ситуациях (пожар, стихийные бедствия и т.п.).
2. Натуральная помощь:
— в виде продуктов питания и предметов первой необходимости;
— гарантированный продуктовый набор особо нуждающимся;
— бесплатная выдача лекарств, топлива и т.п.
— выдача талонов на бесплатное питание, доставки горячих обедов или продуктов на дом.
3. Помощь в виде услуг и льгот:
— прикрепление к магазину по продаже продуктов питания, одежды, обуви и др. предметов первой необходимости по социальным ценам;
— предоставление льгот по оплате коммунальных услуг, медикаментов, за пользование баней, прачечной, парикмахерской, химчисткой и другими бытовыми учреждениями, а также общественным транспортом;
— зачисление на временное проживание в отделения сестринского ухода участковых больниц, пансионатов ветеранов войны и труда;
— выделение путевок в пансионаты, дома отдыха, центры «Забота» и т.д.
Постановление администрации обычно содержит указание на источник финансирования программы адресной помощи и определяет порядок контроля за выполнение программы.
К сожалению, адресная помощь не оказывает решающего значения в улучшении жизнеобеспечения граждан. Если посмотреть ее эффективность (Эа) как процентное отношение реально выплачиваемой суммы (Dp) к требуемой доплате до прожиточного (физического) минимума
(Da):Эa=(Dp/Dа)100%,

то по различным регионам этот показатель колеблете, в пределах 11-20% и имеет тенденцию к снижению.
Таким образом, в технологии социальной поддержи населения применяются различные социально-экономическиеметоды. Выбор их зависит от объективной ситуации, наличи средств, желания и умения специалистов социальной работ на всех уровнях.

Литература
1. Бедность // Энциклопедия социальной работы. В 3-тт. / Пер. С англ. М., т.1.
2. Как лучше помочь бедным // Социальное обеспечение, 1994,№1.
3. Краткий экономический словарь. М., 1989.
4. Об утверждении методики исчисления среднего совокупного дохода семьи // Постановление Министерств труда РФ от 28 января 1994 г., №11.
5. Рахманов В. Критерии бедности // Социальная защита, 1993, № 8.
6. Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х , T.1. M., 1997.
7. Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *