Пример генограммы

Обоснование

Генограмма представляет собой структурированную диаграмму системы внутрисемейных взаимоотношений в трех-четырех поколениях. Предложена Мюррэем Боуэном в 1978 году (Bowen, 1978) в рамках подхода семейной терапии, изучающего несколько поколений семьи. Цель ее — показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение и как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства, влияют на современные поведенческие образцы, а также на внутрисемейные диады и треугольники. Генограмма позволяет психотерапевту и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в некой интегральной вертикально направленной перспективе. Иногда она высвечивает то, что являлось тайной для некоторых членов семьи, вытаскивая «скелет из шкафа». Этот подход имеет много общего с традиционными подходами к сбору данных по истории семьи, но его главной отличительной особенностью является структурированность и составление карты данных семьи.

Генограмма использует для иллюстрации специфики внутрисемейных взаимоотношений символы, которые наряду с другими данными применяются для изображения взаимоотношений членов семьи и их позиций в семейной системе. Такая диаграмма представляет собой как бы карту семьи. Когда собрана информация об именах, возрасте каждого члена семьи, времени женитьб, смертей, разводов, рождений, можно приступать к сбору других важных сведений о функционировании семейной системы — таких, как частота и качество контактов, эмоциональные разрывы, факторы, приводящие к конфликтам и тревожности, уровень закрытости-открытости семейных субсистем и семьи в целом. Например, семейные сценарии, ценности, правила, мужские и женские стандарты поведения также могут быть выявлены в ходе интервью на основе этой техники.

Процедура

Цель методики — получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Работа может быть проведена в любое время после начала регулярных встреч с семьей и представляет собой сбор информации о семье для лучшего понимания проблемы и поиска пути ее решения. Она, как правило, выполняется в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и Детей. Предполагается, что членам семьи данная информация интересна, и им любопытно узнать подробности о своих близких родственниках.

Беседа обычно начинается с оценки предъявляемого семьей симптома: у кого он наблюдается, когда впервые возник и каково было его клиническое течение. Причем физические, эмоциональные и социальные симптомы рассматриваются как проявление дисфункциональности эмоциональных взаимоотношений, а поведение симптомоносителя отражает то, как тревожность проявляется и преодолевается в данной семье. Временные рамки первичного проявления и последующих усилений симптомов могут быть связаны с другими событиями жизни семьи, такими как, например, смерть ближайшего родственника.

Затем начинается описание семейной истории со времени, когда встретились родители, и вплоть до настоящего момента. Здесь важное значение имеют возраст супругов, точная дата их первой встречи, то, чем они занимались, когда были женихом и невестой, свадьба, что случилось до рождения первого ребенка, влияние порядка рождения детей на их физические и психологические особенности, где семья жила и когда именно переезжала в другое место, особенно важно, если переезды были на очень близкое или очень далекое расстояние от родительской семьи. Данные о здоровье, образовании и профессиональной карьере каждого из родителей также собираются на этом этапе беседы.

Далее обсуждается история расширенной семьи, как со стороны матери, так и со стороны отца. Здесь как минимум необходимо узнать о братьях и сестрах матери и отца, об эмоциональной атмосфере в их родительских семьях, о том, чем занимаются все члены семьи в настоящее время. Точные даты событий, произошедших в родительской семье, важны потому, что они могут коррелировать с событиями в нуклеарной семье.

Психотерапевт использует структуру генограммы для того, чтобы рассмотреть вопросы о физических и эмоциональных границах в данной семье, о закрытости и открытости ее субсистем, о разнообразии или ограниченности образцов взаимоотношений между членами семьи и средств общения между ними. Такие содержательные факторы, как культурная, этническая и религиозная принадлежность, социально-экономический уровень, то, как семья взаимодействует со своим социальным сообществом, тоже принимаются во внимание.

По мере поступления информации она фиксируется специальными символами. Каждый психотерапевт может использовать удобную для него символику, но общепринятыми обозначениями являются следующие:

Генограмма: пример

Николаю сорок девять лет, его жене Марии — сорок один. От предыдущих браков у них в общей сложности семеро детей. Мария позвонила и спросила, могут ли они с Николаем прийти на консультацию в связи с тем, что Николай потерял работу и это негативно влияет на семью. В начале диагностического интервью использовалась генограмма, при помощи которой были собраны основные данные. Первая жена Николая и первый муж Марии умерли в один и тот же год, таким образом, оба супруга пережили аналогичный эмоциональный опыт. Муж Марии покончил жизнь самоубийством; терапевт откладывает на более подходящее время ряд вопросов о том, чувствовала ли себя Марии ответственной за его самоубийство. Если да, то как она смогла с этим справиться? С кем она может открыто об этом поговорить?

Позднее терапевт узнает, что самоубийство тщательно скрывается от детей. Жена Николая умерла при рождении ребенка — событие, редко встречающееся в наше время. Тот факт, что она умерла при рождении шестого ребенка, наводит на мысль о том, что Николай чувствовал себя в какой-то мере ответственным за смерть жены. Семья пережила ряд потерь в течение очень короткого времени.

Терапевт группирует информацию в соответствии с наиболее значимыми областями: принципы функционирования семьи; принципы, которыми семья руководствуется в стрессовых ситуациях; роль фактора времени в этих отношениях; личные границы и границы поколений; вопросы, вызывающие конфликтные ситуации, — секс, деньги, родственники со стороны мужа и жены, дети, треугольники, скрытность, нежность и честность.

Затем терапевт просит Марию изложить свой взгляд на проблему. Она утверждает, что чувствует себя лучше с тех пор, как договорилась о встрече с терапевтом. Тот факт, что ее мать навещала их, начиная с предыдущей недели, преподносится как самый недавний негативный опыт. Терапевт решает пока не прослеживать эту линию и только определить, какое положение в настоящий момент мать Марии занимает в структуре семьи. Мать описывается как человек беспокойный, критически настроенный, подверженный быстрым сменам настроения. Терапевт пытается определить степень открытости этих отношений, спрашивая Марию, рассказала ли она матери о том, что собирается обратиться за консультацией. Мария отвечает, что мать не могла бы справиться с такого рода информацией. Обращаясь к генограмме, терапевт видит, что Мария — единственный ребенок в семье, и начинает исследовать влияние этого факта на напряженность их отношений. Продолжая работу, он пытается найти «треугольник трех поколений» и спрашивает: «Кто из ваших детей любимец бабушки?» Любимицей оказывается Надя, тот самый ребенок, о котором сама Мария беспокоится больше всего.

Здесь сходятся воедино несколько важных моментов. Раньше во время интервью Мария заметила, что Надя напоминает ей своего умершего отца, первого мужа Марии, Бориса. Одна из ее тревог по поводу Нади заключается в том, что Надя может повторить самоубийство отца. Это откровение связывается с наблюдением терапевта, и пока вопросы обращены к Марии, Николай не только чувствует себя расслабленно, но даже получает некоторое удовольствие, побуждая терапевта предпринять ряд шагов. Терапевт изменяет направление разговора, вначале обращаясь к высказанной Марией тревоге по поводу возможного самоубийства Нади, затем постепенно все более глубоко приоткрывая тему самоубийства в браке.

Главной целью вопросов терапевта являются чувства Марии по поводу самоубийства своего первого мужа — насколько она ощущает себя ответственной за это. Затем терапевт пытается узнать мысли самой Марии по этому поводу. «При всех трудностях, с которыми вам пришлось столкнуться за последнее время, — к примеру, дети, потеря работы Николаем, — вам не приходила в голову идея разом покончить со всем этим?» Мария отвечает, что ей часто кажется, что все дома могло бы значительно улучшиться, если бы она просто собрала свои вещи и ушла, но самоубийство никогда не представлялось ей решением проблем.

Затем терапевт переходит к главной цели: «Вы никогда не замечали за собой беспокойства, что Николай из-за потери работы может покончить с собой?» Мэри тут же не задумываясь отвечает: «Без сомнения. Достаточно часто». Тогда эта тема обсуждается с Николаем и проверяется, есть ли у него мысли о самоубийстве. Николай решительно отвергает подозрения в возможном самоубийстве, однако признает, что не может убедить в этом Марию. И поэтому очень раздражается. К этому моменту взгляд Марии на проблемы семьи в общих чертах становится понятным. Она чувствовала в какой-то мере ответственность за смерть своего первого мужа и была полна решимости предотвратить повторение подобного в жизни своей дочери и второго мужа. У нее нет никого, с кем она могла бы поговорить о своих тревогах. Когда же эти чувства выплескиваются наружу, Николай отвергает страхи жены, считая их необоснованными. Ее мать, так же как и она, безвременно потеряла своего мужа. Однако глубина этих отношений не может вместить всех переживаний Марии. Она постоянно с тревогой следит за эмоциональным состоянием Николая, пытаясь заботиться как о нем, так и о детях, не чувствуя поддержки.

Николай производит впечатление уравновешенного, разумного человека, который спокойно принимает любые, даже самые неприятные новости. При этом кажется, что он контролирует сложившуюся ситуацию в семье, шутливо описывая ее и улыбаясь во время рассказа. Терапевт объясняет поведение Николая тем, что он эстонец (это видно из генограммы), а значит, существует вероятность наследования некоторых черт характера предков. Насколько его внешне спокойные, шутливые манеры связаны с присущей ирландцам чертой скрывать свой гнев?

Николай привык зарабатывать 50.000 руб. в год. Теперь его жена ведет хозяйство, исходя из значительно меньшей суммы. Терапевт задает вопрос: «Как вы сами воспринимаете профессиональные сложности?» Николай отвечает: «Главным образом, как крушение надежд. Я имею в виду, что никогда не прибегаю к жестокости или чему-то подобному». Терапевт замечает: «Эстонцы известны тем, что умеют скрывать свой гнев». Николай со смехом признает, что он часто испытывает сильный гнев и просто не знает, что делать с этим чувством. Он изо всех сил пытается контролировать его, но сомневается в себе и своих способностях. Он думает об этом каждый день и порой чувствует, что из-за этой постоянной внутренней борьбы может потерять уверенность в себе и при устройстве на работу испытываемое им беспокойство и недостаток веры в себя станут настолько очевидны, что это отрицательно повлияет на производимое им впечатление.

В результате данной беседы стали очевидны принципы, которыми руководствуется каждый из этой супружеской пары. Например, Мария склонна избегать сближения с матерью, но глубоко вовлечена в проблемы мужа и детей. Она сама назначила себя их защитником и пытается уберечь от любых возможных неприятностей, сама заботится обо всем, начиная со стирки вещей дочери и кончая депрессией мужа. С другой стороны, Николай отдаляется от всего, кроме своей работы. Работа стала для него убежищем, когда умерли его первая жена и новорожденный ребенок. Теперь перед нами человек, потерявший свою основную опору — работу, которой он так гордился. «Гордость часто встает на моем пути и иногда влияет на мои суждения. Порой я думаю, что теперь я защищаю больше всего свою гордость», — говорит Николай.

Проблемы, с которыми сталкивается эта супружеская пара в отношении двух средних дочерей (по одной от их предыдущих браков), очень сильно напоминают проблемы, волновавшие их умерших родителей. Поэтому им необходимо научиться справляться с «призраками своих умерших супругов» для того, чтобы детям не пришлось повторить эту часть семейного сценария. Большую часть приводимых данных оказалось возможным получить на основе методики генограммы.

Использование генограмм

Генограмма содержит в себе громадное количество информации, представленной в схематическом виде на небольшом пространстве, что позволяет охватить всю историю семьи. В процессе работы на основе данной техники члены семьи получают возможность самоидентификации, узнают о том, что действительно происходит в их семье, о своих исторических корнях и о том, как они влияют на современные семейные отношения. Работая с генограммой, психотерапевт может помочь семье преодолеть эмоциональные разрывы, избавиться от дисфункциональных треугольников и альянсов, снизить тревожность, то есть произвести позитивные изменения в семейной системе. Кроме того, генограмма представляет собой сильное диагностическое средство, которое может применяться в русле конкретных теоретических ориентации данного профессионала (см. технику «Экокарта«, а также другие техники).

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *