Филантропия и благотворительность на различных этапах развития общества
Самая ранняя форма поддержки нуждающегося — это, вероятно, материнская забота о ребенке. Взаимная помощь, оказываемая взрослыми людьми друг другу, является другим примером помощи нуждающимся в прежние времена (члены семьи, члены одного племени).
Только когда получили распространение официальные институты, могло появиться такое понятие, как “помощь постороннему (чужому)”. Одна из самых ранних известных форм помощи посторонним обеспечивалась религиозными группами.
Зарождение первых представлений о помощи и взаимопомощи происходит на стадии родового общества, когда в родовой общине складываются механизмы реципрокации и редистрибуции. Первые из них связаны с дарообменом, помощью в бытовой и хозяйственной сферах. Вторые — с распределением излишков продуктов. Уже на этой стадии происходит оформление субъектов помощи, идеологии, а также принципов, регулирующих связи дарообмена и поддержки между субъектами родового пространства.
Однако впервые обозначение и выделение данного явления из многих сфер человеческого бытия происходит в Древней Греции. Это было связано с тем, что человечество, накопив определенный духовный опыт, среди прочих сфер своего существования начинает выделять особую сферу, где проявляются его дружеские чувства, аффекты, моральные связи и отношения. Так зарождается понятие “филантропия”. В переводе с греческого оно обозначает любовь к людям, и первоначально, в V веке до н.э., семантическое значение этого слова было связано с представлениями о божественной благосклонности, но уже в IV веке до н.э. с этим понятием связан иной смысл: любое благожелательное отношение одного индивида к другому.
В гомеровском эпосе philos связан с институтом семьи и гостеприимства, где слово имеет прежде всего социально направленный характер. Платон и Аристотель рассматривали благотворительность в контексте общественной пользы, полагая, что эта деятельность — прерогатива государства, а не отдельного частного служения. В “Определениях” Платон считает, что в обществе должно быть “добровольное благодеяние”.
Дальнейшее развитие теории и практики благотворительности происходит под непосредственным руководством римско-католической церкви, вплоть до Реформации в Западной Европе.
К XVII веку церковь утратила свои позиции единственного благотворителя, западноевропейский мир вернулся к идеям Платона и Аристотеля. Гражданское общество берет на себя обязанности по оказанию помощи всем нуждающимся, идеология христианского милосердия была заменена идеями социальной инженерии, хотя церковно-христианская благотворительность как институт поддержки еще продолжает свою деятельность.
Такой переход от церковной благотворительности к государственной был вызван многими причинами, важнейшими среди них были:
банкротство средневековой системы бесконтрольной раздачи милостыни, приведшей к образованию профессионального нищенства;
усложнение социальной организации общества;
переход от натурального хозяйства к денежному.
Все эти важнейшие причины вызвали потребность научно организованной помощи со стороны государства, и начиная с XIX века осуществляются поиски и подходы к решению важнейших социальных проблем.
В законодательстве разных стран появляется указание на то, что общество ответственно не только за нуждающихся в призрении (особенно вдов, старцев, больных и физически неполноценных людей), но также за трудоспособных безработных.
В Англии в этот период вводится пособие по бедности, а в 1834 году появилось специальное законодательство («Poor Laws») со строгим регулированием оказания помощи бедным.
На протяжении XVI в. в результате индустриальной революции крепостные были изгнаны с земель, и новая популяция бедняков отправилась искать в городах работу. В 1601 году в Англии был принят знаменитый Закон о бедных, перенесенный первыми колонистами в Америку. Его принципы и понятия до сих пор оказывают влияние на обеспечение бедных в США, на современное законодательство.
Принятый в 1662 году Акт об оседлости усилил контроль над бедняками, поскольку он требовал, чтобы каждый человек был зарегистрирован как местный житель в определенном округе. Те кто не мог доказать законность своего проживания в том или ином округе, объявлялись бродягами и могли быть высланы из округа с потерей права на финансовую поддержку, предоставляемую округом.
В Швеции в середине XVIII века в формах призрения бедных стали различаться два направления: призрение больных и помощь бедным. С 1862 года церковный закон вменил в обязанность каждому церковному приходу в Швеции учредить больницы и дома для бедных.
Но в оказании помощи не было системы, помощь оказывалась лишь в отдельных случаях, также могло быть принято решение о возврате помощи. В 1847 году в Швеции принимается новое постановление о формах и способах призрения бедных. Муниципальные реформы 1862 года освободили службу призрения бедных от церкви, и с этого времени оно становится муниципальным объектом.
Постановление 1871 года о призрении бедных ограничивало помощь бедным, основанием для оказания помощи стало служить отсутствие собственных средств, а также невозможность содержания другими лицами. В этот период четко проводилась граница между возможностью бедных зарабатывать на жизнь и желанием делать это. Только тот, кто документально подтверждал желание зарабатывать на жизнь, пользовался поддержкой общества.
В конце XIX века во многих странах Европы, в том числе и в Швеции, возникают:
— специальные государственные формы помощи осужденным и освободившимся из мест заключения;
— специальные системы ухода за больными;
— специальная помощь слепым и глухим;
— обязательное государственно-муниципальное обучение населения;
— частное и муниципальное посредничество по обеспечению работой;
— профсоюзная касса помощи для больных, безработных и т.д.
Параллельно с государственной системой призрения бедных формировалась система благотворительных учреждений, направленных на оказание, в первую очередь, индивидуальной помощи клиентам. Так, в 1866 году в Стокгольме создается организация «открытой благотворительности» — «Общественный Союз покровительства». В 1869 году в Лондоне основывается Благотворительное общество («The Charity Organization Society») для координации оказываемой помощи (составляется центральный каталог ходатайствующих о помощи; обращающихся за помощью связывали с организациями, которые могли им ее оказать). Подобные организации создаются и в других странах мира.
Таким образом, к концу XIX века во многих странах существовали общественные организации для помощи бедным, различные формы благотворительности частных лиц и организаций, а также благотворительная деятельность церкви.