Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. № 790 была одобрена концепция реформы системы пенсионного обеспечения в России.
Основное направление реформы — опора на государственную систему, дальнейшее последовательное развитие государственного социального страхования как основы пенсионной системы. Развитие других форм пенсионного обеспечения будет осуществляться только в качестве дополняющих государственные социальные гарантии.
Главным отличием этой системы пенсионного обеспечения является то, что размер получаемой пенсии по старости должен определяться величиной вклада в Пенсионный фонд. Все льготы, привилегии, которые вводит государство, будут иметь гарантии от государства и им же оплачиваться. Пенсионный фонд — это фонд тех людей, которые регулярно и добросовестно платят пенсионные взносы. Размер пенсии должен определяться лишь двумя факторами: величиной взноса и размером заработной платы.
Новая пенсионная система будет иметь три уровня.
- Базовая пенсия заменит существующую в настоящее время социальную пенсию. По существу, на базовую пенсию может рассчитывать все нетрудоспособное население России, т.е. государство обязано взять человека на пенсионное обеспечение независимо от того, платил ли он взносы или нет. Фиксированный размер этой пенсии будет определяться прожиточным минимумом пенсионера в регионе проживания в зависимости от степени утраты трудоспособности. Уравнительный принцип в базовой пенсии касается только лиц, не имеющих трудового стажа. Базовая пенсия — это социальный стандарт прожиточного минимума для неработающих или работавших слишком мало. Базовая пенсия не будет выплачиваться работающим пенсионерам.
- Трудовая (страховая) пенсия — основа пенсионного страхования — определяется трудовым периодом и временем выплаты пенсионных взносов в Пенсионный фонд. Она является обязательной, и ее будут получать те лица, которые охвачены обязательным государственным страхованием и имеют определенный законом страховой взнос. Размеры пенсии будут определяться продолжительностью страхования и величиной взносов. Предполагается, что из трудового стажа будут изъяты все нестраховые периоды, которые сегодня включаются в стаж, дающий право на пенсию. Это учеба, служба в армии, уход за детьми, проживание супруги или супруга в условиях, где они не могут работать, уход за инвалидом и др. Нагрузку по включению в стаж нестраховых периодов и по выплате пенсии за них должно нести государство и выплачивать за указанные периоды дотацию в Пенсионный фонд. Это означает последовательное осуществление в пенсионной системе страховых принципов, исключающих какие-либо привилегии для отдельных слоев или групп застрахованных.
- Негосударственные пенсии как дополнительное по отношению к государственному пенсионное обеспечение могут предоставляться отдельными организациями, отраслями экономики либо территориями. Дополнительное пенсионное обеспечение может осуществляться в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах.
После принятия решения о создании дополнительной профессиональной пенсионной системы она становится обязательной и не может быть ликвидирована по решению учредителей.
Дополнительная профессиональная пенсионная система может быть солидарной (распределительной) либо накопительной или могут быть использованы оба эти принципа.
Развитие негосударственных пенсионных систем должно осуществляться под строгим и постоянным государственным контролем.
Механизм исчисления пенсионных взносов
Требования к стажу работы при определении размера трудовой пенсии должны быть связаны исключительно с продолжительностью уплаты страховых взносов. Минимальный страховой взнос может быть установлен в размере одного полного календарного года работы. Соответственно размер трудовой пенсии будет пропорционален этому стажу, что упростит расчеты при неполном трудовом стаже.
Размер трудовой пенсии по старости будет определяться с учетом трудового (страхового) стажа и заработка. Исходным критерием определения размера пенсии станет цена одного года страхового стажа, выраженная в процентах к заработку, из которого исчисляется пенсия. Обычно это 1% заработка за каждый год трудового стажа. В результате средний совокупный размер вновь назначаемых базовой и трудовой пенсий составит 55 — .60%.
Базовая пенсия будет являться минимальным размером трудовой пенсии.
Важным элементом в определении будущей трудовой пенсии является заработок. Понятия «страховой заработок» и «страховой взнос» непосредственно связаны с уплатой взносов в Пенсионный фонд. Независимо от количества выполняемых работ, если пенсионный взнос выплачивается со всех видов заработка, то пенсия исчисляется исходя из этого общего заработка. Размер пенсии будет определяться только страховым вкладом в Пенсионном фонде без учета других субъективных моментов. В идеальном случае пенсионные взносы должны быть собраны за весь период страхования, а не за 2 последних года или любых 5 лет трудовой деятельности. Это позволило бы избежать возможности необыкновенного увеличения зарплаты за определенный срок. Однако на данном этапе это сделать невозможно; предполагается пока использовать трудовой (страховой) стаж за 5 лет, так как в таком случае труднее манипулировать размером заработной платы. Впоследствии после накопления ежемесячных выплат можно будет перейти к страховому стажу за всю трудовую деятельность.
Ни в одной стране страховая пенсия не равняется 100% заработка, который человек получает перед выходом на пенсию по старости — пенсия всегда меньше. Сохранить доход полностью можно будет путем сочетания разных государственных и негосударственных видов пенсионного обеспечения.
Концепция реформы системы пенсионного обеспечения не предусматривает увеличения пенсионного возраста, решение этого вопроса отложено на второе десятилетие XXI века. Однако особенности происходящих демографических процессов, в частности постарение населения, требуют решения этой задачи. Через это прошли все страны мира и увеличили возрастной ценз выхода на пенсию.
В концепции реформы предусмотрены нормы, которые стимулировали бы более поздний выход на пенсию; для этого прежде всего предполагается ввести экономическую заинтересованность, связанную с увеличением размера пенсии. Работник получает возможность выбора: чем раньше он выходит на пенсию, тем меньше ее размер.
Особого внимания заслуживает тот факт, что концепция провозглашает принцип полного прекращения использования пенсионных льгот для решения демографических проблем, проблем трудовых ресурсов, других локальных и общегосударственных задач.
Подводя итог всему изложенному, есть основания утверждать, что Российская Федерация в настоящее время нуждается прежде всего в комплексной стратегии обеспечения благоприятных условий жизни пожилых и старых людей.