Воспитание и обучение детей с проблемами

В развитии детей часто возникают проблемы, которые выражаются в отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, школьно-образовательных нормативов успешности, установленных в обществе норм поведения и общения.

Эти отклонения (девиации) проявляются в:

  • школьной неуспеваемости детей;
  • отсутствии интереса к учению, труду, организованному досугу;
  • недисциплинированности;
  • невыполнении общественных норм поведения;
  • нарушении прав окружающих людей;
  • конфликтности; высокой тревожности;
  • наличии нежелательных качеств личности: лени, лживости, эгоистичности, грубости;
  • гиперактивности (пассивности);
  • немотивированной агрессии, жестокости;
  • употреблении алкоголя и наркотических веществ;
  • правонарушениях.

Причины отклонений.

Проблемы в развитии возникают под влиянием трёх групп факторов:

  1. биогенных (неблагоприятная наследственность, родовые травмы, перенесённые болезни);
  2. психогенных (противоречия между физиологическим ростом и психическим созреванием (возрастные кризисы 3, 7, 13, 17 лет), между уровнем развития потребностей и реальными возможностями их удовлетворения, между приобретёнными знаниями и возрастными особенностями и т.д.);
  3. социогенных, в числе которых следует отметить:
  • экономическое неблагополучие семьи;
  • безнадзорность в семье (лишний ребёнок);
  • отрицательный пример родителей (нет дружбы, общения);
  • чрезмерная любовь к детям (ребёнок — кумир);
  • авторитарное воспитание в семье (принуждения, обиды);
  • отсутствие трудового воспитания в семье (освобождённость от домашнего труда);
  • влияние средств массовой информации;
  • участие в неформальных объединениях молодёжи;
  • отсутствие доверительных отношений учителей с учениками;
  • перегрузка в школе;
  • слабая база для проведения досуга по месту жительства и др.

Типизация детей с проблемами.

С психолого-педагогических позиций можно выделить пять основных групп детей с проблемами:

С вредными пристрастиями и склонностями

С антисоциальными проявления-Правонарушители

  1. дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности, т.е. с глубокой патологией физического и/или психического развития (с ограничением движения, недостатками зрения, слуха, умственным отставанием); для них существуют специальные учреждения — детские дома, интернаты;
  2. дети с задержкой психического развития (ЗПР) — для них существуют коррекционные учреждения или группы (классы) выравнивания, в которых осуществляется коррекция развития;
  3. дети с педагогический и/или социальной запущенностью, состоящие в основном контингентс учебно-воспитательных учреждений как «трудные», трудновоспитуемые и труднообучаемые (компенсирующая педагогика);
  4. дети с нарушением социальных связей и отношений, социально дезадаптированные, характеризующиеся отчуждением от семьи или школы, асоциальным поведением, склонностью к правонарушениям;
  5. дети «зоны риска»- имеют неглубокие, непатологические, неярко выраженные пограничные отклонения психики или личностные психологические особенности (акцентуации характера, неадекватную самооценку, нарушения эмоционально-волевой сферы, тревожность, комплексы). В силу этого они предрасположены к возникновению проблем в обучении и воспитании; для детей «зоны риска» применим только индивидуальный подход, основанный на углублённой психолого-педагогической диагностике и коррекции, но чаще всего группа риска не выделяется из общей массы учащихся.

Социально-педагогические признаки определяют следующие группы детей с проблемами:

  • неуспевающие (труднообучаемые) и недисциплинированные (трудновоспитуемые); б) сверхактивные и сверхпассивные;
  • с нарушениями в сфере общения (конфликтность, агрессивность, сквернословие, аутсайдерство);
  • с вредными пристрастиями (употребляющие алкоголь, табак, наркотики) и склонностями (к воровству, аморальным поступкам);
  • с антисоциальными проявлениями;
  • правонарушители.

Технологии работы с «детьми, имеющими проблемы», в современных образовательно-воспитательных учреждениях (д/сады, школы, УДО, спецучреждения) интегрируют огромный арсенал накопленных наукой и практикой средств и методов. Их общая характеристика может быть представлена обобщённой технологией (метатехнологией) развития, обучения и воспитания детей с проблемами.

Классификационная характеристика технологий воспитания и обучения детей с проблемами

По уровню применения: помощь детям в решении их проблем (программы социальной защиты, помощи безнадзорным, профилактики правонарушений и т.д.) развёртывается на государственном, региональном (метатехнология), отраслевом и микрорайонном уровне (структуры социальной защиты), учрежденческом (модульно-локальные технологии) и индивидуальном (микротехнологии) уровнях.

По философской основе: все технологии перевоспитания, поддержки и помощи являются гуманистическими, природосообразными, на уровне модульно-локальных и микротехнологий охватывают весь диапазон философских взглядов от материализма до идеализма.

По основному фактору развития: комплексные, с акцентом на социогенность.

По научной концепции освоения опыта:

комплексные.

По ориентации на сферы развития личности: ставка делается на СУИ,

особое место отводится СДП.

По характеру содержания и структуры:

воспитательные, проникающие, гибкие.

По виду социально-педагогической деятельности: поддержки, помощи, адаптации, реабилитации, коррекции.

По типу управления социально-воспитательным процессом: от традиционного авторитарного до самоуправления.

По организационным формам: дифференцированные + индивидуальные.

По подходу к ребёнку и воспитательной ориентации: личностно ориентированные.

По преобладающему методу и средствам:

гибкие.

По направлению модернизации и отношению к традиционной воспитательной системе:

на основе усиления социально-воспитательных функций.

По категории обучаемых: дети с проблемами.

Целевые ориентации

  1. Помочь ребёнку преодолеть социально-педагогические трудности, «перешагнуть» через возникший кризис.
  2. Коррекция отклонений, имеющихся в развитии и поведении.
  3. Создать положительную Я-концепцию, снять синдром неудачника.
  4. Подвести ребёнка к процессу самовоспитания и перевоспитания.
  5. Формировать адекватную самооценку.
  6. Развивать интеллектуальные способности.
  7. Укреплять положительные нравственные начала в личности ребёнка.
  8. Адаптироваться в коллективе сверстников, включиться в социальные и внутриколлективные отношения.
  9. Социальная реабилитация: восстановить отношения со средой.
  10. Привлечь ребёнка к социально-значимой и трудовой деятельности.
  11. Обеспечить право ребёнка на образование, обучать всех детей без отбора и отсева.
  12. Охранять и укреплять детей, имеющих проблемы, средствами организованных педагогических влияний физического и психического здоровья.
  13. Педагогизировать окружающую среду: создавать педагогическое пространство повышенного воспитательного внимания.
  14. Предупреждать трудновоспитуемость: ранняя диагностика и помощь.

Терминология

Дети с проблемами — дети, имеющие физический и/или психический недостаток (проблему), которые препятствуют им осваивать общепринятые нормы культурного развития. Другие названия: трудные, трудновоспитуемые, девиантпые, дезадаптированные, дети зоны риска.

Отклоняющееся, или девиантное, поведение — поведение, не соответствующее принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам.

Асоциальное поведение — это разновидность отклоняющегося поведения, связанного с нарушением норм человеческого общежития, социальных обязанностей, причиняющего ущерб окружающим.

Антисоциальное поведение — поведение, которое противоречит общественной идеологии, политике и общечеловеческим истинам.

Делинквентное поведение — поведение, проявления которого являются преступлениями, предусмотренными правовым законодательством.

Трудновоспитуемость, труднообучаемость — невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию.

Трудный ребёнок — ребёнок, обучение, воспитание и развитие которого представляет сложную педагогическую проблему.

Педагогически запущенные дети — дети с отклонениями в поведении, обусловленными педагогическими ошибками и просчётами, а также несвоевременным принятием мер.

Социально запущенные дети — дети с отклонениями в поведении, возникшими вследствие неблагоприятных условий социализации.

Дезадаптация ребёнка — рассогласование, несоответствие, неприятие ребёнком окружающей среды, условий жизнедеятельности.

Депривация — недостаточное удовлетворение каких-либо потребностей ребёнка.

Профилактика в технологиях работы с детьми, имеющими проблемы, связана с тем, чтобы установить, сгладить, снять причины, условия и факторы, вызывающие отклонения в развитии и социализации ребёнка.

Коррекция предполагает работу по компенсации выявленных отклонений и направлена на ребёнка и его микросоциальное окружение.

Реабилитация — комплексная, многоуровневая, этапная диагностическая и коррекционная система взаимосвязанных действий, направленных к тому, чтобы восстановить права, статус, здоровье, дееспособность человека, утвердиться в собственных глазах и перед лицом окружающих.

Общие подходы

  1. Учёт региональных особенностей, социо-культурной, этнической и экономической ситуации в регионе;
  2. партнёрство и преемственность всех заинтересованных государственных и общественных структур;
  3. комплексность и целостность профилактических и реабилитациопных мероприятий;
  4. индивидуальный и дифференцированный подход: проектирование и реализация персонифицированных программ развития детей и подростков;
  5. диагностический подход: глубокая психолого-недагогическая и медико-социальная диагностика детей, мониторинг развития; сочетание диагностических и корректирующих воздействий;
  6. учёт закономерностей развития, возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей, этапность, последовательность и преемственность;
  7. профилактический подход, раннее выявление, профилактика и коррекция детей с проблемами;
  8. оптимистическая гипотеза: ориентация на позитив в поведении и характере ребёнка;
  9. принцип гуманизма: гуманно-личностный подход, оказание ребёнку необходимой поддержки в адаптации к социальным условиям, защита его от педагогических ошибок, некомпетентности и агрессии взрослых, методы положительного стимулирования; гуманизация отношения общества к детям с проблемами;
  10. принцип адаптивности воспитания к уровням и особенностям развития и подготовленности детей: вариативность содержания и методов;
  11. принцип охраны и защита прав, интересов и здоровья ребёнка;
  12. использование позитивного влияния дееспособных коллективов и объединений, в которые входит ребёнок;
  13. педагогизация окружающей среды: интеграция и координация усилий всех субъектов воспитания — семьи, школы, учреждений дополнительного образования, административно-правовых структур и общественности;
  14. единство биологических, психосоциальных и педагогических методов, включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности ребёнка и подростка: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); действенно-практической (вовлечение в общественно полезную деятельность) и эмоциональной (отношения с окружающими);
  15. сочетание процессов воспитания и самовоспитания, перевоспитания и самоперевоспитания.

Технология работы с проблемными детьми в массовой школе

В массовой школе в категорию проблемных («трудных») попадают:

  • дети труднообучаемые и трудновоспитуемые;
  • дети зоны риска.

Они отличаются дисгармоничным развитием, пониженной обучаемостью и работоспособностью, имеют худшее, чем сверстники, качество адаптационных механизмов, склонны к патологическим реакциям на перегрузки.

Предупреждение и преодоление трудновоспитуемости — целостный процесс, он предполагает педагогическую диагностику, включение воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных отношений с обществом и коллективом, привлечение «трудного» к социально ценной деятельности с учётом имеющихся у него положительных качеств, сил и способностей и регуляцию отношений воспитателей и воспитуемых, использование всех положительных возможностей школы, семьи, общественности, создание единых педагогических позиций по отношению к таким детям, формирование объективной самооценки, обучение методике самостимуляции положительного поведения.

Ниже приводится один из возможных вариантов технологии работы с «трудными» в массовой школе.

Особенности целей

  • Коррекция социальной запущенности детей, компенсация недостатков дошкольного и школьного образования, семейного воспитания,
  • Развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной адаптации их в школьных условиях.
  • Формирование содержательной учебной мотивации ребёнка, направленной на учебный материал.
  • Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций ребёнка, устранение нарушений работоспособности и произвольной регуляции деятельности.
  • Обогащение кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего детям сознательно воспринимать учебный материал.
  • Развитие личностных компонентов познавательной деятельности, познавательной активности, самостоятельности.
  • Формирование до необходимого уровня и последующее целенаправленное развитие общеучебных умений.

Модель коррекции отклоняющегося поведения подростков должна охватывать все области жизнедеятельности ребёнка и включает три детерминированные подсистемы воздействия на личность:

  • целенаправленное и целесообразное с учётом специфики развития подростка воздействие на его сознание;
  • вовлечение подростка в позитивную деятельность, адекватную его интересам, способностям и психическому состоянию, необходимую для полноценной самореализации личности;
  • воздействие на эмоциональную сферу подростка (повышение уровня Я-концепции) путём перестройки отношения к нему со стороны всех субъектов коррекции.

Острая проблема «трудных» детей — свободное время, умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг. Досуговая деятельность привлекательна для учащихся своей нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Однако «трудный» подросток часто не умеет рационально использовать своё свободное время, у него не развиты умения и навыки досуговой деятельности. Педагог-реаниматор помогает ребёнку заполнить эту пустоту, приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, развить навыки самоорганизоваться, планировать своё время, формировать интересы, умения добиваться поставленной цели.

Третья составляющая подсистемы технологии предполагает воздействие на эмоциональную сферу ребёнка путём перестройки отношения к нему на основе личностного подхода.

За границы применения личностного подхода выносятся проявления немотивированной агрессии, чёрной зависти, намеренной лжи, эгоистическое поведение, связанное с причинением зла, противоправные поступки и другие значительные отклонения от нормального социального поведения. Агрессивное «Я» (Я вас ненавижу, Я всё могу, Я вам покажу) возникает чаще всего при столкновении ребёнка с внешним злом (несправедливостью, унижением, ложью). Он становится неуправляемым, его поступки немотивированы, он опасен для окружающих. Гуманные методы уже недейственны, нужны сильные тормозящие приёмы (предупреждение, приказ, наказание, метод «взрыва» А.С. Макаренко и др.).

Позиция агрессивного «Я» отличается от импульсивных проявлений, связанных с потребностью личности испытать свои физические и психические возможности, с потребностью самоутвердиться в новом состоянии (в этих случаях также применимы прощение, убеждение).

При чрезмерной похвале, опеке, излишнем подчёркивании успехов личности на фоне других детей положительная самооценка может также потерять свою меру, стать гипертрофированной, личность присваивает себе успехи, которыми она обязана учителю, коллективу. Такое состояние неадекватной самооценки называется эгоцентрической Я-концепцией (Я-эгоц.). Она характеризуется завышенным уровнем притязаний, желанием удовлетворить прежде всего свои личные потребности, причём за счёт других людей, стремлением «казаться», а не «быть», тенденцией к лени, отлыниванию от работы, себялюбию и т. д. В этих случаях правомерно применять тормозящие приёмы: разъяснять, убеждать, затем — предупреждать, принуждать.

Тормозящие приёмы применяются лишь после соответствующей серии приёмов личностного и щадящего подходов, после того как воспитатель убедится, что внутренние силы ученика не откликаются на его усилия. Очень важно, чтобы принуждение и наказание были адекватно восприняты подростком, в противном случае они вызовут ответную реакцию активного сопротивления и враждебности. И, конечно же, методы отрицательного стимулирования не должны задевать личного достоинства, унижать личность.

 

Литература

1. Байярд Р.Т., БайярдД. Ваш беспокойный ребёнок. М.,1991.

2. Башкагпов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей М.,1993.

3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.,1993.

4. Беличева С.А., Фокин В.М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения как комплекс ох-ранно-зашитных мер. М., 1993.

5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2000.

6. Боссарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания. М., 1991.

7. Волкова Е. Трудные дети и трудные родители. М.,1992.

8. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. М.: ВЛАДОС, 2001.

9. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

10. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В.А. Никитина. М.,1996.

11. Декларация прав ребёнка // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990.

12. Конвенция о правах ребёнка // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.,1990.

13. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. М., 1986.

14. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Новые дети. М.: Народное образование, 2000.

15. ОвчароваР.В. Справочная книга социального педагога. М.: Сфера, 2001.

16. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства.

 

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *