Требования к методологии системного анализа в психологии и системная психофизиология
Функционирование и развитие
Утверждается, что системный исследование с необходимостью включает генетический анализ, определяет неразрывную связь структуры и эволюции, функционирования и развития (В.А.Барабанщиков, Д.Н.Завалишина). Существование систем состоит в их развитии, без которого не может быть понята ни их целостность, формирующаяся и разрушающаяся в ходе развития, ни дифференцированность (Б.Ф.Ломов).
Многоуровневость психических явлений как продукт истории
Для системных разработок в психологии также считается необходимым рассмотрение психики как системы иерархически организованных уровней (А.В.Брушлинский) и психических явлений как многоуровневых (К.А.Абульханова-Славская). При этом уровневая организация определяется как продукт истории (Ж.Пиаже, Я.А.Пономарев, М.С.Роговин). Принцип иерархии относят к числу основных принципов системного подхода (И.В.Блауберг и др.) и оценивают как необходимый компонент психологических исследований, игнорирование которого ведет к упрощенным трактовкам «строения» психики (Ломов Б.Ф.).
Межсистемные отношения
Наличие множества разноуровневых систем определяет тот факт, что к числу важнейших задача системного анализа в психологии принадлежит установление зависимостей одной системы по отношению к другой (К.А.Абульханова-Славская), т.е. межсистемных отношений.
Системообразующий фактор
Первостепенное значение в раскрытии причинных связей в поведении придается установлению системообразующего фактора. Утверждается, что именно системообразующий фактор определяет особенности психического отражения предмета, характер деятельности, уровень и динамику ее регуляции (Б.Ф.Ломов).
Неадекватность линейного детерминизма и целевая детерминация поведения
Специально подчеркивается неадекватность линейного детерминизма типа «стимул-реакция» в установлении упомянутых причинных связей (Б.Ф.Ломов). Трактовка человека как субъекта противостоит пониманию его как пассивного существа, реагирующего на стимулы (А.В.Брушлинский), и его системный анализ требует раскрытия механизмов целевой, а не «стимульной» детерминации деятельности, которая есть «не реакция и не совокупность реакций, а система» (А.Н.Леонтьев).
Соответствие системной психофизиологии требованиям к методологии системного анализа в психологии
Подводя итог, к требованиям методологии системного анализа в психологии можно отнести выделение системообразующего фактора и замена линейной схемы «стимул-реакция» на представление о целевой детерминации; учет развития в его единстве с функционированием; анализ исторически детерминированной уровневой организации систем; изучение межсистемных связей или отношений.
Сопоставление изложенных в настоящей главе положений ТФС и системной психофизиологии с этими требованиями обнаруживает их очевидное соответствие.