Десоциализация подростков в условиях семейного неблагополучия
Основной функцией семьи является функция ранней социализации, благодаря тому, что ранняя социализация наиболее благоприятно проходит именно в семье. Семья обеспечивает связь личности с социальными, экономическими и демографическими процессами в обществе. Особое значение семьи для воспитания и формирования человека отмечается всеми, кто в той или иной степени занимается проблемами подростков и молодежи.
Семья располагает не просто большими, а уникальными возможностями для интенсивного общения детей и родителей, передачи детям социальной программы общества – целей и ценностей общества, средств, которыми эти цели и ценности достигаются и сохраняются.
Безусловно, существуют семьи, неспособные обеспечить благотворное воздействие на формирование личности ребенка.
Каковы особенности той или иной семьи, способствующие возникновению десоциализации школьников? На этот счет существуют разные мнения. Они отражаются в имеющихся классификациях неблагополучных семей, где часто появляются «трудные» дети. Эти классификации в основном не противоречат, а дополняют, а иногда повторяют друг друга.
Так, А.С.Алексеева различает следующие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная и асоциальная семья.
Г.П.Бочкарева выделяет:
I) семью с неблагополучной эмоциональней атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю.
2) семью, в которой нет эмоциональных контактов между ее членами, безразличие к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи.
3) семью с нездоровой нравственней атмосферой. Там ребенку прививается социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.
В основу этой классификации кладется содержание переживаний ребенка.
З.В.Баерунас выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения;
1) отсутствие социального воспитательного воздействия на ребенка;
2) высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому возрасту;
3) преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребенка;
4) хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.
А.Е. Личко выделяет 4 неблагополучные ситуации в семье:
I) гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании.
2) Гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность.
3) Ситуация, создающая «кумира» семьи. Для неё характерно постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала, за весьма скромные успехи.
4) Ситуация, создающая ”золушек” в семье. Отмечается, что появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям. В этой связи отмечено увеличение количества черствых и жестоких подростков.
Б.Н.Алмазов выделяет 4 типа неблагополучных семей, способствующих появлению «трудных» детей:
I) семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семья с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семья, где подросток тратит много времени и сил на поддержание ее материального благополучия. Эти семьи сами по себе не формируют «трудных» детей, известно много случаев, когда в таких семьях вырастали нравственно совершенные люди. Но все же эти семьи создают неблагоприятный фон для воспитания молодежи.
2) Конфликтные семьи: а) где родители не стремятся исправить недостатки своего характера; б) где один родитель нетерпим к манере поведения другого. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно-демонстративно. Более старшие протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей.
3) Нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого и т.п.
4) Педагогически некомпетентные семьи: в них надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития. Например, уверенность в возможности полной самостоятельности ребенка, ведущая к безнадзорности, вызывает у последнего дискомфорт, эмоциональную напряженность, стремление оградиться от всего нового и незнакомого, недоверие к другому человеку. Другим отрицательным примером может служить распространенное у многих родителей стремление сохранить у ребенка и подростка в более старшем возрасте нравящиеся им образцы поведения предшествующих этапов развития, например, меньшую активность, послушность и т.д. Так, мать одной девочки-подростка настойчиво добивалась у нее указания на причину ее меньшей откровенности, чем раньше. Родительница упорно старалась вернуть прежние отношения с дочерью и готова была признать даже какие-то свои крупные просчеты в воспитании, но никак не связывала изменения в общении с возрастом школьницы.
Б.Н. Алмазов указывает и на динамику отклоняющегося поведения школьника, вызванную его социальной десоциализацией. Она имеет 3 стадии:
I) компенсаторно-уступчивая стадия, когда ребенок или подросток стремится снять внутреннее напряжение в связи с неблагоприятными обстоятельствами внешней среды, дезактуализацией главной цели, переориентацией на цели более общего порядка. Так, не имея возможности квалифицированно работать, или не обладая достаточной работоспособностью, человек демонстрирует уступчивость и услужливость, готовность взять на себя более тяжелую и скучную, непростую работу. В этом случае учитель часто вшибается: он нередко принимает «готовность» такого ученика за отзывчивость и любовь к преподавателю, не осознавая его затруднений в адаптации к среде.
2) Стадия конфликтно-демонстративная возникает, если предшествующая линия поведения не приносит желаемых результатов.
3) Стадия внутренней средовой изоляции, когда учащийся перестает считать себя членом группы и начинает ориентироваться на мнения единомышленников.
М.Раттер среди обстоятельств, способствующих появлению «трудных» детей, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них. родительскую жестокость или просто непоследовательность в воспитании, нахождение в детском доме и т. д. Дети нередко усваивают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения родителей, порой доводя их до крайностей. Они часто стремятся сопоставить слова родителей с их делами. Так, если старшие в семье призывают к честности, а сами лгут, к сдержанности – а сами вспыльчивы и агрессивны, то ребенку предстоит сделать выбор. Но он всегда в этих условиях будет протестовать против требований вести себя образцово, если родители сами этого не делают.
Для профилактики или изменения «трудного» поведения у ребенка важно воспитывать дисциплинированность. В связи с этим возникает вопрос, как применять наказание и поощрение в семье. Сразу отметим, что достаточно тяжелые или легкие наказания нецелесообразны. Среди средних наказаний особых различий нет. Важнее частота наказаний. Постоянно наказываемые мальчики отвечают агрессией или асоциальным поведением. Также значима последовательность наказаний. Неверно, если за поздний приход домой один раз наказывают, а другой – нет. Большую роль играет реагирование старших на хороший и плохой поступок ребенка. Родители «трудных» детей этого часто не понимают. Они редко хвалят за хорошее поведение, часто неправильно и непоследовательно реагируют на плохое поведение. Такие родители не так уж редко уделяют слишком много внимания поступкам детей. Они не понимают, что подчас отрицательное поведение вызвано поиском внимания родителей. Уделяя такому поведению много внимания, родители закрепляют его у ребенка. Поэтому чаще бывает правильнее, если это позволяют обстоятельства, игнорировать плохое поведение и обращать внимание на ребенка в случае положительных действий, высказывая ему одобрение. Важны и многие другие факторы: время реакции (лучше быстрая); последовательность и принципиальность дисциплинарных требований, их осознанность детьми; характер отношений родителей с ребенком (более эффективны воспитательные воздействия любимых и уважаемых родителей), баланс поощрений к наказаний (первые желательно применять чаще, чем вторые). Ребенку лучше привить немного согласованных правил повеления, чем много несогласованных.
Важно не только поощрять хорошее поведение ребенка и тормозить плохое, но и сформировать у него внутренний механизм контроля своего поведения. Для этого требуется создать у ребенка и подростка собственную систему жизненных ценностей. Тогда он будет вести себя правильно вне зависимости от одобрений и поощрений со стороны родителей и других людей.
М. Раттер говорит и о других факторах, неблагоприятно действующих на ребенка. Таковы, например, гипо- и гиперопека со стороны родителей. Первые ведут к подавленности учащегося или даже невротическим состояниям. Гиперопека ведет к затруднениям в общении с детьми. В этих случаях целесообразно обратиться к психотерапевту. Вызывает трудности в поведении ребенка и доминирование в семье одного из супругов, находящее сопротивление со стороны другого. Неблагоприятно влияет не ребенка жизнь вдали от семьи и особенно потеря одного из родителей (смерть, уход из дома в связи с разводом). Часто на ребенка больше влияет не сам факт развода, а разлады и дисгармония в отношениях родителей между собой. Способствует появлению «трудных» детей отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, асоциальное поведение одного или обоих родителей, монотонность окружающей среды, нарушенная или отсутствующая связь между членами семьи разных поколений.
В последние годы в научных и массовых изданиях широко обсуждается тема жестокости и насилия по отношению к детям в семье. Они могут принимать физическую и психологическую форму. Физическое насилие в семье проявляется в избиении ребенка (нередко с опасностью для его жизни), нанесение ему ожогов, испытании голодом и т. д. Выявлены и многие случаи развратных действий по отношению к детям и сексуального насилия. Психологическая травматизация чаще всего бывает вызвана сдерживанием теплых родительских чувств к ребенку, резкой и грубой критикой в его адрес, оскорблениями и запугиванием. Надо отметить, что психологическая жестокость часто оказывается не менее вредной, чем физическая. Такое бесчеловечное и злобное неуважение родителем чувства собственного достоинства ребенка названо «душегубством». Оно преднамеренно направлено на подавление у ребенка чувств радости, любви и идентичности. При этом происходит нарушение структуры личности, поведения и его социальной сущности. Жестокость создает основу для хронического психогенного травматизирования, нередко вызывающего вторичные аффективные криминальные действия. Следствием жестокого обращения с детьми бывает также их асоциальное поведение в самостоятельной жизни.