Теоретические проблемы социальной работы в 1970-1990 гг.

Дальнейшее развитие теории социальной работы идет по четырем основным направлениям:

  • теория индивидуальной работы;
  • теория групповой работы;
  • теория общинной работы;
  • теория социального администрирования и планирования.

Особенность теоретической парадигмы социальной работы данного периода состоит в том, что научные школы разных западных стран предпринимают попытки найти собственные методы поддержки нуждающихся, определить национальные доктрины социальной работы. В этом отношении особенно интересны подходы к теории социальной работы в Германии, Канаде и Скандинавских странах.

Германия. В 70-е гг. социальная работа в общине в основном определялась концепцией сопричастности. Эта деятельность начинает пониматься уже не только как оказание соответствующей помощи клиенту, но и как активизация в нем самопомощи, делающей возможной совместную с ним разработку проблемы с учетом ответственности самого клиента. Такое воздействие осмыслялось в группах самостоятельного опыта, психодрамы и гештальттерапии, а также в новых формах альтернативной супервизии с учетом конкретной ситуации. Все это способствовало появлению новой формы сотрудничества (кооперации) «социальный работник — клиент».

Переосмысление понятия «социальное» под воздействием критики медико-попечительского подхода определило постановку новых вопросов, касающихся как теоретических концепций, так и практических технологий. В концепции, получившей название «Ведение диалога», была поставлена задача преодолеть индивидуалистические ориентации, рассматривая модель жизненного пространства46 как относительную систему и используя диалог как средство оздоровления разработки ситуации.

Таким образом, цель преобразовательных процессов в социальной работе предстала не как приспосабливание клиента к своим жизненным обстоятельствам, но как высвобождение (эмансипация) его индивидуальных и социальных наклонностей.

На этой основе развиваются «комплексный подход к решению проблемы», «концепция социально-педагогического воздействия»49, стратегия вмешательства и формируется теория действия, объединяющая в себе проблемный и технологический подходы. Каждое из этих направлений стало вехой на пути развития интегративных концепций.

Требование воспринимать клиента с учетом его повседневной жизни и конкретной жизненной ситуации, а также растехнологизировать основные методы работы пришло из социальной педагогики, ориентирующейся на повседневную жизнь клиентов. Эти идеи становятся все более актуальными в практике современной социальной работы.

Во всех областях социальной работы наблюдаются тенденции более четкой ориентации социальных служб на активизацию клиента в его жизненной ситуации с учетом его образа жизни. Социальные работники и социальные педагоги оказывают поддержку людям, нуждающимся в ней, выявляя, используя и развивая при этом их собственные ресурсы, чтобы совместно с клиентом создать условия для развития их самоответственности и саморегулирования (самоуправления).

Таким образом, ориентированная на жизненную ситуацию нуждающегося в помощи и его жизненное пространство социальная работа отличается следующими особенностями:

  • переориентация социальной работы как системы услуг на социальные запросы клиента;
  • предоставление возможности для открытого восприятия новых проблемных структур и групп людей, нуждающихся в помощи;
  • акцентирование консультирующей, ориентирующей, совместной коммуникационной направленности, помощь в открытии и использовании собственных ресурсов клиента, оказание помощи в дополнение к самопомощи клиента, основанной на чувстве личной ответственности;
  • стратегия вмешательства;
  • ориентация на повседневный опыт и концепции повседневности;
  • концепции создания сети профессиональной и непрофессиональной помощи

Ориентированная на жизненную ситуацию клиента социальная работа носит преимущественно профилактический (предупреждающий) характер. Она предполагает децентрализацию и регионализацию системы своих услуг, что, в свою очередь, должно обеспечивать получение дополнительных средств на местном и региональном уровнях с использованием политических каналов.

В этой ситуации очень важным оказывается вопрос подготовки специалистов.

Ориентированная на жизненную ситуацию и жизненное поле (пространство) клиента социальная помощь должна быть доступна в любое время для каждого в ней нуждающегося. Социальная работа не должна быть дистанцирована от повседневности барьерами институционализации и профессионализации, она не должна зависеть от организационных и временных факторов, чтобы адресат мог легко получить предлагаемые ею услуги и ощущать ее непосредственное присутствие в своем жизненном пространстве.

Социальная работа как таковая нацелена на то, чтобы дать каждому человеку возможность осознать себя субъектом своей собственной жизни, с изначально присущим ему человеческим достоинством. Социальную работу характеризуют принципы сопричастности и партнерского сотрудничества с нуждающимися в помощи в самые ответственные моменты их жизни.

Такие цели, поставленные перед социальной работой и социальной педагогикой, выступают важнейшими критериями в дальнейшей разработке их теоретических аспектов. Последние, в свою очередь, используются для обоснования стратегий решения различных вариантов центральной теории, соответственно выбирая и используя те или иные научно апробированные теории, в том числе и теории других наук. Научные альтернативы позволяют довольно точно разделить различные концепции теоретического обоснования социальной работы по их содержанию.

Анализируя литературу по данной тематике, можно выделить концепции двух типов: социально интегративного типа (функция приспосабливания) и эмансипаторного типа (функция изменения).

Остановимся на краткой характеристике каждого из подходов.

«Наука о социальном обеспечении как попечительстве6. Теоретики этого подхода рассматривают теорию социальной работы как руководство к действию с позиций ценностных постулатов, отчасти имеющих трансцендентальный характер. Этой точки зрения придерживается, например, немецкий ученый Латтке:

«Сущность социальной работы, ее предмет и ее цель обосновывают необходимость методического принципа партнерства, а также социально-этических принципов, которыми должно определяться любое действие человека в обществе, это принципы справедливости, солидарности, любви, субсидиарности и авторитета».

Из анализа различных определений социальной работы, понимаемой 1) как результат ответственности за изъяны (недостатки) общества; 2) как уравновешивающий фактор общества; 3) как воспитание определенной социальной позиции по отношению к ближнему; 4) как прикладная теория христианства или 5) как особенность демократии складывается такая трактовка главной цели социальной работы: «социальное регулирование»; интеграция в общество отдельного человека; восстановление социальной значимости непривилегированных слоев населения; проявление христианских принципов; гармоничное общество; залог спокойствия буржуазного общества; прагматические навыки демократии» (Weber, 1973, S. 207).

Согласно Веберу, эти различия в определениях и их несисте-матизированность, в том числе и целевых установок социальной работы, обнаруживают различное отношение к проблеме: с одной стороны — стремление к операциональным дефинициям, с другой — неудовлетворенность ими и потому создание все новых сущностных определений. В распоряжении теоретиков этого подхода нет какой-либо определенной общественной теории, с помощью которой можно было бы дать оценку последствиям изменений в обществе.

Целевой установкой для разработки «теории социального обеспечения как попечительства» является теоретическое рассмотрение практики этой общественной сферы деятельности (Scherpner, 1962,8.18). Помощь как функция общества служит сохранению общества. Попечительская помощь направлена на членов общества, которым вследствие различных причин трудно соблюдать нормы общественной жизни. Поддержка существования отдельных личностей в рамках общества обеспечивает стабильность жизни общества в целом. Это подчеркивается, с одной стороны, персонификацией помощи, с другой стороны, пониманием помощи как общественной деятельности. Задача государства при этом состоит, в первую очередь, в сглаживании антагонизмов между отдельными личностями и группами людей внутри общества.

Необходимость социальной помощи имеет разные причины:

  • первая вызвана несоответствием образа жизни отдельной личности материальным условиям жизни общества (бедность);
  • вторая основывается на несоответствии моральных установок индивидуума и моральных устоев общества, предъявляющего ему свои требования (издержки воспитания).

«Теория попечительства» анализирует причины процесса обеднения (обнищания), который может развиваться во всех слоях общества. Однако человеку должно быть присуще свободное самоопределение и чувство собственной ответственности, основой которых являются экономическая самостоятельность и независимость, развивающиеся и утверждающиеся в процессе свободной конкуренции сил. Задача попечительства поэтому трактуется и как воспитание хозяйственности, которая, в свою очередь, поможет преодолеть нищету.

Если первоначально попечительская помощь определялась внутренней готовностью человека оказать помощь нуждающемуся, то с развитием самостоятельных видов общественного призрения и их организационным оформлением можно констатировать тенденцию к нивелированию общественного характера попечительства, его приобщение к рационально-общественным формам современного управления и уход от естественных общественных образований.

«Теория социального обеспечения как попечительства» подверглась критике со стороны многих немецких ученых (Mat-thes, 1973; Peters, 1968). В частности, подчеркивалась слабость категориального аппарата, когда такие категории, как помощь, общность (общество), жизненная поддержка, относятся к так называемым «социальным стереотипам». Идеалистический и индивидуализированный способ рассмотрения процесса обнищания (обеднения) обосновывает и раскрывает идеологический характер, который может иметь «теория попечительства» в капиталистическом обществе.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *