Роль социологического знания в социальной работе
Для социальной работы как системы профессиональной деятельности важны социология как фундаментальный компонент освоения современного общественного бытия и социологический стиль мышления.
Существуют две главные особенности познания мира и человека через социологию, которые объективно сближают ее с социальной работой:
1) изучение реального состояния общества при минимизации конструирования социального пространства по идеям, чертежам, лекалам желаемого или должного с точки зрения той или иной идеологемы;
2) исследование эмпирическим путем, через замеры оценок, ощущений, умонастроений самого субъекта социальных отношений.
Cубъективность, неизбежная в каждом конкретном случае, снимается репрезентативностью, а потому и достоверностью совокупных результатов при соблюдении принципов научности, объективности, неангажированности, личностной непредвзятости самих ученыъ, обобщающих социальные факты. В основе социальной работы мы находим тоже субъективность, так как обязаны исходить из оценки самим человеком своего состояния, принимать картину мира глазами клиента. А затем, опираясь на знания, которые черпаются в социальных науках широкого спектра, обязаны находить способы помочь человеку. Социальному работнику необходимы все науки о человеке и обществе. Сколько-нибудь ощутимые пробелы в системе знаний опасны и непростительны. Социология — одна из важнейших необходимых наук, интеллектуальный воздух социального работника, отсутствие которого может поразить его кессонной болезнью, лишить сил и жизненной ориентации.
Для социальной работы, как и для социологии (или наоборот) характерны и сходные методы внедрения результатов своего осмысления происходящего: например, методика прогнозирования в виде нахождения социальных альтернатив; понимание возможностей и границ применения существующих методов, прогнозов и научных рекомендаций. Целью социальной работы является как созидание личности, так и строительство комфортной для человека социосферы, социально целесообразного общества, позволяющего индивиду оптимально реализоваться во всех общественных подсистемах: труде, собственности, власти, семье, культуре.
И социология, и социальная работа изучают социальный контекст жизни людей, их социальное взаимодействие, способы его коррекции и совершенствования. Несмотря на то, что преподавание социальной работы в высшей школе Российской Федерации осуществляется с 1991 года, процесс адаптации новой специальности к российской образовательной системе далек от завершения. Проанализировать проблемы становления новой вузовской дисциплины должны помочь социологические исследования. Не обойтись без них в деле изучения и самой социальной сферы общества с целью ее совершенствования. Кто сегодня наш клиент, что собой представляет (и что должен представлять) социальный работник, «человек для данного общества»?
В основе изучения всего социального обслуживания должна лежать такая широкая технология, как мониторинг, то есть наблюдение за состоянием параметров всей системы. Необходим социологический анализ, который позволил бы иметь общероссийский банк актуальных данных по таким вопросам:
1. Клиент:
— социальное положение;
— возраст;
— образование (среднее, высшее, гуманитарное, техническое);
— пол;
— материальное положение;
— этническая принадлежность (компактное проживание, в иноэтнической среде);
— конфессиональная ориентация;
— поселенческая характеристика (регион, город, село);
— семейное положении (брак, дети и т.д.);
— занятость (сфера), незанятость (статус);
— медицинская характеристика (состояние здоровья, доступ к источникам медицинской помощи);
— основные проблемы, по которым обращаются (материальные, психологические, социокультурные и.д.);
— вид клиента (индивидуальный, группа, общность);
— социальная характеристика по принадлежности к группам;
— добровольный или недобровольный клиент;
— содержание работы с клиентом;
— длительность работа с клиентом;
— результаты/итоги работы и др.
II. Социальный работник:
— возраст;
— пол:
— уровень и специализация образования;
— базовое образований;
— этническая и конфессиональная принадлежность;
— поселенческая характеристика;
— семейное положение;
— из какой отрасли пришли;
— стаж работы в социальной сфере;
— проблемы и трудности в работе с клиентами (собственное видение и оценка);
— самооценка успешности /неуспешности работы;
— степень удовлетворенности направлением социальной политики, структуры социальных органов;
— готовность/включенность в нововведения, инновационную деятельность;
— преимущественная ориентация на научные разработки и самостоятельное творчество или на исполнительские функции;
— что повлияло на выбор профессии;
— самоощущение профессионально-психологического комфорта (дискомфорта);
— оценка степени успешности/неудачи в работе с клиентом;
— ориентация на клиента (индивидуальный, группа — семья, безработные, дети, инвалиды, пенсионеры, одинокие и
ДР.);
— определение рейтинга социальной работы в социальных профессиях.
III. Учебное заведение, ведущее подготовку по социальной работе:
— вид вуза (классический университет, медицинский, педагогический, юридический вузы др.);
— география (республика, город);
— ведомственное подчинение;
— год открытия специальности;
— формы обучения;
— набор на госбюджетные места (конкурс, проходной балл);
— количество «коммерческих студентов»;
— наличие заказа на специалистов от административных органов;
— социальный состав студентов (возраст, пол, образование, сфера занятости, квалификации, должность к моменту поступления в вуз и др.);
— наличие многоуровневой системы подготовки;
— наличие структур, дающих второе высшее образование;
— количество выпускников;
— количество кафедр;
— социально-профессиональный портрет преподавателей (научные степени, звания, стаж, пол, базовое образование);
— материально-техническое оснащение (в т.ч. компьютерные сети RANNЕТ, INТЕRNЕТ и др.);
— обеспеченность учебно-методической и научной литературой;
— наличие издательской базы;
— наличие базы производственной практики студентов;
— международные контакты;
— эффективность научной работы (монографии, учебники, пособия, конференции и др.);
— какие модели учебных программ взяты за основу;
— какой парадигмы социальной политики и социальной работы придерживаются преподаватели;
— степень самостоятельности научно-учебного процесса;
— мотивация открытия вузами подготовки по социальнойработе ( стремеление м освоению новых форм работы, новой специальности; удовлетворение интереса к новому социальному знанию; осознание общественной значимости новой специальности; наличие социального заказа; совершенствование высшего образования через расширение поля социогуманитарных дисциплин; влияние западных образовательных систем; стремление удержаться, укрепить позиции в высшей школе).
Социологический мониторинг всех действующих составляющих социальной работы обеспечит ее надежность, компетентность, способность к саморазвитию.
В основе теории и практики социальной работы лежат важнейшие категории социологии: «общество», «социальная группа», «личность», «социальный статус», «социальная роль», «социализация», «социальное самоощущение личности», «аномия». Особое место занимает категория «социальная защищенность», которую часто низводят до «социальной защиты», «социального обеспечения», тем самым обесценивая и теоретическую основу взаимодействия человек — социум, и практику социальной политики, и психологическое самочувствие людей.
Социальная защищенность — принципиально важная для социальной работы категория социальных наук. Аккумулируя гуманистическую направленность благожелательных усилий общества и деятельностную творческую силу личности, социальная защищенность выступает как:
— многомерное социальное бытие во взаимодействии экономической, политической и духовной сфер;
— уровень межличностных отношений человек — общество;
— качество социальных институтов.
Другими словами, это одновременно и совокупное состояние, и цель, и средство стабильного существования «социума для человека».
Именно эта категория позволяет выявить самые ценные, непреходящие параметры прогресса: чем более развита личность в обществе, тем надежнее ее социальная защищенность; социальная защищенность — не привилегия отдельных индивидов или слоев, она должна быть атрибутом образа жизни большинства населения. Константной исторической задачей любого общества является утверждение, поддержание социальной защищенности, заполнение ею, по возможности, всего социального пространства.
Говоря о данной социологической категории в соотнесении с социальной работой, необходимо помнить, что нас должно интересовать не только объективное качество экономической, социальной, духовной зрелости, жизнеспособности общества, но, быть может, преимущественно степень субъективного осознания и восприятия этого личностью. В одном и том же обществе социальная защищенность как самоощущение людей может существенно различаться. Внешним выражением в этом случае служит признание или непризнание (самоощущение обделенности) своего общества социально справедливым. Оба понятия близки, но не сводимы друг к другу. Социальная защищенность как общая категория, касающаяся всех и каждого в социуме, независимо от принадлежности к той или иной социальной, этнической, религиозной, половозрастной группе, имеет больше объективных показателей. К ним относятся:
— распространяемый на всех гарантируемый минимум материального обеспечения, достигаемый прежде всего усилиями самого человека;
— взаимная ответственность общества и человека;
— стабильность общества как следствие его управляемости; защищенность от экстремизма, анархии, бездуховности, одномерности;
— реальные, реализуемые свободы личности, ее самоопределение и самовыражение;
— права на жизнь, труд, безопасность, уважение, независимость, поддержку и помощь общества в том случае, когда сам человек не справляется со своими жизненными проблемами;
— умение и желание пользоваться правами и свободами, осознавать и отстаивать свои интересы. Человек имеет право на успех и поражение, он должен быть самим собой, может ошибаться, но быть ответственным за свои ошибки и заблуждения);
— свободный и ответственный социальный выбор как неотъемлемое свойство личности. Свобода выбора обладает значительной креативной силой, так как увеличивает степень свободы мысли и действий, способствует критическому переосмыслению социальной практики и своего отношения к ней, ведет к естественной, а не механической солидарности, основываясь на уважении свободы выбора всех.
Между выбором и его последствиями лежит пространство реализации этого выбора. Здесь человека подстерегают испытания. Выбор может быть вполне «легитимным», одобренным наукой, моралью большинства, но: для его реализации избраны неправильные средства, методы, технологии, сроки;
позиция социального деятеля непоследовательна, он может изменить (исказить) свой выбор под давлением противоборствующих сил, другого выбора; наступает разочарование в выборе, определяемое несовершенством технологий, неумением, незнанием правильных путей реализации; неадекватно определение трудностей в осуществлении выбора; как следствие скепсис, пессимизм, усталость, депрессия и отказ от деятельности.
К свободе выбора надо приучаться. Выбор — не панацея, это лишь первый шаг, за которым нарастающее напряжение. Необходим расчет своих сил, ресурсов, работа над их увеличением. К числу социальных ресурсов, потенцирующих социальное развитие, относятся гуманистическая направленность, взаимопомощь как способы организации общества;
культ труда и образования; самосознание личности, адекватное ее социальному положению; признание и уважение социального достоинства человека и общества; самоуважение как категория личностной характеристики, гарант реализации ее потенциала; соотнесение своих потребностей со своей социальной группой и возможностями общества в целом; ответственность личности за себя, самостоятельное жизнеобеспечение в самом объемном понимании, самостоятельное проживание жизни; социально-психологическое ощущение общности, традиции и навыки социального партнерства. В этом смысле социальная защищенность — универсальная тенденция развития общества; она или есть для всех, или ее нет вообще.
Социальная защищенность рассматривается нами не просто как отсутствие серьезного противоборства, а как социальное взаимодействие в его горизонтальных и вертикальных моделях сотрудничества, социальный мир в его всестороннем толковании. Социальный мир может достигаться разными средствами. Для социального работника совсем не безразлично, будет ли это путь: а) разрешения социальных конфликтов;
б) состояния социального консенсуса; в) недопущения, предупреждения, профилактики социальных трений и крайних проявлений противоречий, высвобождения позитивной энергии человека, положительной мотивации. Если преобладает в сознании большинства и в социально-политической практике способ жизнеустройства «от конфликта к конфликту» через их преодоление, снова возникает вопрос, какие меры социального усмирения превалируют: манипулирование, нейтрализация, подавление, насилие, устранение или ликвидация социального оппонента. Исторический опыт, социологическое осмысление показывают, что это способ скорый, но социально малоэффективный, а потому не дающий прочных, долговременных результатов.
Пафос социологии и социальной работы состоит в том, чтобы культивировать мир в мире, в социальной общности, в малой группе, в себе, проявляемый в сознании, мотивации, поведении, отношениях, интегрированных усилий в социальном сотворчестве. Личность должна ориентироваться на общество. Интересы личности, в свою очередь, во всем богатстве ее проявлений — — ориентир общества.