Cоциальный интеллект
Тернистый путь от понятия к методике
Возникновение самостоятельного психологического конструкта «социальный интеллект», несводимого к традиционному понятию интеллекта, было вызвано необходимостью объяснить феномен «социального дисбаланса». Суть этого феномена заключается в том, что высокий уровень общего интеллекта не связан, а зачастую и отрицательно коррелирует с социальной компетентностью и успешностью общения.
Заменим язык корреляций языком чувственных представлений, и в наше м сознании может актуализироваться такой, например, образ: яркий, талантливый ученый, способный найти решение сложнейшей научной проблемы, вдруг превращается в беспомощного и растерянного человека в ситуациях повседневного бытового общения.
В подобных примерах особенно рельефно проявляется значимость той стороны личности, которая описывается термином «социальный интеллект», впервые введенным Э. Торндайком в 1920 году. Э. Торндайк определял социальный интеллект как «дальновидность в межличностных отношениях».
Немного позднее, в 1937 году, Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью прогнозировать наиболее вероятные реакции другого чело века, а также высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях. По мнению Г. Оллпорта, это «особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания». Г. Оллпорт отмечал, что такой «социальный дар» исключительно важен во многих профессиональных областях и особенно там, где требуется сочетание сложных, подчас противоречивых функций. В качестве примера он приводил профессию интервьюера, который «должен с покойно слушать и в то же время исследовать, побуждать к откровенности, но при этом никогда не казаться шокированным, быть дружественным, но сдержанным, терпеливым и одновременно побуждающим, — и при всем этом никогда не выказывать скуки. Такое тонкое равновесие в поведении требует высокого уровня развития социального интеллекта».
В 60-е годы Дж. Гилфорд рассматривал социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, независимых от факторов общего интеллекта и связанных, прежде всего, с пониманием поведения людей.
В целом же, «понятийный хаос, царящий в психологии» (метафора Л. М. Веккера), сильно осложнил судьбу этого феномена: социальный интеллект часто отождествлялся то с одной, то с другой своей составляющей (социальной перцепцией, социальной сенситивностью, социальным мышлением). Это не способствовало ни теоретическому осмыслению понятия, ни введению его в обиход практиков. Маргинал по происхождению (между общей и социальной психологией), социальный интеллект долгое время оставался для психологов «вещью в себе».
В отечественной психологии социальный интеллект рассматривается как интегральная, основанная на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события как «практически психологический ум» (Ю. Н. Емельянов, Л. И. Уманский).
Однако сложная судьба категории «социальный интеллект» заключается не только в длительном прояснении ее психологического содержания. Убедительно демонстрируя свое существование на феноменологическом уровне, социальный интеллект долгое время не переходил в разряд измеряемых психологических конструктов. Первые тесты, созданные для его измерения, не выдержали проверку на валидность. Исследования доказывали их насыщенность вербальным интеллектом, способностью к запоминанию, но не выявляли качеств, тождественных новой психологической категории.
Заслуга создания первого надежного и валидного теста на социальный интеллект принадлежит выдающимся американским психологам Дж. Гилфорду и М. Салливену. Дж. Гилфорд известен как автор самой полной, на сегодняшний день, модели интеллекта, позволяющей систематизировать все имеющиеся интеллектуальные тесты, а также предсказывать существование новых интеллектуальных способностей. Эта модель сыграла концептуальную роль и обеспечила успех при разработке методики. В этой работе Дж. Гилфорд и М. Салливен опирались на опыт своих предшественников и, в частности, на исследования Вудроу и Ведека, показавшие необходимость использовать для диагностики социального интеллекта невербальный стимульный материал. Поэтому в тесте использованы картинки, изображающие действия персонажей комиксов, а также мимику, позы, жесты людей, находящихся в разных ситуациях общения.
Путь от понятия «социальный интеллект» к методике занял более сорока лет. Около десяти лет понадобилось для адаптации этого теста в России. Выпуск русскоязычного варианта теста Дж. Гилфорда расценивается нами как значимое событие в отечественной практической психологии: впервые появилась возможность измерить социальный интеллект, который, являясь важнейшей составляющей индивидуальности, до сих пор оставался вне зоны практического исследования. Тест позволяет оценить способность понимать логику развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия, предсказывать последствия поведения людей, адекватно отражать вербальную и невербальную экспрессию, коммуникативную компетентность, т. е. способность, выступающую мощным регулятором целостного поведения человека в социуме. Оценка этой способности представляется исключительно важной при решении большинства задач, стоящих перед практической психодиагностикой.