Некоторые проблемы экономической безопасности Российской Федерации

1. Понятие экономической безопасности государства.

Более 70 лет во внешней и внутренней политике Советской России и Советского Союза ведущую роль играло обеспечение военной безопасности. С появлением ракетно-ядерного оружия военная безопасность свелась в общественном сознании к обеспечению ядерной (стратегической) безопасности. Теперь же, после официального признания СССР (Россией) и США невозможности добиться победы в ядерной войне, вопросы военной безопасности перестали быть стержнем политики Российской Федерации. В обычной войне ни одна страна и даже коалиция стран, кроме, пожалуй, Китая, не способна нанести поражение России, а ядерная война бесперспективна. Отсюда возрастание значения обеспечения других видов безопасности. В современных условиях перехода к рынку российской экономики обеспечение экономической безопасности приобрело ключевое значение для Российской Федерации.

В мировой литературе экономическая безопасность рассматривается, прежде всего, через призму обеспечения национальной (государственной) безопасности. Экономическая безопасность для развитых стран, хотя и является объектом активной государственной политики, считается основной заботой частного капитала. Это связано со стремлением максимально освободить предпринимательскую деятельность от государственной опеки. В развивающихся странах проблема экономической безопасности сводится к обеспечению выплаты процентов по ранее взятым займам. Иными словами их правительствам не до экономической безопасности.

Национальная экономическая безопасность имеет внутреннюю материально-вещественную основу достаточно высокий уровень развития производительных сил, способный обеспечить существенно важную долю натуральных и стоимостных элементов расширенного воспроизводства национального продукта; внутреннюю социально-политическую основу достаточно высокий уровень общественного согласия в отношении долгосрочных национальных целей, делающий возможным выработку и принятие стратегии социально-экономического развития, претворяемой в жизнь через государственную политику, устойчиво поддерживаемой большинством народа. Отсюда, экономическая безопасность представляет собой способность страны создать необходимые материальные предпосылки для всестороннего развития общества внутри страны и выступать в качестве самостоятельного и равноправного субъекта мирохозяйственных связей. Успешное решение проблем экономической безопасности государства вплоть до 50-х годов нашего столетия предполагало наличие двух условий: быть самообеспечивающейся и быть эффективной. Стремление создать самообеспечивающуюся экономику проявилось в XIX и XX веках в колониальных приобретениях наиболее развитых стран мира. В конечном счете, территориальная экспансия Германии и Японии во второй мировой войне определялась стремлением поставить под свой полный контроль источники сырья, необходимые для их промышленности.

В нынешних политических условиях только три страны (Россия, США и Китай) могут иметь самообеспечивающуюся экономику. По объему разведанных запасов минерального сырья Россия занимает ведущее положение в мире. При площади территории в десять процентов земли в недрах Российской Федерации сосредоточено 12-13 % мировых запасов нефти, 35 % — газа, 12 % угля, значительная часть запасов золота, алмазов, железных руд, цветных и редких металлов. Для поддержания сбалансированности структуры производства и недопущения сырьевого голода необходимо передавать промысловикам новых месторождений на 10- 15 % больше, чем они вырабатывают.

В современных условиях наиболее верный путь к самообеспеченности страны лежит через создание мощного экономического потенциала государства при симметричной структуре внешнеэкономических связей (обмен товарами, услугами, технологией, капиталом и т.п.) с каждым из партнеров. В этом случае зависимость от одного из них как бы уравновешивается зависимостью последнего от других стран. На практике равновесное состояние экономических взаимозависимостей крайне редко. Отсюда, при возникновении асимметрии во взаимодействиях, каждое государство стремится, прежде всего, свести к минимуму свою зависимость от хозяйственных связей с недружественными партнерами. Эта зависимость не должна превышать некой критической точки, под которой понимается такая доля импортируемых (экспортируемых) товаров, капиталов, технологий и пр. по отношению к соответствующему внутреннему производству (запасам), когда прекращение экономических отношений с зарубежным партнером может привести к серьезным нарушениям в механизме воспроизводства данной страны. Так в 1982 году НАТО установило для стран-членов своего блока «потолки» зависимости от энергоносителей, поставляемых из социалистических стран, на уровне 30 проц. всех внешних источников снабжения для газа и 10 проц. для нефти.

Как показывает современная практика, разрыв экономических связей в результате политических решений, экономических санкций и эмбарго в связке двух стран оказывает существенное воздействие на более слабое государство, если ее экономические связи с другим составляют более 20 процентов всех внешнеэкономических взаимодействий. Иными словами, критическая точка зависимости от одного источника находится где-то на уровне одной пятой всех внешнеэкономических связей. В бывшем СССР все вновь образовавшиеся государства связаны между собой (кроме Российской Федерации) в значительно большей степени.

Самообеспеченность современной экономики предполагает также кредитоспособность государства. Многолетний отрицательный торговый баланс Соединенных Штатов и большой внутренний долг американского государства не приводит к краху экономику США, так как в тоже время большая часть мира является должником и американского государства и американских банков и финансовых корпораций. В более сложном положении находится Российская Федерация. К концу 1990 года задолженность СССР составила примерно 69 млрд. долларов. Причем уже тогда 75 — 80 проц. суммы новых займов уходило на обслуживание долга, прежде всего на выплату процентов. Сложилась типичная латиноамериканская модель роста задолженности. Страна по кредитоспособности сползла на 34-е место среди 112 стран — мировых должников.

Однако экономика стран во второй половине XX века при бесперспективности приобретения самообеспеченности военной силой во все большей степени зависит от ее эффективности. Закрытые экономические системы СССР и КНР оказались не в состоянии, несмотря на их самообеспеченность, добиться устойчивого развития. СССР за 1970-1986 годы поднял производство чугуна с 86 до 114 млн. тонн, стали со 116 до 162 миллионов. Экономические же показатели постоянно снижались. Если среднегодовой прирост национального дохода в 1966-1970 годах еще составлял 7,2 процента, то в 1971-1975 годах — уже 5,1, в 1976-1980 годах — 3,8, в 1981-1985 годах — 3,1. В 1982 году реального прироста доходов на душу населения не было. Сама жизнь поставила вопрос об обеспечении эффективности советской экономики через ее включение в мирохозяйственные связи. Однако открытая экономика страны обеспечивает экономическую безопасность только при ее конкурентоспособности.

Ключевым элементом конкурентоспособности страны является производительность, то есть наиболее целесообразное использование ее ресурсов, в том числе людских и финансовых. Производительность, в конечном счете, главный определяющий фактор уровня жизни граждан страны и дохода государства. Поскольку нельзя быть сильным на всех направлениях современного производства, конкурентоспособность страны определяется ее специализацией, которая обеспечивает достижение наивысшей производительности в той или иной области производства. Национальные позиции в промышленности часто удивительно прочны и сохраняются многие десятилетия (например, швейцарские часы).

Конкурентное преимущество в основе своей базируется на приспособляемости к рынку (гибкость), нововведениях и совершенствовании. Гибкость предполагает способность приспосабливаться к изменяющимся условиям и постоянные поиски новых способов и областей конкуренции. Именно так появились «азиатские тигры». Нововведения естественно предполагают удовлетворение новых или перспективных потребностей. Но они не ограничиваются только этим. Не менее важным элементом новизны может стать эффективное использование существующих приемов и способов деятельности. Сохранить передовые позиции невозможно без постоянного совершенствования в производстве и управлении.

Надежное экономическое преимущество в конечном счете требует глобального подхода к обеспечению конкурентоспособности. В нынешнем мире участие в мирохозяйственных связях является не дополнением экономической политики, а ее необходимой составной частью. Причем такое участие должно обеспечиваться использованием национальным производителем преимуществ производства своего продукта в других странах. Высокая стоимость капитала, рабочей силы, кредитов и других факторов в своей стране и сильная валюта не служат оправданием в глобальной конкуренции. Их отрицательное воздействие на борьбу за рынки можно смягчить, и они не могут служить основанием для отказа от усовершенствований и инноваций в собственной стране. Ухудшение экономического и технологического потенциалов ведет к потере конкурентоспособности. И несмотря на повышение доли услуг в экономике развитых стран, и в них обеспечение безопасности государства требует укрепления промышленной базы за счет стимулирования производительности, динамизма производственной деятельности и повышения восприимчивости к новшествам.

2. Экономическая безопасность России в переходный период.

После развала Советского Союза Россия взяла на себя бремя советского долга в обмен на передачу ей доли в зарубежных активах других бывших союзных республик, хотя последнее сопровождалось определенными претензиями (в частности, Украины). В результате задолженность Российской Федерации с учетом уже собственных заимствований составила в 1992 году 78,7 млрд. долларов, к концу 1993 года — 83,7 млрд., к началу 1995 года — 113 млрд. с перспективой увеличения долга к концу 1995 года до 130 млрд. долларов. С 1992 года обслуживание долга оказалось в кризисе. В тот год из общих обязательств в 15,6 млрд. долларов Россия смогла выплатить лишь 1,8 млрд., а в 1993 году из 19,6 млрд. — 2,5 млрд. Сложившаяся обстановка с российской задолженностью усугубляется еще и тем, что Россия не может расплатиться за счет стран, сумма долгов которых Российской Федерации превышает ее внешний долг ввиду их финансовой несостоятельности.

Самым уязвимым компонентом экономической безопасности Российской Федерации является неэффективность ее экономики. Несомненно на нее оказывает отрицательное влияние объективные условия хозяйствования. Среди них, прежде всего, следует указать на климатические условия, обусловливающие цикличность производства и потребления. Достаточно вспомнить о необходимости заготовки кормов для животноводства в короткие месяцы российского лета. Не меньший груз для эффективности экономики представляет удаленность запасов полезных ископаемых от мест переработки и потребления. Причем возможности относительно дешевого водного транспорта существенно ограничены в силу все той же сезонности. Все это приводило к тому, что в российской экономике натуральное хозяйство никогда не вытеснялось полностью. Отсюда стремление к известной хозяйственной автаркии регионов даже за счет экономической эффективности и склонность местных властей увеличить свою долю контроля за хозяйственной деятельностью.

На современном этапе реформирования России повышение эффективности экономики лежит в ее структурной перестройке. Последняя призвана избавить российскую экономику от чрезмерной милитаризации, преодолеть сырьевую ориентацию экспорта и ограничить монополизм предприятий, являющихся единственными производителями в стране той или иной продукции. Для этого избраны три направления совершенствования экономических отношений: введение рынка; всемерное развитие частной собственности на средства производства; полная интеграция в мировое хозяйство. Все они, несомненное отвечают самым современным научным взглядам на повышение эффективности экономики. Вместе с тем, их практическая реализация пока не дает ожидаемого эффекта.

Рынок, несомненно, является лучшим на сегодняшний день организатором хозяйственной жизни. Он ориентирован на потребителя, достаточно чутко реагирует на запросы последнего. Рынок является довольно хорошим регулятором между спросом и предложением. Все эти положительные стороны рыночных отношений присутствуют в рынках двух дюжин наиболее развитых стран. На начало 1990 года ВНП всех европейских стран составлял 40% мирового ВНП, США и Канады — 30 проц. и Японии — 10 %. Однако в остальных почти двухстах государствах, даже таких богатых как Аргентина, Бразилия, Индия, Мексика, рынок отнюдь не является панацеей от отсталости, нищеты и огромных долгов. К сожалению, нынешний российский рынок похож на рыночные отношения, господствующие в развивающихся странах.

Первым решительным шагом к установлению рыночных отношений в России стало освобождение цен на большинство товаров от государственного регулирования (т.н. либерализация цен). В условиях длительного искажения основ ценообразования в Советском Союзе такой шаг был, конечно, необходим для определения реального соотношения цен. Новый российский рынок отреагировал на снятие государственного контроля резким скачком цен, поставив страну перед угрозой гиперинфляции. Одна из решающих причин подобного скачка лежит в монополизации нашего рынка.

В бывшем Советском Союзе было около 2000 предприятий, являвшихся единственным производителем одного из видов товаров. Отсутствие конкуренции позволяет производителям- монополистам (даже мелким) безнаказанно повышать цены. Ограничители в виде антимонопольного законодательства не дало и не могло дать больших результатов вследствие большого количества потенциальных нарушителей и не всегда последовательной политики местных властей, не желающих резать курицу, несущую «золотые яйца». Более того, действующий антимонопольный закон проводится, на наш взгляд, недостаточно энергично.

В любой стране с рыночной экономикой является аксиомой, что частное предприятие эффективнее государственного. Частная собственность, особенно в среднем и малом бизнесе, способствует повышению личной заинтересованности в результатах труда, укреплению дисциплины и организованности. Как и в предыдущем случае, все эти производные частной собственности проявляются опять таки в тех же развитых странах. Но, люди, способные быть предпринимателями, которые и могут использовать частную собственность на средства производства, составляют не более десяти процентов населения.

Такой смелый, на первый взгляд, шаг, как акционирование крупных предприятий, также не открыл радужных перспектив. Во времена Хрущева уже передавались предприятия местным властям в лице совнархозов. Результаты этой реформы известны. Кстати, одной из причин обратного переподчинения предприятий министерствам была их неспособность обеспечить научно-технический прогресс. Да и в наши дни, какое акционированное предприятие вложит треть своей прибыли в развитие науки, как это имеет место в развитых странах мира. Большинство же предприятий переданы в руки трудовых коллективов. А акционеры вложили свои доходы в мерседесы или тойоты, а не в развитие науки и модернизацию производства.

Вовлечение экономики России в мирохозяйственный процесс на новой основе также не дает пока ожидаемой отдачи. Это прежде всего связано с тем, что после второй мировой войны участие в мирохозяйственных связях все больше регламентируется. Важную роль при этом играло Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТИ). Одним из важнейших достижений ГАТИ является распространение на стран-участниц принципа «наибольшего благоприятствования» при торговле. Последний предполагает свободное перемещение товаров и услуг через государственные границы, что расширяет продажу наиболее конкурентноспособных из них.

Начавшийся в 1986 году уругвайский раунд переговоров в рамках Генерального соглашения по тарифам и услугам преследовал наиболее далеко идущие цели. В нем были затронутые ранее запретные темы: торговля сельскохозяйственными товарами, текстилем и одеждой. Также впервые выдвинуты требования к развивающимся странам открыть их рынки для товаров и услуг и строго соблюдать законы о патентах и защите авторских прав. К концу этого раунда переговоров члены ГАТИ подписали в 1993 году соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО). Новая структура, помимо соглашений ГАТИ, включает Соглашение по торговле услугами (ГАТС). Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности и другие.

Для таких стран, как Россия, подобные условия вхождения в мирохозяйственные связи чреваты серьезными осложнениями. При определенных обстоятельствах российские товары и услуги не только не выдержат конкуренции на внешнем рынке, но и у себя в стране. Однако Российская Федерация не может не участвовать во всемирной торговой организации, если хочет войти в мировой экономический рынок. Поэтому с 1994 года Россия ведет переговоры о вступлении в ВТО. При этом она сталкивается со стремлением некоторых западных государств к ужесточению требований к новым присоединяющимся к Всемирной торговой организации странам. Так, Эквадору, Монголии, Болгарии и Панаме пришлось согласиться на обязательства, значительно превышающие требования Уругвайского раунда переговоров к странам со сходными экономиками.

Не безоблачны отношения и старожилов ВТО. Американское законодательство середины 1990-х годов, предусматривающее запрет иностранных инвестиций на Кубу, в Иран и Ливию по политическим мотивам, вызвало недовольство членов Европейского союза (ЕС) как нарушающего свободу торговли. Стремление США мотивировать принятие законов необходимостью обеспечить национальную безопасность, что предусматривается правилами Всемирной торговой организации, открывает дорогу использованию этой нормы для решения торговых споров в свою пользу и введения протекционизма.

Борьба за свободу продажи на мировом рынке вне Генерального соглашения по тарифам и торговле составляет важное направление обеспечения экономической безопасности. Ряд товаров, не относящихся к системе ГАТТ, являются одной из прибыльных статей экспорта как бывшего СССР, так и нынешней России. А экспортные возможности Российской Федерации по ним достаточно велики. Главным препятствием при торговле такими российскими товарами — это явно дискриминационные условия торговли. Страны ЕС, США и некоторые другие (Мексика) рассматривают Россию как страну с нерыночной экономикой и в отношении российского экспорта применяют особые правила исчисления так называемой «нормальной стоимости». За основу цены товара в этом случае берется суррогатная страна» с рыночной экономикой и таким же ВНП как в Российской Федерации. Разница в цене рассматривается как демпинговая, что приводит к неоправданным пошлинам и квотам.

Вхождение России в мирохозяйственные связи осложняется также и тем, что с распадом СССР она потеряла основные незамерзающие порты в Балтийском и Черном морях. Транзитные трубопроводы для экспорта горючего в Западную Европу проходят ныне по территории в лучшем случае нейтральных стран. Все это вынуждает российское руководство искать альтернативные торговые пути в Европу. Так в феврале 1995 года был заключен контракт с Польшей о прокладке по ее территории системы транзитных трубопроводов как альтернатива тем, которые уже проложены по Украине. Активно прорабатываются варианты обхода территории Турции потоков российской и казахстанской нефти. Разрабатывается проект водного кольца Европы, позволяющее «закольцевать» европейские реки и моря. Этим же целям, в конечном счете, служат проекты скоростных железных дорог в Европейской части России.

Портовый бизнес во всем мире сегодня — доходнейшее дело. В целом российский флот перевозит более 10 процентов всех российских грузов. Многие из них идут через Литву, Латвию, Эстонию. А оплата за перевозки только российских грузов через их территории — главный источник валютных поступлений в бюджет этих республик. Отсюда прямая заинтересованность литовцев в том, чтобы задушить российское портовое хозяйство в Калининграде и развить свое в Клайпеде, путем закрытия паромной переправы Калининград — ФРГ и перевода парома на Ригу.

Интернационализация экономики страны объективно способствует прогрессу производительных сил. Вместе с тем, возникновение новых интернациональных отношений ведет к ломке традиционных хозяйственных связей. К тому же включение в единую систему экономических взаимозависимостей стран различного уровня развития происходило до сих пор с пользой для более развитых государств. Последнее связано с тем, что сегодня решающим фактором, определяющим темпы и характера экономического развития страны, являются новейшие технологии. Эффективность экономики все больше зависит от способности наиболее рационально использовать в производстве научные достижения (отечественные и зарубежные), приспособиться к изменениям в условиях хозяйствования, вызванным научно-техническим прогрессом.

