Актуальные вопросы социальной стабильности в Российской Федерации
1. Понятие социальной безопасности. Среди опасных последствий кризисного состояния экономики следует особо выделить опасность социального взрыва. Он мог бы надолго разрушить государственность и экономику России, породить непредсказуемые губительные последствия для народа, свести к минимуму роль России в мировом сообществе.
Под социальной безопасностью обычно понимается устойчивое функционирование социальных институтов государства, обеспечивающих стабильное развитие личности и общества. Социальную безопасность нельзя рассматривать как защиту ныне существующих социальных институтов и структур. Наоборот, причиной многих межнациональных и групповых конфликтов являются устаревшие границы, формы общественных отношений, идеологические штампы и психологические стереотипы. Концепция национальной безопасности предполагает активное стимулирование и модернизацию устаревших социальных структур и институтов и приспособление их к новым условиям.
Социальная безопасность связана, прежде всего, с внутренней устойчивостью государства и общества и социальной защищенностью личности. Ее важнейшей характеристикой является уровень социальной напряженности. Именно социальная напряженность, проявляющаяся, прежде всего на социально-психологическом уровне, является одним из важнейших индикаторов социального конфликта. Социальная напряженность отражает степень физиологической психофизиологической исоциально-психологической адаптации* а во многих случаях -дезадаптации различных категорий населения к объективным и субъективным трудностям. Она проявляется в резком росте недовольства, недоверия к властям, конфликтности в обществе, тревожности. Имеют место проявления экономической и психической депрессии, ажиотажного спроса, ухудшениям демографической ситуации, компенсаторные реакции (агрессии, поиска врагов, надежды на чудо).
Особую важность для оценки и прогнозирования социальной напряженности имеют такие факторы, как:
— наличие и характер господствующих в обществе; представлений о желаемом (истинном) пути социального развития;
— ведущие нравственно-психологические ориентации, нормы поведения различных социально-демографических групп населения;
уровень общественного терпения;
— нравственные оценки в общественном мнении различных структур власти, общественных и государственных лидеров.
Господствующие в российском обществе нравственные установки, нормы, ведущий психологический настрой населения, будучи вторичными по отношению к экономическим, и политическим факторам, в настоящее время во многом определяют направленность и темпы их развития, обеспечивают безопасность всего общества. Это объясняется особенностями его кризисного состояния:
• в ряде случаев полный демонтаж многих властных, политических, экономических и правовых механизмов регулирования поведения человека в обществе, во все большей степени единственной основой для подобного регулирования выступают ценностные ориентации личности;
• сознании людей значительно уменьшается роль рационального мышления, с трудом воспринимаются различные теоретические концепции, существенно возрастает действенность психологического воздействия.
Среди факторов, существенно влияющих на возможность социальных потрясений, важное место занимает человеческий фактор — количество и качество населения (этнический и религиозный состав, уровень культуры и образования, здоровье, степень криминальности и т.д.).
Именно эти факторы определяют, в первую очередь, характер реакции населения во многих социально-политических ситуациях, степень (уровень) их стабильности.
Отправной точкой социальной напряженности являются социальные потрясения. К возможным причинам таких потрясений в России можно отнести:
1 Рост недоверие к политическим партиям и политическому руководству, ко всем институтам государства. Общественное мнение объясняет свои тяготы и лишения не порочностью избранного курса, а некомпетентностью; безответственностью и коррумпированностью тех, кто его практически претворяет в жизнь. Степень недоверия к власти довольно легко может дойти до опасной черты и вылиться в акции неповиновения и социального протеста.
2. Аналогично отношение населения и к нынешней экономической элите, и к нарождающемуся предпринимательству. Считается нормальной и естественной ситуация, когда «частники»,* «челноки», «предприниматели-бизнесмены» имеют много денег. Но постепенно нарастает протест против «своего» хозяина, директора и т.п.
3. Возрастание националистических страстей. Этнократические движения ныне весьма влиятельны и оказывают серьезное воздействие на политическую обстановку. Только всплеском национализма можно объяснить определенную неприязнь в отношении народов Кавказа у молодежи, людей образованных и вообще в среде социально активных слоев населения.
4. Идея возрождения СССР, передела границ, не вызывает сейчас широкой общественной поддержки. Но все большую актуальность приобретает проблема дискриминации русскоязычного населения в бывших союзных и некоторых автономных республиках. Общественное мнение все больше поворачивается от полного безразличия к судьбе своих соплеменников в сторону решительной их поддержки.
5. Определенную опасность социальных потрясений может представлять сепаратистское движение в областях, краях и республиках России. При дальнейшем ухудшении материального положения населения v местных администраций может возникнуть сильное желание разыграть «антимосковскую карту». Учитывая, что сейчас авторитет местных администраций у населения, как правило, значительно выше, чем центрального правительства, популистская игра на местнических эмоциях может вызвать те или иные формы активного «антимосковского» протеста.
Социальному потрясению обычно предшествует социальное отчаяние. Как состояние общественного сознания, явление довольно типичное для условий кризиса, перехода, модернизации, структурного сдвига, политической, социально-экономической культурной трансформации. Поскольку люди в своем большинстве любят стабильность больше, чем перемены, то переходные периоды вызывают у них чувство настороженности и социального дискомфорта Специалисты считают, что пока такой период не минует “решение основных смысложизненных проблем равнозначно для общества решению проблемы выживания”.
Отчаяние, в случае превращения его в социальное потрясение, проявляется, как правило, в агрессивности людей. В настоящее время в российском обществе соотношение терпения и нетерпимости (агрессивности) достаточно сложно и противоречиво. Для того чтобы правильно оценить данную ситуацию, необходимо различать разные духовные состояния личности: терпимость и терпение. Терпимость (толерантность) — определенная черта характера личности, ее нравственно- психологические установки на то, чтобы принимать или не принимать различные, в том числе и чуждые ей идеи, привычки, нормы поведения. Терпение — уровень, порог восприятия личностью неблагоприятных для нее социальных, духовных и других воздействий, выше (более) которого она теряет свою психологическую и волевую стабильность и способна к непредсказуемым действиям.
Развитие идеологического, политического и экономического плюрализма, расширение свободы печати содействовали значительному росту терпимости (толерантности) по отношению к социальным теориям и нормам поведения. Анализ показывает, что на уровень социального терпения, помимо политических и экономических факторов, серьезное влияние оказывают:
— степень доверия к правящим структурам и прежде всего их нравственная оценка;
— степень распространенности в обществе социальной несправедливости, коррупции, обмана и тому подобных явлений;
— уровень информированности людей, их знание и понимание осуществляемой экономической, социальной, международной и др. политики;
— дифференциация населения в зависимости от места характера работы и т.п.
Социальная напряженность отражает степень физиологической, психофизиологической и социально-психологической адаптации, а во многих случаях — дезадаптации различных категорий населения к трудностям (снижению уровня жизни и социальным изменениям).
Для измерения степени социальной напряженности можно использовать ряд показателей, характеризующих ее отдельные стороны. Сведение их воедино позволяет получить интегральный показатель социальной напряженности. В целом напряженность может быть представлена пятью уровнями:
Стабильная обстановка. В идеале — это удовлетворительный уровень жизни, активно решающиеся социальные вопросы, уверенность в завтрашнем дне, стабильно функционирующие государственные и общественные структуры.
Социальный всплеск — единичное кратковременное действие, связанное с резким ухудшением положения в одной из областей общественной жизни и проходящее, когда кризис разрешен или конфликт исчерпан. Он происходит на фоне пока еще скрытого oт внешних наблюдателей нарастания общего недовольства. Сюда следует относить все единичные проявления, не имеющие явного продолжения, независимо от их тяжести. Это неорганизованная форма выражения неудовлетворенности, обеспокоенности в связи c множащимися нарушениями привычного хода вещей.
Собственно социальная напряженность возникает, когда кризисные явления еще не проявляются в предельно обнаженном виде, когда еще отсутствует отчетливо осознаваемое противостояние. Она возникает, как правило, когда большинство жителей региона (страны) вначале ощущает, а потом осознает, что удовлетворение их социальных, экономических, политических, национальных, культурных, религиозных и других жизненно важных потребностей, интересов и прав находится под угрозой. В широких кругах населения распространяются настроения недовольства существующим положением дел в жизненно важных сферах общественной жизни (ростом цен, инфляцией, ростом безработицы, преступности и т.д.), неудовлетворенности социальным порядком в широком смысле. Под влиянием происходящих процессов утрачивается доверие к властям, исчезает ощущение безопасности, широкое хождение приобретают пессимистические настроения, распространяются всевозможные слухи, то есть возникает атмосфера массового психического беспокойства, эмоционального возбуждения. Для этой стадии характерно возникновение очагов (зон) резкого роста напряженности в отдельных регионах.
Структурный и режимный кризисы. Структурный кризис — это кризис отдельных уровней и звеньев управления. Напряженность проявляется не только в общественных настроениях, но и массовых действиях: в ажиотажном спросе, скупке товаров и продуктов питания «с запасом», вынужденной и добровольной миграцией больших масс людей в другие регионы, активизацией деятельности общественно-политических движений различных направлений, стихийных и организованных демонстрациях, митингах, в забастовках и иных формах .гражданского неповиновения. Режимный кризис — это кризис социально-политической системы как целого. неудовлетворенность политическим положением и экономической ситуацией большинства общества переносится на отношение к существующим структурам власти, оценку действий руководящих политических органов. Проявления и последствия режимного кризиса, его развитие непредсказуемы, ситуация выходит из-под контроля и происходит, как правило, смена политического руководства.
Социальный взрыв — это полное разрушение всех властных структур, свержение силовым путем существующего политического строя, анархия и правовой беспредел.
Как видно, каждый из этих уровней принципиально отличен от другого и обладает своими характерными признаками, причем вовсе не обязательно, чтобы нарастание напряженности проходило последовательно через все стадии. Очевидно, что чем более напряжена обстановка, тем больший дискомфорт ощущает основная масса населения, тем больше угроза безопасности личности, общества и государства. Отсюда обеспечена социальной стабильности предполагает недопущение социальной напряженности.
Социальная стабильность, таким образом, представляет собой степень устойчивости и внутреннего равновесия общества, обеспечивающих максимально благоприятные условия для всестороннего развития человека. Она является результатом деятельности государства и социальных институтов в такой сфере общественной жизни как социальная безопасность. В центре политики государства по обеспечению социальной безопасности, ее основным объектом должен быть человек. Отсюда достижение социальной стабильности зависит от двух факторов: соблюдения прав человека и совершенствования качества жизни.
2. Права человека как основа социальной стабильности.
Как известно, Российская Федерация вступила в Совет Европы (СЕ) и готова подписать Европейскую конвенцию о защите прав человека, Устав СЕ и согласится выполнить 25, необходимых для принятия, условий. Все это накладывает серьезные обязательства на Россию. Среди условий, которые должна выполнить Российская Федерация, важное место занимают тe, которые обеспечивают уменьшение жестокости государства к своим гражданам. Среди них: в течение трех лет полностью запретить смертную казнь; радикально реформировать пенитенциарную систему; признать обязательность решений Европейского суда по правам человека; пересмотреть закон о федеральных органах безопасности; принять закон об альтернативной воинской службе, как это требует статья 59 конституции РФ; коренным образом реформировать прокурорскую службу.
Основополагающим документом по правам человека является «Декларация прав и свобод человека и гражданина». Она была принята Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 года. При этом воздержались СССР, УССР, БССР, три страны народной демократии, Саудовская Аравия и Южно-Африканский Союз(ныне ЮАР). Полный текст «Декларации прав и свобод человека и гражданина» был ратифицирован Верховным Советом РСФСР лишь 22 ноября 1991 года.
Перечень прав и свобод, закрепленных Декларацией, не является исчерпывающим и не должен умалять другие права и свободы человека и гражданина. Они могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей. Иными словами, соблюдение прав и свобод не означает вседозволенности. Современная жизнь и практика деятельности государств, возникших на территории бывшего Советского Союза, дает, к сожалению, немало примеров грубого нарушения прав и свобод гражданина под лозунгами их соблюдения лишь для коренной нации, или под лозунгом «права народа». Предусмотренные Декларацией ограничения прав и свобод человека и гражданина, естественно, предполагают не только разъяснительные, но и принудительные меры при их реализации. Вакуум власти также безнравственен, как и злоупотребление ею. Верховный Совет Российской Федерации запретил использование прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.
В то же время Декларация, принятая Верховным Советом, провозглашает, что равенство прав и свобод должно гарантироваться государством независимо от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Каждый имеет право на приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации. Причем лица, не являющиеся гражданами РФ и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности российских граждан за изъятиями, установленными Конституцией, законами и международными договорами Российской Федерации и СССР.
Какие же основные права и свободы включены в «Декларацию прав и свобод человека и гражданина»?
— Право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни.
— Равенство перед законом и судом.
— Равенство прав и свобод мужчин и женщин.
— Равенство на свободу и личную неприкосновенность.
— Право на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений.
— Право на жилище.
— Неприкосновенность жилища.
— Свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства.
— Свобода мысли, слова, беспрепятственного выражения ( своих мнений и убеждений.
— Право искать, получать и свободно распространять информацию.
— Свобода совести, вероисповедания, религиозной и атеистической деятельности.
— Свобода определять свою национальную принадлежность и право пользоваться родным языком, включая обучение и воспитание.
— Право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей.
— Право доступа к любым должностям в государственных органах в соответствии со своей профессиональной подготовкой и без какой-либо дискриминации.
— Право на собрания и на проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования при условии предварительного уведомления властей.
-Право на объединение в организации.
— Право быть собственником.
— Право на труд.
— Право на отдых.
— Право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения.
— Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных, установленных законом случаях.
— Право на образование.
— Право на пользование достижениями культуры.
— Защита материнства и младенчества. Соблюдение государством прав детей, инвалидов, умственно отсталых лиц, а также граждан, отбывающих наказание и нуждающихся в социальной поддержке.
— Свобода творчества, исследований и преподавания.
— Право на защиту своих прав, свобод и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону.
— Презумпция невиновности.
— Право на возмещение государством всякого вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц при исполнении служебных обязанностей.
Принятие Верховным Советом Российской Федерации «Декларация прав и свобод человека и гражданина» является важным вкладом в обеспечение социальной стабильности общества. Вместе с тем, достижение подлинной национальной безопасности России связано прежде всего с реальными гарантиями прав и свобод человека и гражданина.
Конституцией Российской Федерации, принятой шестым Съездом народных депутатов в апреле 1992 года, был приведен в максимальное соответствие с международными пактами о правах человека. Она исходила из обязанности государственной власти в равной мере соблюдать и гарантировать все права и свободы человека, будь то гражданские, политические, экономические, социальные, культурные. Введение в содержание раздела 2 принятой Верховным Советом Декларации прав и свобод человека и гражданина способствовало расширению перечня конституционных прав и свобод, ряд из которых были закреплены впервые. Особое значение было придано гарантиям равенства в правах и свободах. Специально были выделены их судебные гарантии.
Конституция 1993 года по объему гарантируемых прав и свобод далеко обогнала основные законы большинства стран мира. Однако практическая их реализация в России далеко не соответствует тому, что записано в Конституции. Это несоответствие вытекает из политического, экономического и культурного состояния нашего общества, уровня его общественного и исторического сознания.
При реализации прав и свобод в нынешний переходный период на первый план выходят экономические гарантии. Ведь возможности экономики страны занимают ключевое место в обеспечении прав и свобод ее граждан. Не случайно в большинстве конституций даже наиболее развитых стран набор их государственных гарантий ограничен. РСФСР располагало более широкими возможностями экономического обеспечения прав и свобод граждан, опираясь на доходы государственных предприятий, составлявших практически 100 процентов всех предприятий страны, в том числе самых доходных. В нынешних условиях разгосударствления экономики доходы частных, приватизированных и акционерных предприятий принадлежат уже не всему народу, а определенной его части. Даже при самых драконовских налогах российское государство уже не может иметь таких поступлений, какие оно имело прежде. Рассчитывать же на ускоренный рост экономики и соответственно налогов в условиях структурной перестройки в ближайшие десять лет вряд ли реалистично. Не трудно себе представить, что даже прежний невысокий уровень экономических гарантий прав и свобод граждан будет трудно обеспечить российским властям в ближайшие годы. Очевидно, что такое положение с государственной гарантией прав человека не будет способствовать укреплению социальной стабильности.
3. Качество жизни и социальная безопасность.
Вторым основным фактором обеспечения социальной стабильности является поддержание и совершенствование качества жизни людей. Понятие качества жизни возникло как результат исследований западных специалистов будущего «постиндустриального» общества. Оно явилось реакцией ученых на негативные последствия научно-технической революции на жизнь людей. В советской социологии вопросы качества жизни не получили самостоятельного научного развития и рассматривались лишь в связи с исследованием образа жизни на общесоциологическом уровне. В наиболее общем виде образ жизни рассматривался как «совокупность, система существенных черт, характеризующих деятельность народов, классов, социальных групп, личностей в условиях определенной общественно-экономической формации.
Общесоциологический подход просматривается и в определении качества жизни советскими социологами. Под качеством жизни ими понималось ощущение благосостояния личностью, ее удовлетворение или неудовлетворение жизнью, или ее счастье или несчастьем. В этом определении отсутствует материальный компонент качества жизни.
При политологическом подходе, определяя качество жизни, следует учитывать не только ее материальные стороны, но и политические, духовные, этнонациональные, религиозные, семейные, связанные с «удовлетворенностью» человека социальной средой.
Наиболее распространенным положением российской политологической мысли является сведение качества жизни к уровню жизни. Это связано, по всей видимости, с возможностью использовать количественные показатели и, следовательно, наглядностью. С введением рынка в политическую и экономическую практику вошло понятие «минимальный размер оплаты труда».
Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального уровня потребления материальных благ и услуг (в их реальном виде, цене и значении), необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечении его жизнедеятельности. Прожиточный минимум определяется в стоимостном выражении в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам: трудоспособное население, пенсионеры и инвалиды, дети в целом по Российской Федерации и в каждом субъекте федерации. Он предназначается: для оценки уровня жизни населения при формировании и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсий, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; величина прожиточного минимума является основой установления базовых социальных нормативов.
В контексте решения Российским государством задач обеспечение безопасности, в том числе социальной, очень важно выделить количественные показатели качества жизни, отражающие ее духовные и материальные стороны. Постоянное слежение за этими показателями (их мониторинг) позволяет объективировать нашу оценку качества жизни и обеспечивает принятие более правильных решений. Методической основой для разработки системы показателей качества жизни может быть взята идея специалистов Института социологических исследований АН СССР о том, что индикаторы качества жизни включают показатели уровня жизни, стиля жизни, уклада жизни.
Таким образом, качество жизни может быть представлено как политологическая категория, в которой учитываются условия жизни человека в производственной, бытовой и общественно-политической сферах и степень удовлетворенности человека этими условиями. В ней отражаются три неразрывных стороны человеческой деятельности: преобразование, потребление и общение.
Ведущую роль в оценке качества жизни занимает группа 4 показателей, определяющих бытовые условия жизни человека. Это вытекает из того, что научно-техническая революция расширяет и усложняет человеческие потребности, прежде всего в связи с необходимостью соответствовать повышению интенсивности и увеличению творческих начал в труде. Отсюда важность индикаторов материальной обеспеченности, образования и культуры, здоровья. Среди показателей материальной обеспеченности значительное место занимают доходы различных групп населения. На социальную стабильность оказывают существенное влияние оплата в зависимости от количества и, особенно, качества труда.
Однако уровень доходов зависит не только от заработной платы. Он является комплексным показателем, определяемым как отношение товаров к количеству денег у населения. К существенным индикаторам материальной обеспеченности населения относится уровень безработицы. Безработный не только сам не участвует в производстве, но и через пособие потребляет часть продукта, идущего на общественное потребление, тем самым ограничивая его для работающих. К тому же длительная безработица приводит к деградации личности. Причем, как мы видим на примере своей страны, это справедливо и для скрытых безработных.
Ко второй группе показателей условий жизни (группа потребления) можно отнести данные о жилищных условиях, образовательном и культурном уровне населения, состоянии социальной инфраструктуры, экологическом равновесии. К индикаторам этой группы показателей относится количество комнат или квадратных метров жилья на одного человека, время получения государственной квартиры, наличие набора коммунальных услуг в жилом фонде, а также уровень грамотности и образованности населения, наличие сети переподготовки кадров, посещаемость зрелищных и культурных учреждений, загрязненность окружающей среды, количество дорожно-транспортных происшествий и т.п. К индикаторам, определяющим здоровье населения, можно отнести наличие койкомест в больнице, количество врачей и медицинского персонала, продолжительность жизни, наличие эпидемий, распространение болезней и наркомании, сеть физкультурных и оздоровительных учреждений и т.п.
Третья группа показателей качества жизни объединяется понятием общение. Современное развитие общества приводит к возрастанию всех видов мобильности населения: из одной сферы труда в другую и внутри той же сферы (профессиональная подвижность); социальные перемещения внутри поколений; и, наконец, миграция населения. Все это оказывает влияние на каждого человека и основную ячейку общества — семью, а следовательно на социальную устойчивость общества в целом.
В условиях недостаточной научной проработки вопросов оценки качества жизни и практической необходимости этого для политиков можно предложить осуществлять слежение за столь важным фактором социальной стабильности с помощью учета использования времени, как обобщенного показателя качества жизни. Ведь не случайно основатели марксизма считали свободное время самым большим достоянием человечества. Для учета использования времени можно следить за его затратами на основную работу, вторую работу, отсутствие работы, дорогу на работу, приготовление пищи, уборку жилища, службу быта, работы по дому и на садовом участке, сон, уход за собой, еду, отдых, ребенка (детей), покупки, нерабочие поездки, образование, радио, телевидение, чтение, общественную жизнь, беседы, прогулки, спорт, развлечения. Несомненно это очень «грубый» инструмент оценки качества жизни. Его целесообразно дополнять опросами жителей их удовлетворенностью своими жизненными условиями, не пренебрегая и личным общением.
Другим методом определения качества жизни (особенно для принятия среднесрочных мер) является отслеживание преждевременной (до 70 лет) смертности, так называемых «недожитых лет» потенциальной жизни. Как показали расчеты, в России в 1991 году, основными причинами преждевременной смертности стали социально-экономические и экологические причины. Наибольшие потери пришлись на смертность вследствие дорожно-транспортных происшествий (265 тыс. «человеко-лет» трудовой деятельности). Этих потерь оказалось больше, чем смертей от онкологических болезней, болезней системы кровообращения и органов дыхания. Потери от утоплений выше в 2,5 раза, чем от злокачественных опухолей желудка, бронхов, трахеи и легких, а отравлений алкоголем и другими продуктами превышают суммарные цифры преждевременной смертности вследствие активного ревматизма, сахарного диабета, заболеваний почек, сосудистых поражений мозга. Как видим, угроза безопасности России от ухудшения здоровья народа (преждевременной смертности) во многом определяется социально-экономическими причинами.
В последние годы в связи с появлением очагов межнациональных конфликтов как на территории бывшего СССР, так и в самой Российской Федерации возникла неуправляемая волна беженцев. В сочетании с разгулом уличной торговли, способствующей грубому нарушению технологии приготовления, условий хранения и реализации пищевых продуктов, и использованием населением децентрализованных источников питья это приводит к резкому ухудшению инфекционной обстановки в стране. В 1993 году было зарегистрировано 89 эпидемических вспышек острых кишечных заболеваний. Имели место заболевания холерой и брюшного тифа на юге России. Кроме того, в 1993 году заболеваемость корью возросла в 4 раза, дифтерией в 3,9 раза, коклюшем на 63 проц. Росла заболеваемость и пораженность населения социально-обусловленными болезнями. В 1993 году число больных туберкулезом выросло на 25 проц., сифилисом — в 2,6 раза, гонореей на 37 проц. Выявлено более 300 тыс. лиц, пораженных педикулезом, чесоткой — 350 тыс.
Таким образом, социальная стабильность является такой сферой национально-государственной безопасности, в которой самочувствие общества и права граждан играют решающую роль.