Социальные доктрины США в области социальной работы

Научный этап помощи и поддержки предваряла законодательная практика, которая в течение двух с половиной столетий разрабатывала вопросы регламентации существования бедных и нищих в государствах Западной Европы, затем и в США.

Эти факторы сыграли позитивную роль, поскольку были определены субъект помощи, его правовые и деятельностные полномочия, а также очерчен круг проблем, требующих вмешательства со стороны государства.

На развитие теории и практики социальной помощи и социальной работы в XIX в. немалое влияние оказала либеральная доктрина. В тот период в США либералы придерживались концепции “естественных прав”, которыми каждая личность обладает от рождения. Среди них находило себе место и право на помощь со стороны общества в случаях болезни, увечья, нужды и др. Эта доктрина стала базой расширения филантропической деятельности в то время, когда поддержка нуждающихся еще не была функцией государства. Более того, активисты благотворительности значительно способствовали появлению законов о помощи. Либеральная доктрина немало содействовала появлению в США идеологии современного “государства всеобщего благосостояния”.

История социального обеспечения в США демонстрирует увеличивающуюся роль агентств, как государственных, так и частных. Полезно проанализировать эту общую тенденцию в течение трех периодов:

1 период: 1900 — 1930 гг., когда тенденция действовала на уровне местных органов управления, органов управления штатов и местных частных учреждений, организованных под эгидой Общественного фонда.

Расширение и развитие местных агентств и агентств штатов в 1900-1930 гг. обусловливалось прогрессивными политическими изменениями. Это была модификация либерализма XIX в, когда осознали, что во имя интересов развития общества в целом необходимо ввести некоторые ограничения на личные свободы и отказаться от политики капитализма свободной конкуренции. Защиту интересов развития общества взяло на себя правительство, оно начало вмешиваться в такие сферы жизнедеятельности, как народное образование, здравоохранение и т.д. Власть в вопросах социальной политики обычно принадлежала првительствам штатов, а федеральное правительство не имело отношения к этим многочисленным властным функциям.

2 период: 1930 — 1968 гг., когда федеральное правительство предприняло важные инициативы в области социального обеспечения.

В течение этого периода значительно возросла роль федерального правительства в деле социального обеспечения. Федеральное правительство приняло ряд мер для развития системы социального обеспечения нуждающихся, инвалидов, правонарушителей, также были претворены в жизнь и новые программы, затрагивающие сферы бизнеса и занятости, гражданских прав и пр.

Наиболее важным новшеством было создание системы социального страхования и государственной помощи, финансируемой федеральным правительством и принятие федеральных законов, регулирующих условия труда (гарантирующих минимум зарплаты и ограничивающих рабочие часы) и отношения между трудящимися и администрацией ( поддержка коллективных договоров и союзов). Программы поддержания доходов имели два направления — социальное страхование и материальная помощь.

Социальное страхование предлагалось в качестве замены благотворительности, имевшей место до 1930 г. Предполагалось, что социальное страхование лучше старомодной благотворительности, т.к. не затрагивает гордости получателя.

В 1948 г. социальное законодательство прежних лет и новый курс получили название курса на построение “государства всеобщего благосостояния”. Термин вошел в употребление во время президентских выборов того года и стал использоваться для обозначения национальной политики, предусматривающей нечто среднее между либеральной доктриной неограниченной свободы рынка и доктриной социалистического планирования. Политика была представлена в плане Бевериджа — англ. экономиста, который считал, что государство должно гарантировать каждому гражданину в качестве основного права некоторый минимум экономической безопасности.

3 период: начиная с 1968 года, когда движение к “государству всеобщего благосостояния” сменилось политикой консерватизма.

Политика “кооперативного федерализма”, которая стимулировала расширение системы дотаций и аппарата регулирования, была заменена “Новым федерализмом”, впервые предложенным президентом Никсоном. Федеральное правительство продолжало ориентироваться на местные программы, предоставляя местному правительству федеральные фонды для удовлетворения потребностей общин в развитии, обучении рабочей силы, транспорте, образовании и сильную политическую роль.

Политика 1980-1985 гг. не разрушили основную структуру социальной помощи, а сузила ее цели и изменила средства их достижения. Суть этой политики очень проста:

— расходы федерального правительства не могут постоянно расти;

— федеральное правительство частично финансирует социальную сферу наряду с семьей, местными властями и предприятиями;

— приоритетное значение для федерального финансирования имеют военные расходы и обеспечение экономического роста путем снижения налогов.

Основная цель — создать более рационально устроенное общество, где все будут делиться благами, источниками которых должны быть федеральные и местные власти и зажиточные граждане. При таком подходе социальное обеспечение остается общенациональным делом, но доступ к нему и возможности его расширения ограничены. Большинство других социальных потребностей должны удовлетворять прежде всего семья, затем благотворительность, корпорации и компании и совместно власти штатов и местные органы.

Стратегические линии социальной политики США

1. Новое расширение федеральных обязательств.

Эта стратегия призвана возобновить прежние федеральные обязательства в социальной сфере для удовлетворения широкого круга человеческих потребностей. При этом возрастающая часть национального дохода должна быть зарезервирована для коллективного пользования.

2. Реформирование программ.

Эта стратегия основывается на поддержке нынешних программ, но основные усилия должны быть направлены на их совершенствование или замену более приемлемыми программами, не выходя за рамки выделяемых на них ресурсов.

3. Кардинальная перестройка социальной сферы.

Стратегия заключается в том, чтобы переосмыслить основные цели “государства всеобщего благосостояния” и ориентироваться на те цели, которые могут быть достигнуты в следующем десятилетии. Одно из предлагаемых изменений — сконцентрировать обязательства федерального правительства на проблемах в области труда и доходов, а не на бесплодных попытках решения всех социальных проблем.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *