Социально-экономический фон реализации политики занятости
Спад производства, низкая инвестиционная активность, незавершенность институциональных преобразований, дефицит федерального и региональных бюджетов остаются основными факторами, вызывающими рост безработицы, в том числе «скрытой».
К дополнительным преимущественно организационно-правовым, факторам, влияющим на сокращение возможностей для занятости и достижения ее стабильности, можно отнести: заключение трудовых договоров, предусматривающих неограниченные права работодателей увольнять работника по собственной инициативе; подмена бессрочных договоров срочными; не предупреждение работника об увольнении за два месяца; дискриминация при найме женщин, в том числе беременных, молодежи, инвалидов.
С учетом лиц, неполностью занятых на производстве, а также лиц, не имеющих занятий, но активно их ищущих и в соответствии с методологией МОТ классифицируемых как безработные, общий потенциал безработицы в России составляет 10,1 млн. человек, или 13,5% .экономически активного населения, что в 6,5 раза превышает официальный уровень безработицы.
Сокращение спроса на рабочую силу при стабильном ее предложении приводит к ощутимому дефициту вакансий. В среднем по России на одно рабочее место претендуют шесть безработных. В ряде регионов ситуация очень тревожная: и Ивановской области — 94, Псковской — 35, Ненецком автономном округе — 90, Ингушетии -400. В результате напряженность на рынке труда растет даже при относительно невысоком уровне официальной безработицы. Признаки намечающейся экономической стабилизации пока 1не позволяют говорить о сдерживании дальнейшего роста безработицы. Но последняя постепенно приобретет преимущественно форму структурной безработицы. Численность занятых в отраслях хозяйства Российской Федерации по предварительному прогнозу Минэкономики России, может сократится по сравнению с 2004 г. на 2,7 млн. человек и составит 66,1 млн. человек за счет ее уменьшения на государственных предприятиях, (на 4,8 млн. человек). В то же время прогнозируется увеличение занятых в негосударственном секторе экономики (на совместных предприятиях, на предприятиях и в организациях со смешанной формой собственности, в частном секторе экономики), численность которых возрастет на 2 млн. человек и составит 59% всех занятых в экономике.
Численность безработных (в соответствии с международной классификацией) увеличится с 5,4 млн. человек (начале 2005г) до 6-6,5 млн. (в конце), из которых 3,5 млн. составят официально зарегистрированные в службе занятости. Не исключено, что и концу 2006 г. число безработных достигнет 10-11 млн. человек, в том числе 4,5 млн. будут иметь официальный статус. Уровень безработицы в России может вырасти с 8 до 15%.
Сохранится и будет нарастать меж- и внутрирегиональная неравномерность распределения безработицы. Наиболее сложная обстановка сегодня в республиках Северного Кавказа (Ингушетии, Дагестане), в Калмыкии, Мордовии и Чувашии, Ивановской, Псковской, Владимирской, Ярославской, Кировской, Костромской, Ленинградской, Архангельской областях, в которых уровень официально зарегистрированной безработицы на 1 июня составил от 4 до 19%. Об итогах деятельности государственной службы занятости Банк данных о вакансиях поддерживается на уровне 275-410 тыс. рабочих мест в месяц, т.е. до 60% всех вакантных рабочих мест, 44% из которых приходятся на предприятия частной и смешанной форм собственности.
В 2004 г. предоставлена работа свыше 1,2 млн. граждан, обратившимся в службу занятости по поводу трудоустройства, что на 35% больше, чем в 2003 г. Обучено новой профессии (специальности) за счет средств фонда занятости 243 тыс. человек, 200 тыс. направлены на обучение за счет средств учебных заведений. Услуги по профориентации получили более 2 млн. граждан, из них более половины — женщины, 610 тыс. -молодежь в возрасте от 16 до 29 лет.
Предотвращено высвобождение почти 500 тыс. работающих, в том числе сохранены или созданы дополнительные рабочие места для 365 тыс. граждан, нуждающихся в специальной поддержке государства. В общественных работах участвовали 203 тыс. граждан.
Обеспечено работой в свободное от учебы время свыше 500 тыс. несовершеннолетних 14-18 лет. Правом досрочного выхода на пенсию воспользовались 114 тыс. безработных граждан. Около 14 тыс. безработных самостоятельно обеспечили себя работой, при этом каждый третий из них открыл собственное дело (малое предприятие, фермерское, хозяйство и т.п.). В целом в 2004 г. органы государственной службы занятости оказали поддержку более 9 млн. граждан.
Политика занятости: выбор средств
Возможны три основных варианта набора средств политики — активный, умеренно пассивный, пассивный. Пассивная политика, ориентированная на материальную поддержку безработных и предоставление простейших услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости,
— наиболее экономичный путь с точки зрения государственных расходов. Тактика пассивного ожидания экономического подъема в России могла бы оправдать себя при высокой гибкости рабочей силы II рынка труда в целом, позитивных экономических перспективах, при которых возможности самостоятельного подбора работы велики. В противном случае сдерживающие регуляторы такой политики окажутся слабыми, проблема безработицы обострится, расширятся длительная безработица и сопровождающая ее социальная изоляция, потеря трудовой мотивации у неимеющих работы. В Испании в 2003 г. доля неимевших работы свыше 6 месяцев составила 70%, в США — 20,4, в Канаде — 31,4%. Наиболее приемлемый вариант политики занятости для Российской Федерации -активный. Именно такой подход закладывался в проекты бюджетов 2000-2004 гг. и планируемые действия на рынке труда. Одновременно учитывались возможные финансовые ограничения в связи с вероятным ростом безработицы сверх прогнозируемых объемов. Поэтому ежегодно федеральные программы занятости устанавливают систему финансовых приоритетов. Например, расходы на поддержку рабочих мест подлежат первоочередному сокращению в случае дефицита по другим статьям расходов.