Сущность семьи, структура, функции, семейные взаимоотношения

Определение семьи.

Существует несколько определений семьи.

Семья- это группа живущих вместе близких родственников (словарь русского языка С.И.Ожегова).

Это малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями (супружество, родительство, родство); общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства); эмоциональной близостью; взаимными правами и обязанностями по отношению друг к другу.

Семья- это социокультурная система, состоящая из взрослого человека и еще одного или нескольких взрослых или детей, связанная обязательствами поддерживать друг друга эмоционально и физически и объединенная во времени, пространстве и экономически.

Таким образом, семья — это сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, форма жизнедеятельности людей, обусловленная существующими общественно- экономическими и юридическими нормами. Это система, имеющая определенную структуру, выполняющая целый ряд разнообразных функций, устойчивая система взаимоотношений между людьми в повседневной жизни. Она тесно связана с обществом, государством и развивается одновременно с ним.

Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы. Как часть общества семья создавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним и в свою очередь может влиять на ход его развития.

Важнейшие функции семьи: демографическая (воспроизводство населения), экономическая, социальная, культурная и др.

Общество и государство заинтересованы в благополучии семьи, они выполняют совместную деятельность, взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Но семья имеет и свою автономную сущность, которая в положительном смысле транслирует традиции, обычаи фундаментальных ценностей человечества от поколений к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводство рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит росту напряженности.

Происхождение семьи.

В первобытном обществе между людьми существовали беспорядочные половые связи, отсутствовали родственные отношения, что приводило к борьбе, столкновениям, убийствам, мешало общему хозяйствованию. Когда появилась угроза сохранению общественности, люди запретили инцест: исключили из половых связей детей, внуков, ближайших родственников. Появилась социальная форма контроля, нормы регулирования отношений между мужчиной и женщиной, но брак носил случайный, эпизодический характер и часто мужчина уходил от женщины еще до рождения ребенка. Так на этапе общинного хозяйствования зарождается групповой полигамный брак.

С разделением труда, с разложением родового строя возникает моногамный (однопарный) брак. Первой истинной функцией моногамии является патриархальная семья.

В цивилизованных странах единственно законным является моногамный брак, запрещен инцест, хотя есть страны, где сохранилось многоженство.

Таким образом, «Брак — исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности» (Харчев А.Г. Брак и семья в СССР.- М., 1979. — С.66).

Социальное содержание брака включает экономические и психологические стороны.

Экономические отношения между супругами уже изначально были следствием половозрастного разделения труда — обеспечения несовершеннолетних детей и престарелых родителей.

Основа социально-нравственных отношений между полами — воспроизводство населения и воспитание детей.

Духовная близость людей регулируется нравственным сознанием каждого человека и подчиняется нравственным общественным идеалам брака.

Юридически-правовой статус брака.

Семья, основанная на браке, имеет юридически в России правовой статус, который определяется законом, поэтому государство контролирует деятельность семьи, защищает ее собственность и наказывает при нарушении законов о семье.

Нормы брачно-семейного законодательства в России основаны на нормах Конституции РФ:

  • равные права мужчины и женщины в сфере семейных отношений (права и обязанности во время брака, общего имущества, взаимного содержания, в связи с расторжением брака, равные права и обязанности на ребенка, независимо от того, рожден ли он в браке или вне брака);
  • свобода поведения участников семейных отношений, обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав — основная демократическая ценность.

Конкретные статьи семейного кодекса определяют способы защиты сесейных прав:

  • недопустимость постороннего вмешательства в дела семьи;
  • приоритет интересов ребенка и нетрудоспособных членов семьи;
  • приоритет семейного воспитания;
  • недопустимость произвольного ограничения семейных прав;
  • право на семейную защиту.

Существенному реформированию подверглись нормы действующего законодательства, касающиеся порядка расторжения брака; предпочтения при расторжении брака отдаются свободе личности. При обоюдном решении, отсутствии общих несовершеннолетних детей расторжение брака проводится в органах ЗАГСа.

Без выяснения мотивов развода суд расторгает брак с сохранением интересов несовершеннолетних детей, если родители не предоставили на рассмотрение суда соглашения о содержании и дальнейшем воспитании детей. Впервые введено понятие «Охрана прав детей». Ребенок признается полноправным участником семейных отношений, имеет право на свое мнение, касающееся его жизни, может самостоятельно защищать свои права и интересы, включая и обращение в суд (признание ребенка как самостоятельного субъекта права).

Существенные изменения введены Семейным кодексом в имущественные правоотношения супругов, а именно: владение, пользование и распоряжения имуществом, принадлежащим супругам, и их взаимная материальная поддержка. Новый Кодекс различает законный и договорный режимы имущества супругов. Согласно Гражданскому кодексу РФ, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, при этом не имеет значения, на чье имя оно приобретено.

Новый Семейный кодекс впервые в России предусматривает правовые нормы по заключению брачного договора (контракта), определяет его содержание, условия изменения, расторжения и признания брачного договора недействительным.

Договором супруги справе изменить установленный законом режим совместной собственности, определить свой режим долевой или раздельной собственности на все, отдельные виды или на имущество каждого из них, обращаясь в суд с иском или посредством мирного соглашения. Договор обеспечивает принцип равноправия в браке.

Алиментные отношения между членами семьи представлены в соответствии с современной ситуацией. Помимо алиментных обязательств родителей и детей, супругов и бывших супругов, представлены алиментные обязательства других членов семьи: братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков, воспитателей (мачеха, отчим) и воспитанников. Предусмотрена возможность уплаты алиментов по соглашению (но только по решению суда).

Структура семьи.

Структура — размер, состав семьи — зависит от способа организации и обеспечения единства ее основных элементов, распределения половозрастных ролей в семье.

Характер структуры семьи определяется характером социально-исторических условий: неравноправие женщины в обществе приводит к неравноправию ее в семье. Иерархичность отношений в обществе приводит к иерархичности отношений в семье.

Семейная власть может строиться на разнообразном эжкономическом или моральном авторитете: от прямого насилия до морального воздействия (от приказов до вежливых дружеских советов) и в традиционном представлении структуры можно выделить 2 типа семейных отношений.

Первый — авторитарный (лидерство), где руководство и организация всех семейных функций сосредоточены в руках одного члена семьи, осуществляющего принудительную власть в семье.

Примером может служить патриархальная семья в дореволюционной России, где глава семьи (дед, старший брат) распоряжался всем имуществом, руководил хозяйственными работами, распределял обязанности, разрешал конфликты в семье. Эта форма отношений предполагает иерархичность отношений: глава семьи — мужчина, женщина подчиняется ему, младшее поколение — старшему. Особой близости, любви такие отношения не вызывали.

Второй — демократический (партнерство), который предполагает равноправное распределение обязанностей, равное участие в решении всех семейных проблем, более прогрессивный.

В последнее время преобладающим становится равенство отношений между супругами.

Со сложностью социально-экономического положения в стране, особенно в семьях с маленькими детьми, в руках женщины все больше сосредотачивается управление домашним хозяйством (распоряжается бюджетом, распределяет обязанности между остальными членами семьи) и с усилением роли женщины в обществе все больше роль управления семьей феминизируется. В то же время это сочетается во многих семьях с традиционным распределением семейных ролей: муж (отец) — добытчик и кормилец; жена (мать) — домохозяйка и воспитатель детей. Повышение роли отца прочно устанавливает власть мужчины в семье, что должно отразиться в будущем на усилении сыновней ориентации к семейным ролям.

Большинство американских ученых одобряют классификацию типов семей по П.Хербсту (США).

Первый тип — автономный. У мужа и жены равные отношения к жизни и различные ценностные позиции. Решения в семье принимают сообща, и они носят компромиссный характер.

Второй тип — господствующую роль играет мужчина, личные особенности его характера. Его мировоззрение и отношение к жизни являются определяющими для всех членов семьи. Женщина выполняет женские обязанности.

Третий тип — решающую роль играет женщина, но роль мужчины высока, решения принимаются на основе признания права каждого супруга на самостоятельное решение.

Современные социально-экономические условия в обществе привели к изменению социальной структуры семьи, к высокой степени ее социальной неоднородности, что выражается в разном социальном статусе членов семьи. При недостаточно высоком культурном потенциале родителей не всегда обеспечивается передача его младшему поколению.

Со сменой поколений часто утрачиваются духовные и культурные ценности семьи.

Со структурой семьи связаны порядок и уклад ее жизни, обычаи, традиции, взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом. Нарушение структуры семьи приводит к нарушению ее функций.

Динамика числа семей и семейной структуры.

В Российской Федерации, по данным переписи населения 1989г., насчитывалось 40256 семей.

ХХ век принес новые тенденции развития семьи:

  • снижение рождаемости, увеличение доли внебрачных рождений;
  • увеличение мало- и однодетных семей;
  • увеличение доли семей, где молодые живут вместе с родителями;
  • увеличение национальных и социосмешанных семей за счет ослабления социальных и этнических барьеров;
  • снижение стабильности брачно-семейных отношений, возрастание доли неполных семей в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокими матерями;
  • снижение интенсивности заключения браков, повышение уровня окончательного безбрачия.

Средний возраст вступления в брак повысился: у мужчин — 25 лет, у женщин — 23 года.

Функции семьи — сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов.

У семьи может быть столько функций, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет.

Семья — это система социального функционирования человека.

Ряд функций непосредственно вытекает из требований общества (функции социальные), но поскольку семья — сфера межличностных отношений, там действуют свои законы и свои функции. Все эти функции очень тесно переплетены и обеспечивают связи времен для развития человечества. Благодаря реализации своих функций, семья сохраняет социальный, биологический и культурный смысл. Функции семьи глубоко историчны: с течением времени меняется их характер и иерархичность, так, например, для молодой семьи важна биологическая — репродуктивная функция, для пожилой — эмоциональная.

Репродуктивная — (генеративная) функция — биологическое воспроизводство жизни, поддержание непрерывности благодаря рождению детей. Она необходима для продолжения человеческого рода.

Функция социальная. Общество глубоко заинтересовано, чтобы последующее поколение было количественно больше предыдущего. Это и нравственно-эмоциональная потребность человека. Семья без ребенка ущербна.

Тенденция к снижению рождаемости существует уже более 100 лет в России и во всем мире. В России последние 30 лет уровень рождаемости недостаточен для простого замещения поколений.

В ближайшее время не ожидается повышения рождаемости. Причиной этого стали растущие материально-экономические трудности, резкое ухудшение репродуктивного здоровья женщины, изменение систем ценностей: работа, дом, машина (ориентация на вещизм).

Функция первичной социализации детей — постепенное введение ребенка семьей в общество, ознакомление его со всеми присущими этому обществу законами.

При достаточных психосоциальных контактах ребенка с матерью и отцом с рождения, особенно в первые годы жизни, ребенок вырастает гармоничной личностью, При воспитании ребенка, особенно с рождения, государством, при лишении его индивидуального общения, у него развивается социальная деприватизация, ведущая, как правило, к синдрому госпитализма — задержке физического и нервно-психического развития. Такие дети позже приобретают навыки ходьбы, разговорной речи, в последующем у них развиваются коммуникационные нарушения общения, личностные расстройства, трудности приспособления к жизни в обществе. Поэтому главное направление социальной политики в отношении воспитания детей-сирот в настоящее время — семейное воспитание (подробнее см.главу «Дети-сироты»).

Поэтому главное направление социальной политики в отношении воспитания детей-сирот в настоящее время — семейное воспитание (подробнее см.главу «Дети -сироты»).

Близко к предыдущей стоит воспитательная функция семьи. Это и семейная, и общественная функция, от нее зависят нравственные устои, поддержание культурной непрерывности общества.

Семья прививает чувство любви, формирует чувства привязанности, доверия детей и родителей, особенно велика роль семьи в воспитании нравственных чувств, что составляет эмоциональную основу семейных отношений: уважение к старшим, женщине, забота о младших, престарелых. Общество и семья имеют общие цели при воспитании эмоциональной культуры молодого поколения. Семья дает ребенку эмоциональный комфорт и чувство защищенности. Воздействие через общение, трудовую деятельность, поощрение, наказание, оценка поведения — залог правильного воспитания.

Каждая семья имеет свою субкультуру, направленную на отдельного человека.

Воспитательный потенциал семьи и его реализация зависят от многих социальных факторов субъективного и объективного характера:

  • факторы макросреды (политические, экономические, демографические, психологические);
  • структура семьи;
  • материальный уровень семьи (доходы, жилищные условия, быт и т.д.);
  • личностные особенности родителей (социальный статус, уровень образования, общая культура, ориентации и установки на воспитание детей);
  • психологический климат в семье, взаимоотношения родителей и других членов, совместная деятельность родителей;
  • помощь со стороны общества, государства в образовании и воспитании детей.

В настоящее время можно отметить определенное снижение воспитательного потенциала семьи.

Нравственному воспитанию способствует и досуговая функция. Досуг — часть свободного времени, которым человек распоряжается по своему усмотрению, это смена деятельности, направленная в основном на приобщение детей к труду, на активное участие их в домашнем хозяйстве, что важно для подготовки к семейной жизни и укрепления связей поколений в семье. Это важный воспитательный, эмоциональный фактор для развития детей. Время, проведенное вместе с родителями, необходимо для повышения культурного, нравственно-эстетического уровня детей, развития их духовности.

Функции первичной социализации, воспитательная, эмоциональная, первичного социального контроля взаимосвязаны, направлены на воспитание личности ребенка. Главная роль в осуществлении этих функций отводится семье.

Общественное воспитание является дополнительным, но заменяет семейное, если семья неблагополучная.

Различают 2 типа неблагополучных семей.

Первый — конфликтные семьи, где существует внутрисемейный конфликт (между родителями, родителями и детьми и т.д.).

Второй — дезорганизованные семьи, где отмечается напряженность внутрисемейных отношений; отсутствие у супругов общих интересов, взаимопонимания очень часто дополняется нарушением ценностных ориентаций, отвечающих общественным требованиям и нормам.

Серьезные межличностные, внутрисемейные отношения, как правило, приводят к деформации психики детей. Негативные последствия неблагополучия в семье проявляются довольно быстро и часто необратимо — дефекты психики, трудный характер ребенка, социальная дезадаптация и девиантное поведение, из-за чего страдает не только семья, но и общество в целом.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция заключается в обеспечении биологического существования семьи (пища, жилище, одежда и т.д.). Жизнь в семье прежде всего связана с материальной обеспеченностью быта, совместной материальной заботой о нетрудоспособных родственниках, поддержке несовершеннолетних . Экономическая функция осуществляется по-разному. Характер ее зависит от социальной принадлежности семьи, экономического строя общества, характера потребностей. Эта функция вечна. Исторически семья была основной хозяйственной ячейкой общества.

Из-за негативных последствий перехода к рыночной экономике эта функция существенно изменилась. Удовлетворение семьи в материальных потребностях представляет большие затруднения для большинства семей. В настоящее время материальная функция семьи — накопление имущества, приобретение собственности, проблемы ее наследования вновь активизировались, повышается роль семьи в экономическом плане.

Сексуальная (гедонистическая) функция социального контроля; здорового секса.

Физическое удовлетворение — такая же естественная потребность для человека, как еда, пища и т.д., отсутствие которого может привести к тяжелым переживаниям и психосоматическим расстройствам. Нормальная регулярная половая жизнь необходима человеку для здорового образа жизни. Случайные половые контакты повышают опасность заразиться многими венерическими заболеваниями.

Правильное половое воспитание прежде всего должна дать семья, так как здоровая сексуальная ориентация — это залог сохранения репродуктивного здоровья.

В настоящее время лишь 7% мальчиков, 17% девочек узнают способы предохранения от беременности от своих родителей.

Медицинская функция или поддержание физического здоровья членов семьи прежде всего носит профилактический характер. Она состоит в соблюдении здорового образа жизни, отказе от вредных привычек, активном отдыхе, увоении гигиенических навыков, проведении оздоровительных мероприятий. Члены семьи должны располагать информацией по вопросам здоровья, своевременно обращаться к медработникам за советами и помощью, выполнять их назначения.

По медико-социальным факторам риска различают семьи:

— дисфункциональные (неполные, многодетные, малоимущие, молодые и юные матери до 18 лет, с детьми-инвалидами);

— «социопатические» (семьи алкоголиков, наркоманов, родители или дети — правонарушители, с отклонениями от нормального поведения).

В этих семьях выше процент хронических заболеваний, особенно у детей до трехлетнего возраста. Низкая медицинская активность, несоблюдение правил гигиены, режима питания и досуга, неосведомленность в вопросах профилактики, позднее обращение за медицинской помощью при заболеваниях ребенка характерны для таких семей.

Россия занимает первое место по числу абортов. Материнская, детская смертность в 5-6 раз выше, чем в странах Запада. Ежегодно при родах умирает 800 тыс.женщин, 20 тыс. новорожденных, 60 тыс. детей в возрасте до 1 года. Ежегодно рождается не менее 80 тыс. неполноценных детей.

Перечисленные функции в совокупности представляют систему семейных отношений.

Игнорирование или отказ от выполнения какой-либо функции семьи нарушает семейный образ жизни, и все же в настоящее время в нашей стране доминирует семейный образ жизни.

Психологический климат в семье.

Психологический климат в семье — это устойчивый эмоциональный настрой, который возникает в результате совокупности настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, другим людям, работе, окружающим событиям. Он неразрывен с идейно-нравственными ценностями семьи, является показателем качества межличностных отношений ее членов. Психологический климат творят члены семьи, от них зависит, каким он будет. Исходной основой благоприятного психологического климата семьи является супружеская совместимость, в первую очередь общность нравственных взглядов мужа и жены. Для благоприятного психологического климата в семье характерны коллективистская сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, доброжелательность, требовательность друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за свою семью, высокая внутренняя дисциплинированность, принципиальность, ответственность.

Члены семьи с благоприятным психологическим климатом с любовью, уважением и доверием относятся друг к другу, к родителям — с почитанием, к слабым — с готовностью помочь. Здесь законом жизни является желание и умение понимать другого человека, каждый свободно выражает свое собственное мнение по любому вопросу и все относятся к нему серьезно. При этом хорошо развиты самокритика, доброжелательная критика в отношении любого другого члена семьи, взаимная терпимость и корректность в случаях несовпадения мнений. Такая семья способна переносить житейские трудности, преодолевать узкособственнические интересы во имя передовых идеалов.

Важный показатель благоприятного психологического климата в семье — стремление ее членов проводить свободное время вместе. И еще один признак благоприятного психологического климата — открытость семьи, добрые отношения с родственниками, соседями, друзьями и знакомыми.

На благоприятный климат в семье в сильной степени влияет внутрисемейное общение.

Оно весьма специфично. Это обусловливает прежде всего многоаспектность семейных отношений (экономические, идеологические, психологические, сексуальные, нравственно-родственные), их естественность, постоянство, сердечность, глубокая интимность, взаимозаинтересованность, направленность на обеспечение всех сторон жизнедеятельности членов семьи; многообразие связей семьи с окружающей средой; характер воздействия на семью окружающей среды; своеобразие восприятия этих воздействий семьей. Поэтому общение оказывает всестороннее влияние на жизнь семьи. Естественно, что члены семьи наиболее активно общаются в часы досуга.

Благоприятный психологический климат в семье ведет к тому, что наиболее притягательными для каждого члена ее становятся совместно созидаемые духовные ценности, а престижность материальных благ хотя и остается высокой, но отодвигается на второй план. Конечно, бытовая неустроенность семьи нередко, мзаимодействуя с другими неблагоприятными условиями, провоцирует неблагополучие ее психологического климата. Однако и многим семьям с высоким бытовым комфортом при обедненной духовной жизни присущ психологический дискомфорт.

Неблагоприятный психологический климат в семье ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *