Изучение влияния психофизиологических факторов на формирование мотивированного поведения
Мотивация, как одна из характеристик поведенческого акта, присуща поведению человека любой сложности (от простых до сложных форм поведения).
Трактование самого понятия «мотивация» в современной науке имеет довольно широкие границы и его значение не всегда носит достаточно определенный характер. Как отмечает П.М. Якобсон термин «мотивация» может быть использован в узком и широком смысле слова; в первом случае – это мотивация конкретных форм поведения человека, во втором – совокупность психологических моментов, которые определяют поведение в целом.
Любому поведению человека предшествует мотивационное возбуждение, которое появляется с возникновением у человека какой – либо потребности: витальной, социальной или идеальной. Актуализация любой из потребностей связана с возникновением определенных изменений во внутренней среде организма, которые инициируют поведение, направленное на удовлетворение потребностей, называют мотивированным поведением.
Существуют различные теории и концепции формирования поведения человека.
Некоторые ученые (Веденов, Раппопорт) отделяют собственно человеческую мотивацию, которая призвана отвечать нуждам общества, от биологической, т.е. преследующей интересы индивида и вида.
Содержание стадии афферентного синтеза, синтеза, с которой начинается поведенческий акт любой сложности определяется, наряду с другими факторами, мотивационным возбуждением, которое появляется с возникновением у человека какой – либо потребности: витальной, социальной или идеальной. Актуализация любой из потребностей у человека связаны с возникновением определенных изменений во внутренней среде организма, которые инициируют поведение, направленное на их устранение. Поведение, направленное на удовлетворение потребностей, называют мотивированным поведением. Существуют различные теории и концепции мотивации поведения.
Классический бихевиоризм сводит поведение человека к совокупности реакций на соответствующие стимулы ( т.о. поведение подчиняется формуле S-R ). Необихевиористы разрывают эту формулу, вводя «промежуточные переменные»: между S и R находится сложная система процессов, определяющая приспособления человека к сложной и меняющейся действительности. Появляется понятие побудительной силы (drive), потребности, нужды (need),-эти явления начинают относить к области мотивации. Большое внимание мотивации поведения уделяли Э. Торндайк, Е. Толмен, К. Халл, Д. Кебб.
Фреидизм роль промежуточного звена отводил инстинктам как источнику энергии человека. Фрейд выделял две основные группы инстинктов- инстинкт жизни и инстинкт смерти. Большое внимание Фрейд уделял сексуальным инстинктам; у неофрейдистов ( А. Адлер, К. Юнг) значение этого инстинкта уменьшено. Основными движущими силами поведения человека, по А. Адлеру являются воля к власти, могуществу как противоположность неполноценности. По К. Хорни- мотивация поведения определяется первичным беспокойством, вызванным детской беспомощностью, которое в будущем порождает враждебность, а также потребностью в безопасности, которая порождает стремление к самооценке и оценке другими людьми. У Фромма мотивация и поведение человека определяется стремлением избавиться от одиночества.
Согласно советским психологам, «побудительными силами» поведения человека выступают стремления, интересы, идеалы, возникающие в процессе развития человечества.
Гештальтпсихологии ( К. Левин) отрицают разделение потребностей на биологические и социальные, отводя роль источнику изменений деятельности «системе напряжений», к возникновению которой приводит намерение как вид потребности.
Персонализм (Олпорт) исходит из положения о функциональной автономности мотивов; подходит к рассмотрению проблем мотивации в контексте психологии личности в целом.
Представители гуманистической психологии в свете концепции самоактуализации человека (А.Маслоу, К.Роджерс), полагают, что мотивом поведения зрелых, самоактуализирующихся людей является стремление к росту, развитию, радость от использования своих способностей. Так, А.Маслоу выделяе мотивы роста (growth) и мотивы получения недостающего (deficiency motivation).
Проблема мотивации поведения в социальной психологии рассматривается в двух аспектах: 1) с точки зрения отдельного человека, включенного в социальную группу, 2) с точки зрения функционирования человека в группе. Мерфи выделяет следующие явления, мотивирующие поведение человека: стремление поддержать престиж, идеалы верности группе, потребность в социальном порядке.
На физиологическом уровне можно выделить ряд свойств, присущих различным видам мотивации: активизация моторной системы, повышение тонуса симпатической системы (рост частоты сердечных сокращений, повышение артериального давления), рост активности афферентных систем, возрастание поисковой активности, актуализация памяти, изменения в ЭЭГ, возникновение субъективных эмоциональных переживаний. Нейрофизиологической основой мотивационного возбуждения выступает избирательная активация различных нервных структур.
Другими компонентами афферентного синтеза, наряду с мотивационным возбуждением, являются обстановочная афферентация (возбуждение от привычной обстановки, в которой вызывается данный условный рефлекс), пусковая афферентация (возбуждение, вызываемое биологически значимыми стимулами в сенсорных системах), память.
Существует несколько теорий, исследующих память на различных уровнях: от поведенческого до молекулярного.
В теории временной организации памяти основными понятиями являются долговременная и кратковременная память, а основной проблемой – определение длительности периода консолидации энграммы, числа этапов становления энграммы.
Обнаружение спонтанных восстановлений следа специально разработанными методами (напоминание, вторично применяемых электрошоков) привели к появлению новых представлений о механизме формирования энграмм и созданию теории состояний энграмм.
В рамках концепции активной памяти отсутствует деление памяти на кратковременную и долговременную; память рассматривается как единое свойство. Память может существовать как в активной (готовой к реализации в данный момент), так и в пассивной (не готовой к непосредственному воспроизведению) форме. Активная память представляет собой совокупность активных энграмм.
В последнее время приобретает значение выделение разных видов памяти. Наряду с кратковременной и долговременной памятью выделяют процедурную (знание того, как нужно действовать) и декларативную (ясный и доступный отчет о прошлом индивидуальном опыте) память.
Множественные формы памяти поддерживаются определенными мозговыми структурами и имеют разные характеристики. Из памяти на стадии афферентного синтеза извлекаются элементы опыта, полезного для будущего поведения.
Стадия афферентного синтеза переходит в стадию принятия решений, за которой следуют все остальные этапы поведенческого акта.
В концепции функциональной системы ключевым этапом является выделение цели поведения, которое связано с операцией принятия решения как заключительной стадией афферентного синтеза. Особую роль в формировании целенаправленного поведения играют эмоции.
Эмоциональная жизнь человека напрямую связана с познавательными процессами (ощущениями, восприятием и т.д.), поскольку представляют собой отражение в сознании человека окружающей действительности.
Динамические характеристики поведения определяет темперамент, проявления которого зависят от типа высшей нервной деятельности человека. Наряду со способами поведения и общения, темперамент накладывает отпечаток и на продуктивность деятельности человека, его работоспособность. Что касается содержательных характеристик поведения, то еще И.П. Павлов выделял три «чисто человеческих» типа высшей нервной деятельности в зависимости от преобладания активности первой/второй сигнальной системы мозга левого/правого полушария: мыслительный, художественный, средний. Современными исследованиями подтверждено, что межполушарная асимметрия оказывает большое влияние на индивидуальные особенности личности человека и его поведение, что связано со специфическими функциями каждого полушария мозга.
Попытка объяснить типологию личности и поведенческие особенности человека на основе конституции телосложения принадлежит Кречмеру. Так, он полагает, что астеническому телосложению соответствует шизомитичный тип личности, пикнитическому – цикломитичный, атлетическому – искотимичный.
В зависимости от преобладания экстраверсии/интроверсии, рациональности/иррациональности, этики/логики, сенсорики/интуиции выделяют 16 психосоциотипов, определяющих вид информационного обмена человека со средой (в основе – типология личности, разработанная Юнгом).
Согласно концепции трасактного анализа Э.Берна, главной движущей силой поведения человека является жизненный сценарий, в большинстве случаев основывающийся на родительском програмировании и согласно которому строится вся судьба человека, если не был избран свой собственный сюжет.
По мнению Ч.К.Тойча, большая часть жизненных перспектив и основные паттерны поведения определяются генетическим кодом. У каждого человека есть свое Основное Внутреннее Направление, представляющее из себя совокупность врожденных, сознательных и бессознательных факторов, определяющее жизнь и судьбу человека.
Проблема формирования сложных форм поведения человека включает в себя целый ряд принципиальных вопросов о потребностях, мотивах и целях поведения, формировании самого действия, оценки достигнутого результата. В формировании поведения, наряду с психическими компонентами задействованы и физиологические структуры организма. Так, актуализация какой – либо из потребностей (витальной, социальной, идеальной) связана с возникновением определенных изменений во внутренней среде организма, которые инициируют поведение, направленное на их устранение. Различным видам мотивации на физиологическом уровне соответствует ряд неспецифических проявлений, таких как активизация моторной системы, повышение тонуса симпатической системы, рост активности афферентных систем, возрастание поисковой активности, актуализация памяти, изменения ЭЭГ, возникновение субъективных эмоциональных переживаний. Множественные формы памяти, необходимые для сложного поведения поддерживаются определенными мозговыми структурами. Эмоциональная жизнь человека, представляющая собой отражение в сознании окружающей действительности и играющая особую роль в формировании целенаправленного поведения, напрямую связана с познавательными процессами, предполагающими поступление нервных импульсов в головной мозг с последующей обработкой и формированием отдельных ощущений.
Существуют различные теории и концепции формирования поведения человека.
Классический бихевиоризм сводит поведение человека к совокупности реакций на соответствующие стимулы ( т.о. поведение подчиняется формуле S-R ). Необихевиористы разрывают эту формулу, вводя «промежуточные переменные»: между S и R находится сложная система процессов, определяющая приспособления человека к сложной и меняющейся действительности. Появляется понятие побудительной силы (drive), потребности, нужды (need),-эти явления начинают относить к области мотивации. Большое внимание мотивации поведения уделяли Э. Торндайк, Е. Толмен, К. Халл, Д. Кебб.
Фреидизм роль промежуточного звена отводил инстинктам как источнику энергии человека. Фрейд выделял две основные группы инстинктов — инстинкт жизни и инстинкт смерти. Большое внимание Фрейд уделял сексуальным инстинктам; у неофрейдистов ( А. Адлер, К. Юнг) значение этого инстинкта уменьшено. Основными движущими силами поведения человека, по А. Адлеру являются воля к власти, могуществу как противоположность неполноценности. По К. Хорни- мотивация поведения определяется первичным беспокойством, вызванным детской беспомощностью, которое в будущем порождает враждебность, а также потребностью в безопасности, которая порождает стремление к самооценке и оценке другими людьми. У Фромма мотивация и поведение человека определяется стремлением избавиться от одиночества.
Согласно советским психологам, «побудительными силами» поведения человека выступают стремления, интересы, идеалы, возникающие в процессе развития человечества.
Гештальтпсихологии ( К. Левин) отрицают разделение потребностей на биологические и социальные, отводя роль источнику изменений деятельности «системе напряжений», к возникновению которой приводит намерение как вид потребности.
Персонализм (Олпорт) исходит из положения о функциональной автономности мотивов; подходит к рассмотрению проблем мотивации в контексте психологии личности в целом.
Представители гуманистической психологии в свете концепции самоактуализации человека (А.Маслоу, К.Роджерс), полагают, что мотивом поведения зрелых, самоактуализирующихся людей является стремление к росту, развитию, радость от использования своих способностей. Так, А.Маслоу выделяе мотивы роста (growth motivation) и мотивы получения недостающего (deficiency motivation).
Проблема мотивации поведения в социальной психологии рассматривается в двух аспектах: 1) с точки зрения отдельного человека, включенного в социальную группу, 2) с точки зрения функционирования человека в группе. Мерфи выделяет следующие явления, мотивирующие поведение человека: стремление поддержать престиж, идеалы верности группе, потребность в социальном порядке.
На физиологическом уровне можно выделить ряд свойств, присущих различным видам мотивации: активизация моторной системы, повышение тонуса симпатической системы (рост частоты сердечных сокращений, повышение артериального давления), рост активности афферентных систем, возрастание поисковой активности, актуализация памяти, изменения в ЭЭГ, возникновение субъективных эмоциональных переживаний. Нейрофизиологической основой мотивационного возбуждения выступает избирательная активация различных нервных структур.
Другими компонентами афферентного синтеза, наряду с мотивационным возбуждением, являются обстановочная афферентация (возбуждение от привычной обстановки, в которой вызывается данный условный рефлекс), пусковая афферентация (возбуждение, вызываемое биологически значимыми стимулами в сенсорных системах), память.
Существует несколько теорий, исследующих память на различных уровнях: от поведенческого до молекулярного.
В теории временной организации памяти основными понятиями являются долговременная и кратковременная память, а основной проблемой – определение длительности периода консолидации энграммы, числа этапов становления энграммы.
Обнаружение спонтанных восстановлений следа специально разработанными методами (напоминание, вторично применяемых электрошоков) привели к появлению новых представлений о механизме формирования энграмм и созданию теории состояний энграмм.
В рамках концепции активной памяти отсутствует деление памяти на кратковременную и долговременную; память рассматривается как единое свойство. Память может существовать как в активной (готовой к реализации в данный момент), так и в пассивной (не готовой к непосредственному воспроизведению) форме. Активная память представляет собой совокупность активных энграмм.
В последнее время приобретает значение выделение разных видов памяти. Наряду с кратковременной и долговременной памятью выделяют процедурную (знание того, как нужно действовать) и декларативную (ясный и доступный отчет о прошлом индивидуальном опыте) память.
Множественные формы памяти поддерживаются определенными мозговыми структурами и имеют разные характеристики. Из памяти на стадии афферентного синтеза извлекаются элементы опыта, полезного для будущего поведения.
Стадия афферентного синтеза переходит в стадию принятия решений, за которой следуют все остальные этапы поведенческого акта.
В концепции функциональной системы ключевым этапом является выделение цели поведения, которое связано с операцией принятия решения как заключительной стадией афферентного синтеза. Особую роль в формировании целенаправленного поведения играют эмоции.
Эмоциональная жизнь человека напрямую связана с познавательными процессами (ощущениями, восприятием и т.д.), поскольку представляют собой отражение в сознании человека окружающей действительности.
Динамические характеристики поведения определяет темперамент, проявления которого зависят от типа высшей нервной деятельности человека. Наряду со способами поведения и общения, темперамент накладывает отпечаток и на продуктивность деятельности человека, его работоспособность. Что касается содержательных характеристик поведения, то еще И.П. Павлов выделял три «чисто человеческих» типа высшей нервной деятельности в зависимости от преобладания активности первой/второй сигнальной системы мозга левого/правого полушария: мыслительный, художественный, средний. Современными исследованиями подтверждено, что межполушарная асимметрия оказывает большое влияние на индивидуальные особенности личности человека и его поведение, что связано со специфическими функциями каждого полушария мозга.
Попытка объяснить типологию личности и поведенческие особенности человека на основе конституции телосложения принадлежит Кречмеру. Так, он полагает, что астеническому телосложению соответствует шизомитичный тип личности, пикнитическому – цикломитичный, атлетическому – искотимичный.
В зависимости от преобладания экстраверсии/интроверсии, рациональности/иррациональности, этики/логики, сенсорики/интуиции выделяют 16 психосоциотипов, определяющих вид информационного обмена человека со средой (в основе – типология личности, разработанная Юнгом).
Согласно концепции трасактного анализа Э.Берна, главной движущей силой поведения человека является жизненный сценарий, в большинстве случаев основывающийся на родительском програмировании и согласно которому строится вся судьба человека, если не был избран свой собственный сюжет.
По мнению Ч.К.Тойча, большая часть жизненных перспектив и основные паттерны поведения определяются генетическим кодом. У каждого человека есть свое Основное Внутреннее Направление, представляющее из себя совокупность врожденных, сознательных и бессознательных факторов, определяющее жизнь и судьбу человека.