Технологии социальной работы
Что такое социальные технологии? — Термин «социальные технологии», сводится к следующему: совокупность приемов, методов и воздействий решения той или иной социальной проблемы.
Социальные технологии весьма разнообразны, их классификация достаточно сложна, что обусловлено многообразием социального мира. Вот некоторые технологии, которым все более уделяется внимание как на уровне государственном, так и со стороны неправительственных организаций:
- Технологии социальной работы с семьей
- Технологии социальной работы с молодежью
- Технологии социальной работы с детьми, подростками
- Технологии социальной работы с женщинами
- Технологии социальной работы с пожилыми людьми
- Технологии социального предвидения
- Технологии экономическая поддержка населения
- Технологии социально-педагогические
- Технологии социально-психологические
- Технологии социально-медицинские
- Технологии связи с общественностью
Быстро растет технологизация практически всех сфер жизнедеятельности современного человека, и насущным является вопрос развития технологизации и в сфере социальной работы, чтобы более эффективно решать растущие социальные проблемы общества. Требуется привлечение как все большего количества средств, ресурсов и компетентных специалистов, так и повышение эффективности их использования.
Сегодня мировой опыт свидетельствует о том, что при помощи социальных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения и др.
Некоторые социальные технологии, применяемые за рубежом, уже применяются в России, другие являются перспективными, третьи вызывают сомнение в применении тех или иных способов, методов, приемов, а часть совершенно неприменимы в нашей стране. Это имеет много причин: разный уровень экономического развития, условия жизни, культурные традиций и др. Требуется постоянный анализ критериев, по которым зарубежные технологии следует относить к той или иной категории, поскольку на разных этапах функционирования и развития российского общества и в различных регионах неприемлемое может оказаться насущным и наоборот. Это может значительно повысить возможности решения социальных проблем, позволит использовать лучший опыт социальной работы, багаж которого весьма велик.
Социальная работа включает в себя три компонента:
- социальную работу как науку;
- социальную работу как учебную дисциплину (цикл учебных дисциплин);
- социальную работу как вид деятельности.
Социальные технологии базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками — социологией, теорией социальной работы, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др.
Кто является объектом социальной работы?
— пенсионеры, инвалиды, дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные или многодетные семьи и т.д. (всего 100 млн. человек из 150 млн. проживающих на территории России).
Теоретические работы и практический опыт, накопленный в России и за рубежом, выявили целый ряд направлений (видов) социальной работы с перечисленными (и другими) группами населения:
- социальный контроль,
- социальная профилактика,
- социальная терапия,
- социальная реабилитация,
- социальная помощь, социальная защита,
- социальное страхование
- социальное обслуживание,
- социальное попечительство,
- социальное посредничество и др.
- Эти виды социальной работы и явля
ются основными ее направлениями, главными технологиями. Они, безусловно, очень тесно связаны между собой, но в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию.
Задача социальной работы — способствовать не только лечению «социальных болезней», но и их предотвращению. Технологии применительно к социальной работе, понимаемой в широком смысле, должны иметь опережающий характер. Например, для общества лучше не оказывать помощь безработным, а делать все возможное для предотвращения безработицы, ее уменьшения, обучения людей, развития производства, создания новых рабочих мест, перепрофилирования тех или иных цехов, предприятий, учреждений и т.д. Содержание так называемых «внешних» социальных технологий заключается в создании человеку, группам (слоям) людей таких условий, чтобы они самостоятельно решали свои проблемы (пример — создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов). От «внешних» социальных технологий отличаются технологии (т.е. способы, действия), осуществляемые самими клиентами (например, создание собственного дела, откладывание определенной доли дохода (процента) для социального страхования и др.). К числу этого типа технологий (само- и взаимопомощи) можно отнести те действия, приемы, способы, которые используют социальные работники, решая проблемы своих клиентов. Данные технологии развиваются в основном благодаря вкладу практикующих социальных работников и педагогов. К этому списку причисляется программа материальной помощи нуждающимся.