Проблемы, связанные с сиротством
Проблема воспитания и социализации детей-сирот.
Дети, лишенные материнской ласки, опоры, испытывают материнскую депривацию, отстают в нервно-психическом, психо-социальном, физическом развитии. Эти изменения личного характера остаются обычно на всю жизнь.
Очень тяжело ребенок переносит смену одного учреждения другим, меняется микросреда, что тяжело отражается на его психике, характере, вызывая стресс, нервные срывы, ему приходится снова адаптироваться к другой обстановке.
Дети-сироты, воспитываясь в государственных учреждениях, детских домах, интернатах, постоянно находятся в одной и той же обстановке. При отсутствии семейной обстановки они испытывают сенсорную и эмоциональную депривацию. Это необходимо учитывать при организации новых детских домов.
Группы должны быть небольшими, чтобы социальное и эмоциональное окружение было близко к семейному. Следует организовывать комнаты «семейного типа», где ребенок ощутил бы себя в домашней обстановке, увеличивать штат воспитателей для проведения индивидуальной работы. Нужно как можно реже переводить ребенка из одного учреждения в другое. Часто возникает проблема формирования навыков самостоятельной жизни: очень часто выпускники интернатских учреждений не имеют элементарных бытовых навыков. Существуют также проблемы социальной адаптации, неподготовленности к дальнейшей жизни, проблемы нормального общения друг с другом и окружающим миром.
Дети очень ожесточены, замкнуты «скрытая дедовщина» откладывает отпечаток на их характер, дети испытывают состояние социальной депривации.
Близко к этой проблеме стоит проблема создания семьи.
Социально-бытовая дезадаптация, проблема общественного мнения, отсутствие опыта семейной жизни мешает таким детям создавать семью. Общество жалеет сирот раннего возраста и очень безжалостно и жестоко к подросткам (учитывая особенности данного возраста, девиантное поведение, агрессию и т.д.). Отсутствие полоролевой идентификации, неумение регулировать внутрисемейные отношения, слабая материальная обеспеченность, обеспеченность жильем, а также проблема профориентации и обучения не способствуют созданию семьи.
Проблема обучения. Такие дети хуже учатся и только 20% воспитанников сиротских учреждений могут учиться по программе массовых школ. В 1994г. лишь 15% из них поступили в средние и высшие профессиональные учебные заведения.
Слабо выявляются и развиваются индивидуальные способности детей-сирот. Отсутствие материальных средств для выбора профессии, дальнейшей учебы, как правило, приводит к неудовлетворению своим социальным статусом.
Медико-социальные аспекты здоровья.
Социальное существование воспитанников детских домов приводит к повышению заболеваемости, формированию хронических патологий, отрицательно влияет на физическое здоровье, умственное, физическое развитие.
К 6-летнему возрасту в 2,5 раза увеличилось количество детей с невротическими реакциями (1992г.), нарушением зрения, ЛОР-патологией, отставанием психического развития.
Таким образом, в основном у детей-сирот преобладают изменения психики и формируются психические заболевания.
Решение проблем сиротства должно строиться по двум основным направлениям: профилактика сиротства как социального явления и решение проблем сирот.
Профилактика социального сиротства.
Эффективная семейная политика, направленная на защиту малообеспеченных семей и т.д., защиту матерей-одиночек, подготовку молодежи к семейной жизни, работа в неблагоприятных семьях, направленная на изменение образа жизни родителей, изменение воспитания детей в семье.
Решение проблем сирот заключается в:
- совершенствовании системы попечительства и сиротства, поощрении государством;
- поощрении государством семейных форм устройства детей и создании оптимальных условий для их воспитания и развития;
- улучшении психологической работы;
- создании индивидуальных программ работы детских учреждений с учетом особенностей детей: сформированности у них навыков и способностей к различным видам трудовой деятельности, особенностей личности, развития индивидуальных наклонностей;
- расширении малых семейных детских домов;
- создании службы социальных работников, обеспечивающих облегчение социальной адаптации ребенка и подготовку детей для оформления усыновления, опеки, попечительства;
- выявлении индивидуальных психологических особенностей ребенка при поступлении в детский дом и проведении с учетом этого профилактики социальной адаптации;
- дифференцированном подходе к ребенку с учетом его индивидуальных особенностей;
- наличии определенного запаса знаний по возрастным закономерностям развития и особенностям воспитания в детских домах;
- создании условий жизни в сиротских домах для оптимизации здоровья и развития;
- помощи в социальной адаптации по достижении совершеннолетия.