Концепция социальной безопасности населения региона
Одним из важнейших предназначений социальной сферы в любом обществе является поддержание на должном уровне и всемерное развитие социального потенциала личности, семьи, населения в целом. Под социальным потенциалом следует понимать накапливаемые субъектом ресурсы для воспроизводства и развития своих жизненных сил, творческих возможностей. В этом смысле социальная политика выступает как инструмент умножения и поддержки социального потенциала общества, а социальная безопасность — как средство измерения и фиксирования его критических значений.
Современная социологическая наука располагает необходимым методологическим аппаратом и эффективными информационными технологиями для регулярного отслеживания состояния социальной безопасности как в отдельных регионах, так и в обществе в целом. Однако для развития системного и целостного взгляда на сущность, структуру и функции социальной безопасности как стратегической основы социальной политики государства, необходима разработка соответствующей концепции социальной безопасности
В этой концепции, наряду с целевыми установками и общим замыслом создания информационной системы, должны быть раскрыты механизмы гармонизации социальных отношений и эффективного взаимодействия всех субъектов, составляющих население региона.
Социальная безопасность всецело обусловлена степенью дееспособности социальной функции общества, которая призвана непрерывно обеспечивать воспроизводство действительной жизни всех его субъектов, а также гармонизацию их социальных отношений в рамках единого и целостного социального пространства. При этом социальные отношения мы понимаем как выражение связи между всеми социальными субъектами в обществе по поводу выполняемой ими роли в производстве и распределении жизненных благ, самореализации каждым из них своих жизненных целей и собственного социального потенциала.
С социальной безопасностью тесно связаны понятия социальной сферы и социальной защиты населения. В сущности, социальная безопасность характеризует такое качество социальных отношений, при котором любой член общества мог бы пребывать вне угрозы экономической, социальной и физической деградации вследствие неприемлемого снижения уровня и качества жизни, невозможности с пользой для себя и общества реализовать свой потенциал трудовой, социальной и гражданской активности.
Подобная трактовка сущности социальной безопасности не противоречит более общему определению понятия «безопасность», данному в Законе РФ «О безопасности «. Там говорится: «Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». При этом к жизненно важным интересам Закон относит совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества, государства.
В законодательно-правовом смысле принцип социальной безопасности согласуется с международно признанной Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), а также провозглашенными Конституцией Российской Федерации гарантиями социальных прав гражданина.
Проблема социальной безопасности, как предмет научного анализа, с необходимостью предполагает исследование ее антипода — социальной опасности {угрозы}, создающей реальные предпосылки деградации общественной целостности ущемления жизненных потребностей и интересов различных социальных субъектов, разрушения социальной инфраструктуры, возникновения хаоса, смуты, социального взрыва.
Особенность динамических проявлений социальных угроз состоит в том, что их последствия носят комплексный, многоаспектный характер, обусловленный воздействием множества факторов. Так, например, состояние здоровья населения лишь в известной мере связано с состоянием здравоохранения, а в значительно большей степени — с уровнем и качеством жизни населения, условиями трудовой деятельности и бытовыми традициями, экологической обстановкой и образом жизни. Отсюда становится очевидной необходимость фронтального исследования социальных угроз, комплексного определения мер безопасности населения и его социальной защиты в экстремальных ситуациях, порождающих такие угрозы.
Все это подтверждает важность комплексного анализа всей совокупности факторов, создающих экстремальную ситуацию. С другой стороны, не меньшее значение имеет всестороннее изучение возможностей защиты от наступающей угрозы и самих социальных субъектов, поскольку жертвами нарастающей угрозы чаще всего оказываются те социальные группы и слои населения, которые в наименьшей степени адаптированы к условиям экстремальных ситуаций (дети, молодежь, женщины, лица преклонного возраста, инвалиды и т.п.). Следовательно, мониторинговое наблюдение призвано осуществлять, наряду с общим отслеживанием социальных процессов в регионе, специализированное изучение экстремальных ситуаций и путей их локализации и предупреждения с учетом специфических особенностей тех или иных групп населения.
Экстремальные ситуации могут возникать и фронтально по отношению ко всему населению (техногенные и природные катастрофы, аварии и т.п.). Их источниками также могут быть социальная напряженность, конфликт, вооруженное столкновение Во всех подобных случаях научно-информационное сопровождение принимаемых мер, выработки управленческих решений проявляется в своевременном анализе складывающейся ситуации, ее факторов и причин, изучении общественного мнения, запросов, требований и ожиданий населения, .эффективности действий по локализации опасной ситуации, контроле своевременности выполнения принятых решений.
Соблюдение принципа целостности, органической взаимосвязи системы показателей мониторинга, отслеживающих социальную безопасность субъекта, предполагает выделение единого социального пространства, в рамках которого были бы обозначены оценочные критерии состояний субъекта и границы зон социального благополучия, угроз и возможной деградации (см. рис.1).
В качестве главного системообразующего признака для выбора оценочных критериев нами было взято понятие «социальные права человека» и содержащийся в Конституции РФ их перечень с соответствующими гарантиями законодательного обеспечения.
Оценка степени выраженности социальных угроз субъекту по избранным критериям осуществляется экспертной группой в значениях пятипозиционной шкалы. Колебания получаемых таким образом индексов в их положительных значениях свидетельствуют об относительном социальном благополучии того или иного субъекта, а в отрицательных значениях — о наступлении для него социальной, опасности и возможной деградации тех или иных качественных признаков.
В системе критериев социальной безопасности должны быть четко обозначены основные показатели, количественные величины и пороговые значения .возможных социальных угроз. Выход за пределы этих пороговых значений в положении того или иного социального субъекта должен давать ему гарантированное право на социальную защиту и помощь со стороны государства и общества.
Социальная безопасность теснейшим образом связана с экономической безопасностью, количественные (пороговые) и качественные критерии которой определены в Указе Президента РФ «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской федерации» (1996 г.). Система обеспечения экономической безопасности страны предполагает выявление ситуаций, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития выходят за пределы пороговых значений и приобретают характер реальной угрозы обществу. С учетом таких пороговых значений разрабатываются меры по их преодолению при подготовке прогнозов и программ экономического развития.
В концепции социальной безопасности, как нам представляется, должны быть четко определены цели и принципы ее гарантированного обеспечения, сформулированные на основе системного научного анализа сложившейся в обществе социальной ситуации на кризисном этапе осуществления экономических реформ. Главнейшей целью поддержания социальной безопасности должно быть сохранение и развитие генофонда и социального потенциала общества, всемерное стимулирование гражданской и трудовой активности всех его членов, надежной защиты их жизненных интересов и социальных прав.
В ряду основных факторов обеспечения социальной безопасности главнейшими следует считать: демографическую ситуацию и состояние здоровья населения, трудозанятость, социально приемлемые уровень и качество жизни, жилищное обеспечение, образование, доступ к информации и ценностям культуры, личную и экологическую безопасность граждан.
В плане информационно- аналитического обеспечения социальной безопасности важнейшее значение имеет выявление и оценка минимально допустимых уровней безопасности и характера социальных угроз. Приближение к такому рубежу социальных групп и слоев населения, а тем более их непосредственное вхождение в зону социальной деградации, должно своевременно фиксироваться мониторингом. Его механизм призван обеспечивать оперативную экспертную оценку сложившейся экстремальной ситуации и выявлять наиболее перспективные варианты ее разрешения.
Соответственно должны быть определены принципы и механизмы гармонизации и регулирования социальных отношений, эффективного взаимодействия всех субъектов, составляющих общественную целостность, на основах социальной справедливости и гражданского согласия.
На весь период кризисного состояния общества, по нашему мнению, должна быть обеспечена приоритетная роль государства в контроле и поддержании социальной безопасности в обществе. Разумеется, вместе с тем необходимо всячески поощрять усилия в этом направлении общественно-политических, религиозно-конфессиональных организаций, всех социальных групп и слоев населения.
Декларированное Конституцией РФ построение в нашей стране социального государства, политика которого призвана обеспечить достойную жизнь и свободное развитие каждого человека не может быть осуществлено без опоры властных структур, особенно на кризисном этапе реформ; на собственные рычаги управления социальной сферой. Отсюда возникает острейшая проблема недопущения на данном этапе полной приватизации здравоохранительных и образовательных учреждений, жилищно-коммунальной сферы, учреждений информации и культуры, фондов социального страхования. Все эти вопросы, равно как и организационные механизмы, средства и способы реализации функций службы социальной безопасности и защиты населения, должны найти научное обоснование в программах социального развития общества.
Главнейшая интегральная функция мониторинга — информационно-социологическое, аналитическое сопровождение всего процесса управления социальной сферой. Предлагаемая концепция обеспечивает регулярное информационно-социологическое наблюдение состояния и уровня социального благополучия различных по своим масштабам социально-территориальных общностей, а также моделирование, диагностику и прогнозирование протекающих в их рамках процессов социальной защиты населения, выявление социальных угроз и программирование мероприятий, направленных на социальное развитие того или иного региона.
Таким образом, объектом мониторингового наблюдения является социальная сфера региона как особая структурно-функциональная целостность, обеспечивающая социальную безопасность и защиту населения, регулирующая сложившуюся систему связей и отношений различных субъектов по поводу их всестороннего жизнеобеспечения, удовлетворения материальных и культурно-духовных потребностей, воспроизводства и распределения жизненных благ. В этом плане особое значение приобретает выяснение тех принципов, на которых должен строиться процесс мониторингового наблюдения.