Основные виды социальных программ в сфере наркологии
Указанная стратификация конгломерата социальных проблем на те, которые генерируют, формируют наркологические (алкогольные или наркотические) проблемы – на доклиническом, преклиническом и клиническом уровне, и те, которые являются вторичными, производными от той или иной наркологической патологии, важна в плане определения направленности и содержания отдельных частных форм (программ, методов) социальной работы в этой сфере, дифференциации ее специфических видов, ориентированных на различные контингента и группы населения.
Можно выделить профилактические программы, направленные на предупреждение вовлечения в пробы и потребление алкоголя и (или) наркотиков, а также в злоупотребление ими, – и более широко нацеленные на превенцию любых форм отклоняющегося поведения, включая аддиктивные болезни и те или иные состояния зависимости. Здесь мишенями целенаправленного воздействия будут в основном контингента детей и подростков – как в целом, так и те составляющие их группы, в которых риск приобщения к приему ПАВ особенно велик.
Выделяя группы риска, мы имеем в виду детей: у которых отягощена, особенно в наркологическом плане, наследственность; которые растут в неблагополучных, дисфункциональных семьях; которые воспитываются в семьях с наличием лиц, злоупотребляющих алкоголем или больных алкоголизмом или наркоманией; которые отягощены в органическом, личностном, поведенческом плане, в том числе интеллектуально недостаточные или (и) дефицитарные в плане своевременного личностного и социального развития, угрожающие в отношении формирования патохарактерологической, психопатической структуры личности. Работа здесь ведется в учебных заведениях, специализированных учреждениях и т.д.
К числу групп повышенного риска относятся и различные молодежные и взрослые контингента – находящиеся в ситуациях социального напряжения, тех или иных общественных кризисов или природных катастроф (бедные слои населения, безработные, инвалиды, жертвы войн, этнических и социальных конфликтов, финансовых крахов; вынужденные и добровольные мигранты; члены криминальных групп и сообществ; пострадавшие вследствие землетрясений, пожаров, наводнений и т.п.; асоциальные элементы, маргиналы и др.).
Вторая категория (вид) программ социальной помощи в сфере наркологической проблематики – это лечебные программы. Сюда входят программы, ставящие своей целью максимально раннее выявление и направление на лечение больных с той или иной наркологической нозологией. Центральное место в этой группе занимают собственно терапевтические программы, решающие задачи оказания больным лечебной помощи, удержания их в режиме трезвости или отказа от приема наркотиков (т.е. в ремиссии), проведения мер вторичной и третичной профилактики – восстановления физического (сомато-неврологического), личностного (психического) и, прежде всего, социального статуса больных. Не менее важны здесь программы, в рамках которых осуществляется социально-психологическая помощь членам семей и близким (детям, родителям) пациентов, корригируется их личностный, семейный, трудовой статус. К этой же категории форм социальной работы в сфере наркологической помощи относятся программы «помощи (лицам с наркологическими проблемами) на рабочих местах» – непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях и т.п.
В третью группу видов специализированных социальных программ в области наркологии, неразрывно связанных с терапевтическими программами, входят программы по реабилитации, реа-даптации, ресоциализации наркологических больных. В рамках этих программ по возможности эффективно преодолеваются разрывы и противоречия между личностью и обществом. Бывший больной вновь интегрируется в макро- и микросоциум – максимально адекватно его индивидуальным особенностям, склонностям, возможностям, а также с учетом реалий его семейного и трудового модуса, данной общины, социально-экономической ситуации в ней.
Таким образом, в обобщенном виде может быть сформулирована основная цель медико-социальной работы в сфере наркологии: это комплексная социальная помощь входящим в группы повышенного риска развития наркологических заболеваний и лицам, страдающим зависимостью от психоактивных веществ, членам их семей и ближайшего окружения, включающая медицинские, медико-психологические, социально-психологические, педагогические и правовые ее аспекты. Задачами медико-социальной работы в наркологии являются: участие в программах первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ в организованных и неорганизованных контингентах; выявление лиц, входящих в группы риска, и работа с ними; установление контакта с семьями больных, организация консультирования, необходимой помощи и поддержки; решение организационных и терапевтических вопросов в тесном взаимодействии с медицинским персоналом; участие в специальной тренинговой работе, способствующей ранней реа-даптации и реабилитации пациентов; организация семейной психотерапии.
В развитых обществах со стабильными, успешно действующими и развивающимися гражданскими и экономическими институтами формируются цельные, структурно разветвленные, организационно многообразные системы социальной помощи, в том числе в наркологической сфере (см., например, ниже обзор организационных подходов к постановке такой работы в Германии и других странах). В этой деятельности участвуют как государство, реализуя различные целевые федеральные, региональные, локальные программы, так и различные общественные организации, нередко имеющие богатый многолетний практический опыт, финансово состоятельные, опирающиеся на развитые церковные или профсоюзные структуры, имеющие целую сеть собственных учреждений и служб.
Следует отметить, что во многих странах официальные и общественные службы тесно взаимодействуют между собой, постоянно гибко координируют свою работу, а государство принимает активное участие в финансировании программ, реализуемых общественно – благотворительными организациями, в том числе, через механизмы государственного социального заказа, размещаемого на строго конкурсной основе. Потребность в различных социальных программах и, соответственно, в том или ином числе занятых в них профессионально подготовленных работников (суммарно и раздельно по той или иной специальности), своевременно определяется конкретными федеральными и муниципальными службами – в зависимости от данных анализа реальной ситуации, оценки тенденций ее развития, учета имеющихся материальных и кадровых ресурсов и т.п. Требования к специалистам, задействованным в конкретных программах, дифференцируются относительно целей и задач, а также сложности и насыщенности этих программ, особенностей охваченных ими контингентов, специфики имеющихся условий для достижения намеченных целей. X, В нашей стране сегодня существуют отдельные предпосылки для формирования эффективной и структурно развитой системы социальной помощи в наркологии. Можно говорить об объективно негативных моментах – недостаточности финансовых и других материальных ресурсов для развертывания социальных программ, о нестабильности социально-политической обстановки, о продолжающихся общественных конфликтах различного характера и тяжести. В то же время организации такой работы сегодня могут способствовать:
- наличие социальной направленности деятельности различных государственных и политических структур;
- реальная возможность спонсирования социальных программ за счет банковских и производственных средств, особенно при стимуляции их владельцев налоговыми льготами;
- успешный опыт самофинансирования многих общественных благотворительных организаций (ассоциация, фондов и т.д.);
- достаточно активная финансовая помощь западных филантропов (правительственных учреждений и частных лиц), в том числе через системы целевых инвестиций и грантов;
- наконец, даже несомненное наличие традиционной, укорененной в массовом сознании, социальной ориентации поведения населения нашей страны – на помощь бедным и обездоленным, на взаимопомощь и т.п., т.е. наличие определенной позитивной особенности российского менталитета.
Сеть служб и учреждений социальной работы, направленной на помощь в профилактике и решении наркологических проблем в России только начала формироваться. Поэтому представляется весьма целесообразным проанализировать – в качестве определенных модельных форм – опыт организации и деятельности отдельных программ социальной помощи, в настоящее время уже реально функционирующих.