Достижение эффективности современной экономики немыслимо без использования высоких технологий, основывающихся на достижениях фундаментальной науки. K сожалению с началом перехода к рыночным отношения государственные ассигнования России на науку существенно снизились, а новые рыночные структуры пока не могут, да и не хотят восполнить возникший дефицит. Наиболее развитые и преуспевающие страны тратят на науку не менее одного процента внутреннего валового продукта. Эта зависимость довольно четко прослеживается на Корее. Если в 1981 году в этой страна затраты на научные исследования составляли 0,64 ВВП, то в 1993 году они выросли до 3 %. Результаты такой политики дали положительные результаты в экономике государства, которое вошло в клуб наиболее развитых стран. В Российской Федерации с учетом двукратного падения ВВП и роста косвенных затрат ассигнования на собственно научные исследования уменьшились в 10-15 раз. Это привело к стагнации научных учреждений, гибели целых научных школ, обвальному сокращению научного приборостроения и научных изданий. Нищенская зарплата ученых приводит к отъезду за рубеж лучших и молодых перспективных ученых. Происходит типичная для слаборазвитых стран утечка мозгов. Все это ставит под угрозу возможности вхождения России в число развитых стран в XXI веке.

В России пока не дает ожидаемых результатов включение в экономические мирохозяйственные отношения через создание совместных предприятий. Неустойчивое политическое и экономическое положение в стране ограничивает возможности долгосрочных капиталовложений. Отсюда торгово-спекулятивный характер деятельности значительною числа совместных предприятий. Оставление же многими из них прибылей вне Российской Федерации просто обескровливает страну.

Нынешнее реформирование российской экономики сопровождается противостоянием между сырьевым и промышленным секторами производства. Первые представляют топливно-энергетический комплекс, отрасли первого передела (черная и цветная металлургия, лесная, деревообрабатывающая, часть смежных машиностроительных производств и др.). Производители сырья без больших осложнений были допущены Западом на мировые рынки, поскольку его устраивает такая ориентация российской экономики.

Нынешний этап обеспечения безопасности российской экономики, как отметил Президент РФ в своем послании 1997 года, определяется наведением порядка в экономике. Последнее предполагает реформу предприятий и налогообложения, регулирование естественных монополий, совершенствование системы расчетов между субъектами рынка, защиту экономики от преступности.

3. Пути повышения эффективности российской экономики

В настоящее время Россия переживает достаточно острый экономический кризис, который составляет непосредственную угрозу национальной безопасности страны, поскольку оставляет незащищенными жизненно важные интересы государства, общества и личности практически во всех сферах их деятельности.

Нынешний экономический кризис порожден рядом противоречий. Спад производства, вызванный сжатием промежуточного и конечного спроса, в том числе личного, привел к образованию гигантского неиспользуемого, быстро устаревающего экономического потенциала. Деградация обрабатывающих отраслей, при стабилизации энергосырьевых, привел к возрастанию доли энергоресурсов в экспорте, что ведет к усилению спада в потребительских отраслях вследствие конкурирующего импорта. Дело идет к тому, что на внутреннем рынке непродовольственных товаров отечественные производители будут обслуживать только низкодоходные группы населения. Спад капитальных вложений привел к положению, когда их уровень не обеспечивает воспроизводство основных фондов, технологий и заделов. За последние пять лет реальные затраты на научные исследования и разработки сократились более чем на 3/4. Снижение потребления мясо-молочных продуктов приблизил его к черте, за которой начинается негативное воздействие на развитие и здоровье человеческого организма. В экономике устойчиво воспроизводятся финансовые дефициты (по зарплате, например) и убытки (более 1/4 предприятий промышленности), которые покрываются за счет неплатежей и инфляционных доходов. Снижение реальных доходов населения и усиление дифференциации между отдельными социальными группами стало устойчивой тенденцией.

Эти противоречия породили систему непосредственных экономических угроз. В условиях почти достигнутого продела в потреблении продуктов питания страна может столкнуться с критической зависимостью от импорта продовольствия. Обслуживание внешнего долга за счет энергоресурсов потребует сокращения их внутреннего потребления, сопровождаемого дальнейшим спадом производства. Последний грозит появлением массовой открытой безработицы. С утратой качественного научно-технологического потенциала пропадает перспектива повышения жизненного уровня основной части граждан РФ. В этих условиях можно ожидать стремления региональных элит использовать свои относительные экономические преимущества для стабилизации внутреннего социального положения в регионах, в результате резко усилится межрегиональная дифференциация.

В последнее десятилетие вследствие фронтальной борьбы с коммунистической идеологией в общественном сознании достаточно сильно искажена роль и место крупных монополий в жизни развитых государств мира. Штаб-квартиры более 90 процентов транснациональных корпораций расположены в развитых странах. В двадцатку крупнейших монополий входит десять американских корпораций, восемь японских, две немецкие, одна англо-голландская и одна швейцарская. В первой сотне представлены компании ведущих страны Европы. Именно наличие крупных транснациональных монополий позволяет поддерживать ведущим странам высокий уровень жизни.

Стремительная экспансия ТНК за последние 10-15 лет стали главным фактором формирования основных общемировых институтов. Они образуют структуру того, что ныне составляет мировой порядок, и в конечном счете, изменяет геополитическую карту мира. Он характеризуется перераспределением мирового экономического потенциала не в пользу США, смещением в Азиатско-Тихоокеанский регион основных интересов транснациональных корпораций и государств Запада. Деятельность же на направлении к востоку от Польши носит вялотекущий характер.

Возрастание роли транснациональных компаний обусловлены новыми тенденциями развития мирового хозяйства. Среди них к определяющим можно отнести следующие: усложнение системы международного разделения труда; увеличение темпов научно-технического прогресса; возрастающий дефицит природных ресурсов.

Усложнение системы международного разделения труда ведет к межгосударственной интернационализации национальных хозяйств. Показателем этого может служить доля товарного экспорта в национальном доходе. В конце 80-х годов она составляла для США 11,2 проц., Великобритании 31,9 проц., Франции — 28,1 проц., ФРГ — 48,3 проц., Италии — 28 проц., Японии — 18.6 %. Научно-технический прогресс (НТП), став самостоятельным фактором экономического развития способствует резкому подъеу производительности труда. Развитые страны и их транснациональные корпорации в значительной степени монополизируют плоды научно-технического прогресса. Это приводит к увеличению в развитых странах «невещного производства» и «невещного накопления» национального богатства. Как убедительно показал опыт развитых стран, «невещное» производство и накопление способные значительно увеличить как эффективность, так и устойчивость развития экономики. Явная тенденция к оскудению природных ресурсов ставит под угрозу существующее геополитическое равновесие вследствие увеличения разрыва по самообеспеченности экономики между большинством развивающихся стран и промышленно развитыми странами. В то же время развитые страны держат под контролем процесс принятия решения об использовании уменьшающихся сырьевых ресурсов, так называемого «экологического потенциала» планеты.

Рассмотрим некоторые наиболее характерные черты современных крупных фирм. Прежде всего, они транснациональны. Сбор прибылей со всего мира в своем сегменте рынка позволяет транснациональным корпорациям (ТНК) аккумулировать огромные средства, обеспечивающие значительные вложения в науку, новое производство, рекламу, что позволяет вести борьбу за рынки и получать устойчивые прибыли в течение длительного времени. Современные ТНК не имеют жестких организационных структур. Их филиалы в различных странах мира пользуются значительной административной независимостью, неся одновременно полную экономическую ответственность за свою хозяйственную деятельность. При этом сверхприбыль филиала в той или иной форме отчуждается в пользу головной компании. Современный ТНК — многоотраслевое предприятие. Убытки в одном секторе рынка должны покрываться за счет прибылей в других секторах. Как говорят американцы, нельзя складывать все яйца в одну корзину.

Каждую из крупных компаний обслуживает масса средних и мелких фирм. Так компания «Фольксваген» имела в 1993 году 1500 германских поставщиков комплектующих для ее автосборочных предприятий. Всего же в Германии таких компаний 3000. Помимо поставщиков, крупные фирмы используют разветвленную сеть торговцев их продукции (диллеров). Кроме того в той или иной форме ТНК поощряют создание венчурных фирм для разработки каких-то перспективных идей. Наличие большого количества средних и мелких фирм создает впечатление, что они задают тон в экономической жизни ведущих стран мира. На самом деле средние и мелкие предпринимательские структуры выполняют роль передового отряда и разведчиков крупного бизнеса на рынке. На них выпадает основной риск оказаться банкротом и быть ликвидированным.

В Советском Союзе прежде, и ныне в Российской Федерации существовали и продолжают функционировать сверхмонополии. Примером тому может служить «Газпром». Их отличительными чертами являются жесткая административная и технологическая централизация и моноотраслевое построение. Роль же современной многоотраслевой транснациональной корпорации взяло на себя государство в лице правительства. Сами советские сверхмонополии не были конкурентноспособны на мировом рынке. Отсюда стремление установить политический контроль в лице СССР над различными странами мира и обеспечить таким образом сбыт неконкурентноспособной продукции. Попыток создать конкурентноспособные островки экономики (ВАЗ, КАМАЗ и т.п.) и участвовать таким образом в международном разделении квалифицированного труда дали ограниченные результаты и повысить эффективность советской экономики были не в состоянии.

В отсутствии внутренней и внешней конкуренции советские сверхмонополии приводили лишь к экономическому застою и отсталости. Неприспособленность советской сверхмонополии к рынку, административная и хозяйственная несамостоятельность ее филиалов делали ее беспомощной в случае изменения политической и хозяйственной конъюнктуры. Даже наша наиболее передовая сверхмонополия — оборонная промышленность — снизила в 1991 году свой экспорт в два раза в стоимостном выражении. К тому же оборонные заводы, да и другие заводы-гиганты, отягощены социальными учреждениями (жилым фондом, детскими садами, домами культуры и т.п.), что неизбежно сказывается нa себестоимости ее продукции, так как они вынуждены обеспечивать социальными благами не только своих работников, но и других жителей города, поселка. Попытки заменить прежние отраслевые министерства холдингами, концернами, ассоциациями означали лишь укрытие прежних отраслевых монстров за внешней рыночной ширмой.

В России очень часто ссылаются на успешный опыт построения рыночной экономики Японии после второй мировой войны. Попытаемся рассмотреть этот опыт. Перевод японской экономики на рыночные рельсы осуществлялся по четырем основным направлениям: постепенная отмена государственного контроля за экономикой; демилитаризация и демократизация экономики; наращивание производственного потенциала страны: либерализация внешней торговли и международная миграция капиталов.

Стержнем всех преобразований, приведших к процветанию Японии, было повышение эффективности ее экономики. Первым шагом в этом направлении стала демократизация экономики. Она выразилась в роспуске монополистических концернов «дзайбацу», начавшийся уже в 1946 году. Их ликвидация устраняла экономические причины милитаризации Японии. Однако этот процесс носил достаточно ограниченный характер. Из четырехсот компаний, подпадавших под закон о недопущении чрезмерной концентрации в экономике, были ликвидированы лишь десять . крупнейших «дзайбацу». Исчезли из экономической жизни страны концерны, в которых доминировали семейные кланы. Аналогично действовали западные страны в Германии. Тем самым угроза нового военного противостояния переводилась США, Великобританий и Францией в область экономической конкуренции.

С 1948 года в центр промышленной политики Японии была поставлена задача всемерного повышения производительности труда в уже существующих отраслях и усиление международной конкурентоспособности японской промышленности путем становления новых отраслей производства. Все это осуществлялось под контролем и при содействии государства в виде определенных программ с четко сформулированными целями. «Цель» выступала как результат самостоятельного выбора предприятий, который регулировался государством рыночными механизмами (кредит, залоговые льготы и т.п.). Достижимость целей определялась после тщательного анализа реальной обстановки и наличием необходимых средств. Постановки нереальных целей стремились избегать.

С течением времени рационализация производства на предприятии переросла в рационализацию промышленной структуры. С 1963 году экономическая политика японского государства стала ориентироваться главным образом на оптимизацию структуры промышленного производства для достижения максимально возможного уровня экономического благосостояния с учетом имеющегося набора производственных ресурсов. Особое место в государственной экономической политике Японии заняли разработка и последовательное проведение в жизнь мероприятий по комплексному стимулированию экспортного производства (создание специальных организаций по стимулированию и контролю за экспортом, льготное кредитование и налогообложение, страхование внешнеторговых операций). Процесс перестройки японской экономики сопровождался с первых шагов (еще на уровне предприятий) острейшей, по некоторым оценкам «чрезмерной», конкуренцией между производителями.

Достижение высокого уровня благосостояния в Японии тесно увязывалось с разработкой и внедрением новейших технологий, в которых государство принимало самое активное участие. Это касается в первую очередь фундаментальных исследований. Наряду с этим осуществлялись прямые валютные вложения в те отрасли, где Япония способна производить товары с потенциально высокой международной конкурентоспособностью. Японское правительство, опираясь на рыночные механизмы, проводило структурную и организационную политику, направленную на индустриализацию с упором на повышение международной конкурентоспособности, на обеспечение беспроблемного ухода предприятий из отраслей, утрачивающих эту конкурентоспособность.

В современной Японии наиболее заметную роль играют шесть финансово-промышленных групп. Совокупный годовой объем продаж шести гигантов составляют примерно 14-15 процентов валового национального продукта. ФПГ Сумитомо, Мицубиси и Минуй имеют вековые истории. Три другие сформировались в основном в нашем столетии. Группы формируются по определенным принципам. Сердцевиной группы служит какая-либо финансовая компания. Есть группы со структурой торгового дома, который объединяет финансово-торговый капитал. Непременна также и промышленная часть, которую составляют десятки предприятий из самых различных отраслей.

При определении экономических возможностей страны необходимо учитывать следующие факторы: политический климат в стране; рост экономики страны; степень интеграции экономики в мировую торговлю: изменения на рынке капиталов и банковских услуг; улучшение менеджмента; развитие инфраструктуры; повышение уровня разработок в науке и технике; квалификация рабочей силы. Нижней границей экономического спада является состояние экономики, в котором работают только ресурсодобывающий комплекс и экологически вредные производства вместе со своими поставщиками, обслуживающие внешний рынок, т.е. примерно треть производственного потенциала 1990 года. Развитие производства — это единственный путь выхода из кризиса российской экономики, но не путем выделения государством промышленности и сельскому хозяйству кредитов, а средствами той самой рыночной экономики, на которую общество, казалось бы, и взяло курс.

По всей видимости, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в нынешних условиях лежит на путях создания собственных многоотраслевых и транснациональных крупных компаний, способных конкурировать самостоятельно на международной арене при минимальном патронаже государства. В России с 1994 года начался процесс интеграции банков с промышленностью, торговлей, страхованием в финансово-промышленные группы. К середине февраля 1996 года; было зарегистрировано 30 финпромгрупп (ФПГ), объединивших 274 предприятия и 69 кредитных и финансовых учреждения. Наиболее приспособлена к конкуренции на мировом рынке наша оборонная промышленность, располагающая необходимыми интеллектуальным и технологическим потенциалами. Но на мировом рынке она должна выступать не отдельными предприятиями, а концернами с собственной рыночной политикой и возможностями конкурировать не только в одной узкой сфере. Создание многоотраслевых компаний потребует жестких экономических мер и изменения способов мышления нашего государственного аппарата.

Однако создание российских монополий не должно поощрять создание монопольного рынка. В свете этого не рациональны попытки поднять планку предельной величины, допустимой для заполнения одной фирмой рынка определенного товара («коэффициент концентрации»). Для получения коэффициента обычно принимается доля на данном рынке каких-либо трех крупнейших «хозяйствующих объектов». Для трех участников беспроблемное, то есть без антимонопольных санкций, мировая практика определила коэффициент концентрации в 70 проц. товаров. У нас же делаются попытки разрешить «конкуренцию» на рынке, где одна компания может иметь объем продаж какого-либо товара не менее 65 проц. Как при таких условиях можно избавиться от монополизма?

Заслуживают также внимания такие направления развития крупных промышленных комплексов, как диверсификация производства, преодоление одноотраслевой направленности развития и инвестирования. К крупным промышленным комплексам на контрактной основе могут быть «привязаны» многие средние самостоятельные предприятия, выполняющие их заказы. Расположенные на оптимальном удалении от крупных предприятий, они могут освобождать последние от второстепенных вспомогательных производств. Их преимущество в более высокой маневренности, способности гибко адаптироваться к запросам рынка, экономить на многих видах издержек. В индустриально развитых странах на каждое крупное предприятие приходится от 80 до 100 мелких и средних. В нашей стране небольшие (до 200 работников) предприятия составляют половину общего числа действующих производственных единиц. На них приходится менее 5 % всей производимой продукции.

Что касается мелких и средних предприятий в сфере услуг и производства продовольствия, то увеличение их числа помогло бы улучшить обеспечение потребностей населения. Сеть небольших частных пекарен, мини-производств молочной и мясной продукции, кондитерских изделий, парикмахерских, прачечных, пошивочных ателье можно увеличить путем предоставления льгот на открытие соответствующих торговых точек, мастерских, небольших производств, в том числе более льготных кредитов и других преимуществ на закупку небольших технологических линий. Увеличение спроса на них привело бы и к увеличению производства соответствующего оборудования в России. Тогда вместо «монополии» коммерческих палаток и магазинов, уставленных заморскими бутылками, что является сегодня, пожалуй, самой характерной чертой нашего «рынка», появилась бы в более широких масштабах торговля теми продуктами и услугами, в которых куда больше нуждается население.

Для преодоления нынешнего экономического кризиса необходимо провести программу эффективного совокупного внутреннего спроса. Именно узость внутреннего рынка потрясала политические режимы Латинской Америки в 1960-х годах. Рост внутреннего спроса немыслим без защиты отечественного промышленного производителя, хотя бы на строго ограниченный период времени, и переход социальной политики от раздачи пособий и льгот к стимулированию роста доходов населения. И наконец, национально ориентированная экономика немыслима без решительной борьбы с коррупцией и криминализацией экономики. А пока капиталы продолжают бегство из страны, а неустойчивая финансовая система толкает к использованию твердой валюты для обслуживания внутреннего оборота.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *