Концептуальные основы социального проектирования

Понятие социального проектирования.

Социальное проектирование — это научно-практическая деятельность, нацеленная на диагностику актуальных и перспективных социальных проблем, выработку ресурсно обеспеченных оптимальных вариантов их решения. С.П. — это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам. Сущность С.П. состоит в конструировании желаемых состояний будущего.

С.П. относится к инновационной деятельности. Оно в своей основе предполагает определенные социальные изменения. Эти изменения задумываются, получают обоснование, планируются, т.е. С.П. представляет собой разновидность сознательной инновационной деятельности. В крупных социальных проектах многое сходно с социальными реформами: они также подвержены опасности пересмотра, отмены или ревизии в силу обстоятельств, которые связаны с особенностями функционирования высших уровней власти. Микро- и малые проекты затрагивают интересы небольших групп людей, приближены к обыденным проблемам и менее зависят от общеполитической обстановки. Именно на таких проектах хорошо видна субъектная ориентация социального проектирования, которая проявляется в том, что цели, задачи, содержание социального проекта несут на себе черты ценностно-нормативной системы инициатора проекта.

Понятие социального проекта.

В процессе проектной деятельности создается социальный проект.

С.проект — научно обоснованная модель конкретного решения социальной проблемы, выраженная в определенной знаковой форме (системе документации).

С. проект — это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению. Под социальным нововведением понимается разновидность управленческого решения, замысел которого предусматривает целенаправленное изменение того или иного социального явления или процесса, а реализация состоит в осуществлении этого замысла.

Инициатором проекта может быть как индивид, так и организация или сообщество. Во втором определении проекта подчеркивается. что воздействие формируемой ценности на людей признается положительным. Кем? В зависимости от целей и масштаба проекта это могут быть и малая группа, и сообщество более крупное, это может быть и такой широкий круг, мнение которого принято называть общественным мнением. Проект должен быть признан многими. Кроме этого, необходимо, чтобы проект был признан специалистами-экспертами.

Типы социальных проектов.

В организационном отношении проекты оцениваются по следующим признакам:

  • масштаб проекта;
  • сроки реализации;
  • качество;
  • ресурсное обеспечение;
  • место и условия реализации проекта.

Проект, в котором названные признаки уравновешивают друг друга, равноправны, называют “нормальными” проектом. Но это идеальный тип проекта. В реальных проектах доминирует один из факторов, и по этим доминантам можно выделить типы проектов.

Социальные проекты многообразны по особенностям финансирования, масштабам, срокам реализации, степени сложности, характеру проектируемых изменений, направлениям деятельности. Эти особенности важно осознать до начала работы по проекту, что позволит с максимальной эффективностью воспользоваться достоинствами каждого их проектных типов и заранее предусмотреть возможные трудности.

Основные типы проектов по различным основаниям:

а) Типы проектов по характеру проектируемых изменений.

— инновационные, задача которых — внедрение принципиально новых разработок, чем определяется их тесная связь с научно-техническими проектами (например, создание Интернета).

— поддерживающие, которые решают задачи экологического характера, в том числе в рамках экологии культуры. Поддерживающие проекты называются также реанимационными или реставрационными.

б) Типы проектов по направлениям деятельности :

— образовательные проекты, задача которых — представление образовательных услуг. Цель — приобретение знаний. умений, навыков.

— научно-технические проекты также могут выступать как проекты социальные, если своими последствиями непосредственно затрагивают общественную жизнь. Научно-технические проекты могут иметь поисковый, экспериментальный характер и через представление результатов общественному мнению приобретать социальную функцию (вызывать общественный интерес, содействовать образованию ассоциаций и клубов, придавать качества публичных деятелей лицам, участвовавшим в проекте и т.д.)

— культурные проекты могут по основной своей направленности выступать как проекты художественные, символические, экзотические и др. Их общая черта как социальных проектов состоит в том, что они оказываются вплетенными в ткань социальной жизни, т.е. люди в этом случае обращают внимание не на эстетические стороны проекта, а на его социальную функцию.

в) Типы проектов по особенности финансирования

— инвестиционные проекты, предусматривающие вклад собственности в проект с целью извлечения прибыли. В роли инвестора может выступить государство в лице органов государственной власти, органы местного самоуправления, частный собственник, сам инициатор проекта (индивидуальный или коллективный).

— спонсорские проекты;

— кредитные проекты;

— бюджетные проекты. Осуществляются в рамках государственной социальной политики и решения местных задач. Такие проекты финансируются из соответствующих бюджетов в виде ассигнований для осуществления плановой деятельности государственного или муниципального учреждения, а также субсидий территориальным органом власти и местного самоуправления и негосударственными организациями

— благотворительные проекты.Финансирование таких проектов имеет форму меценатства, когда лицо, обеспечивающее проект средствами, не ставит ни перед проектом, ни перед собой коммерческих задач и само по возможности участвует в реализации проекта не только выделением финансов.

г) Типы проектов по их масштабам. Оценка масштаба проекта основывается на следующих показателях:

— насколько велико число людей (групп, организаций), которые смогут воспользоваться результатами проекта;

— какова потребность проекта в кадровых ресурсах, сколько суммарного времени всех занятых в проекте необходимо для его реализации;

— как много финансовых средств и материально-вещественных ресурсов нужно затратить, чтобы проект был реализован в планируемом объеме;

— насколько сложен проект по своей структуре, формам организации, отчетности и т.д.;

— на какое время и для какой территории рассчитано исполнение проекта.

С учетом этих показателей выделяют:

— микропроекты — это форма представления индивидуальной инициативы, получающей признание окружающих. Микропроект может не требовать внешнего финансирования, специального оборудования. Такой проект является микросоциальным действием, но при определенных условиях его масштабы могут быть расширены.

— малые проекты. Они не предусматривают большого числа потребителей, достаточно просты в управлении, не требуют крупного финансирования. Специфика малых проектов состоит в том. что их составление и реализация допускает некоторые упрощения в процедуре проектирования и реализации (простой график, руководитель — одно лицо, не обязательно создание команды проекта).

— мегапроекты, в качестве которых обычно выступают целевые программы, состоящие из взаимосвязанных проектов. Их специфика состоит в необходимости масштабной координации исполнителей; анализе макропоказателей Среды (страна, регион мира); выделении разработки концепции проекта в качестве самостоятельной фазы; необходимости мониторинга проекта и т.д.

д) Типы проектов по срокам их реализации:

-краткосрочные (1-2 года);

— среднесрочные (3-5 лет);

— долгосрочные (10-15 лет).

е) Существуют еще так называемые “псевдопроекты”, т.е. это форма, которой прикрывается какое-то другое содержание, не представленное в самом псевдопроекте. Выделяют две разновидности псевдопроектов: проекты — фикции и квазипроекты.

Инициаторы проекта-фикции заинтересованы в получении финансирования под проект, которое на самом деле планируется или использовать на другие цели, или использовать на проект только частично, позже составив отчет о расходовании средств и представив реализацию проекта на отдельных удавшихся объектах. Квазипроекты обладают всеми признаками настоящего проекта, но планируют нововведения, которые на самом деле таковыми не являются.

Предмет социального проектирования — это то, что проектируется.

В процессе этой деятельности проектируется создание (модернизация, сохранение в изменившейся среде) ценности. Формы, в которых новая ценность предстает в ходе реализации проекта, разнообразны:

— новая вещь, предмет (здание, сооружение, комплекс, город);

— новые свойства старой вещи;

— смена функций;

— услуга;

— отрасль производства, отрасль управления;

— организация (общественное объединение, фирма, художественная студия);

— система воздействия (идеология, система воспитания с соответствующими инструментами внедрения);

— новый канал коммуникации;

— мероприятия;

— запрограммированное поведение, реакция ( таковы действия рекламы, маркетинговых мероприятий);

— мода;

— имидж (разработка имиджа лидера, организации, товара);

— проектирование человеком самого себя;

— глобальные изменения в мире (преодоление мировой продовольственной проблемы, установление нового мирового экономического порядка и пр.);

— законопроект или другой нормативный правовой акт.

Жизненный цикл проекта.

Основные этапы работы над проектом:

Разработка концепции проекта.

Оценка жизнеспособности проекта.

Планирование проекта.

Составление бюджета.

Защита проекта.

Предварительный контроль.

Этап реализации проекта.

Коррекция проекта по итогам мониторинга.

Завершение работ и ликвидация проекта.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *