Организация социального обслуживания пострадавших от семейного насилия
Большое значение в борьбе с насилием имеет предупредительная и профилактическая деятельность органов социального обслуживания населения.
Программа социальных реформ в РФ на период до 2000 г. в главе второй среди главных целей и приоритетных направлений социальных реформ как одну из стратегических целей выделяет переориентацию социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи. При этом предполагается решение ряда приоритетных задач, среди которых отдельно выделяется задача формирования системы государственных мер по предотвращению насилия в семье, социальной реабилитации пострадавших от насилия.
Помощь пострадавшим от насилия в семье призваны оказывать не только правоохранительные органы, но и социальные службы. Их деятельность регламентируется Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», который был принят Государственной Думой 15 ноября 1995 г. Одно из направлений деятельности социальных служб заключается в оказании определенной помощи (предоставление приюта, убежища, консультативная помощь, реабилитационные услуги и т.д.) гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, от жестокого обращения в семье.
Социальная работа с жертвами семейного насилия должна основываться на том постулате, что насилие в семье — это социальное явление, характеризующееся взаимосвязанностью и взаимопроникновением различных его форм (таких как физическое, сексуальное, экономическое насилие, жестокое обращение с детьми, психическое насилие, принуждение к потреблению алкоголя, наркотических средств в немедицинских целях, к занятию проституцией и другие преступные деяния).
Решение проблемы помощи женщинам, испытавшим насилие, имеет два аспекта. Первый — оказание психологической помощи выхода из самой ситуации, связанной с насилием. Второй — рассмотрение данного процесса как социально-политической проблемы нарушенного баланса.
Нарушенный баланс в данном случае — это и женская безработица, приобретающая застойный характер, значительное число абортов, остающихся пока одним из основных регуляторов численности и состава российской семьи, более низкая заработная плата женщин по сравнению с мужчинами и, как результат, феминизация бедности и нищеты, стойкое насильственное отторжение женщин от собственности, распределения кредитов.
Сегодня женщины все чаще сталкиваются с такими кризисными ситуациями, выход из которых требует помощи компетентных специалистов — социальных работников, психологов, педагогов, способных не только разобраться в этих ситуациях, выявить причины их возникновения и возможные последствия, но и подобрать наиболее рациональный путь выхода из кризиса. Это и проблемы адаптации к новым социально-экономическим условиям, безработица, проблемы внутрисемейных отношений, насилия в семье, на работе, на улице и в других сферах жизнедеятельности.
Изменение существующей ситуации требует целенаправленных усилий всего общества, разработку планов и программ практических действий как на федеральном, так и на региональном уровнях. Одним из элементов этой работы и становится создание кризисных центров для женщин.
Целью создания таких центров является оказание психологической, юридической, педагогической, социальной и другой помощи женщинам, находящимся в кризисном и опасном для физического и душевного здоровья состоянии или подвергшимся психофизическому насилию.
В связи с этим основные задачи таких центров — снять напряжение женщин, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, предусмотреть создание необходимых условий для обеспечения их максимально полной социально-психологической реабилитации и адаптации в обществе, семье.
Социальные услуги в кризисном центре должны оказываться следующим категориям женщин:
- подвергшимся психофизическому насилию;
- потерявшим родных и близких (вдовы);
- имеющим детей-инвалидов;
- женщинам-инвалидам;
- одиноким матерям с несовершеннолетними детьми;
- беременным женщинам, в том числе несовершеннолетним и одиноким;
- женщинам из неполных семей;
- находящимся в предразводной и послеразводной ситуации;
- находящимся в конфликте с семьей;
- находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
- самостоятельно проживающим выпускницам детских домов и школ-интернатов;
- девочкам-подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Деятельность центров должна быть направлена на оказание социально-психологической помощи в социальной адаптации к изменяющимся условиям жизни, создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата, в преодолении конфликтов и иных нарушений внутрисемейных отношений. Предполагается, что подобные центры будут оказывать услуги женщинам, девушкам, девочкам-подросткам — как обратившимся по собственной инициативе, так и пришедшим в центр по направлению органов и учреждений системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, по труду и занятости, миграции и др. Таким образом, именно в данной, структуре должна концентрироваться как вся информация о возникающих случаях насилия в отношении женщин, так и вся комплексная работа по оказанию помощи жертвам насилия.
Качественная социальная работа с населением должна основываться на тесном взаимодействии всех органов власти, так или иначе занимающихся решением данной проблемы. В связи с этим центр должен, осуществляя свою деятельность под руководством соответствующих органов социальной защиты населения и исполнительной власти в пределах их компетенции, развивать и поддерживать контакты с другими учреждениями социальной защиты населения, взаимодействовать как с органами и учреждениями здравоохранения, образования, внутренних дел и другими органами и учреждениями, работающими с населением, так и с общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами и гражданами, действующими в интересах эффективной социальной поддержки женщин, испытывающих на себе воздействие тяжелых кризисных ситуаций.
Анализ деятельности действующих кризисных центров показывает, что женщины обращаются за помощью в первую очередь в случаях изнасилования, домашнего и бытового насилия, в том числе связанного с махинациями с жилплощадью. Вторая группа обращений связана с семейными отношениями — разводами, разделом имущества и проживанием детей, взысканием алиментов, выяснением взаимоотношений по жилищным вопросам и пр., когда зачастую определяющим является моральное и психологическое насилие. Совершенно особую группу составляют обратившиеся по поводу сексуальных домогательств на работе, проблем, связанных с безработицей и бедностью, незаконными увольнениями и т.д.
В основном женщины нуждаются в психологической помощи (90% обращающихся в центры), консультировании (62%), индивидуальной и групповой терапии (50,4%), юридической помощи и информации (22%), медицинской и гинекологической информации (10,1%), в работе с членами семьи (10,8%).
Поскольку ситуации, требующие вмешательства социальных работников, могут быть различны, необходимо помимо организации собственно приема населения предусмотреть возможность создания условий для временного убежища для женщин, подвергшихся насилию.
В связи с этим кризисный центр может состоять из двух отделений — стационара, где женщин могут найти приют до разрешения своей проблемы, и отделения социально-психологической реабилитации, куда женщины могут обращаться за консультативной помощью.
Одним из элементов работы кризисного центра является создание условий для общения женщин, имеющих аналогичные проблемы. Эта форма работы не только позволяет рекомендовать выходы из трудной жизненной ситуации, но и создает возможности обсуждения возникающих проблем и поиск самими женщинами выхода из создавшегося положения.
Учитывая важность и значимость рассматриваемой проблемы, Министерство труда и социального развития РФ подготовило и утвердило Примерное положение о Кризисном центре помощи женщинам (1997 г.).