Социальная защита детства
Детство как особая форма жизни
Положение ребенка в обществе — проблема, которая в центре внимания многих специалистов (врачей, педагогов, психологов и т.д.). Сегодня появилось еще одно заинтересованное лицо — социальный работник. Его функция — обеспечить условия социальной защиты ребенка. Детство — это не просто возрастной этап развития человека, можно сказать, что это особая форма жизни, в рамках которой осуществляется процесс взросления, социализации, подготовка граждан данного общества к зрелости. Взрослый является производителем материальных благ, ребенок их только потребляет, взрослый — это самостоятельный, дееспособный субъект, который в состоянии позаботиться о себе, ребенку необходима его забота и поддержка.
Культивируя детство (от слова «культура» — «взращивание»), взрослые проектируют будущее. Поэтому общество в лице взрослых берет на себя обязательства по обеспечению условий жизнедеятельности ребенка, осуществляя такую заботу либо непосредственно через институты образования и воспитания, различные льготы и пособия, либо опосредованно — через семью, которая также является социальным институтом. В настоящее время забота о ребенке — это не только право, но и обязанность родителей (дело государственной важности), хотя так было не всегда (например, в родовой общине забота о ребенке носила тотальный характер).
Изменился и возрастной статус детства. В эпохе детства обычно выделяют три периода:
- раннее детство, включая младенчество (от рождения до года) и собственно ранний возраст (от 1 до 3);
- период дошкольного возраста (от 3 до 6-7);
- период младшего школьного возраста (от 6-7 до 10-12 лет).
В более широком смысле, ребенком считается человек до достижения им совершеннолетия.
Обоснование концепции социальной защиты детства
Представления о помощи детям имеют длительную историю, связанную, с одной стороны, с формированием идеи детства и воспитания детей, а с другой стороны, с развитием представлений о типе ребенка, который нуждается в социальной помощи.
Средневековое детство было очень коротким — до 5-7 лет. В этот период само выживание ребенка зависело от того, насколько хорошо мать о нем будет заботиться (кормить и удовлетворять другие, жизненноважные потребности). Позже ребенок переходил из семьи в свою общественную группу (ученик, слуга, работник) и эмоциональные связи с семьей практически прекращались. При таких условиях ребенок, который нуждается в социальной помощи — это ребенок, который в раннем возрасте был лишен защиты, физической и эмоциональной заботы, необходимой для выживания. Это мог быть ребенок, отвергнутый группой — из-за своего поведения, болезни. Именно для таких детей создаются первые учреждения социальной охраны в средневековых монастырях. Дифференциация по возрасту отсутствовала.
С 16 или 17 вплоть до 19 столетия в Европе происходит резкое изменение семьи, семья становится более узкой (патриархальной), родители начинают проявлять больше нежности и ласки в уходе за ребенком, средством морального воспитания, для которого необходима строгая дисциплина, становится школа. Типом социально незащищенного ребенка становится таким образом (помимо ребенка физически покинутого) ребенок без дисциплины и моральных навыков. На этом этапе вводятся возрастные ограничения в сиротских домах, развиваются школы с дифференциацией по возрасту.
В 19 столетии модель воспитания ребенка в семье основывается как на понимании важности любви и заботы в семье (что ребенок, как правило, получает от матери), так и строгой моральной дисциплины (авторитет отца). Тип незащищенного ребенка — ребенок-сирота, ребенок-пасынок, внебрачный ребенок. Расширяется сеть социальных учреждений, появляются учреждения для одиноких матерей, расширяется опекунская забота, деятельность женских обществ с благотворительной направленностью.
С началом 20 века семья в нашей стране становится более либеральной и демократической (во многом благодаря движению за равноправие и образование для женщин), требуется уважение к ребенку как к личности и «понимание его души». Незащищенный ребенок — в семьях, которые не выполняют ни своей общественной, ни воспитательной функции. Популярны технологии общественного просвещения (родителей, учителей), начинается борьба с бедностью, высокой смертностью детей, возникает отрасль социальной медицины.
До 50-х годов внимание к строгой дисциплине в воспитании ребенка сохраняется. Но это не «слепое» авторитарное подчинение, а соблюдение порядка, режима, целесообразная (разумная) программа воспитания ребенка. Если ребенок не получает этого в семье, заботу о нем берут на себя специализированные детские учреждения (детсады, школы-интернаты, перевоспитательные учреждения).
Если говорить о современных тенденциях воспитания, то в первую очередь пришло понимание негативных последствий «казенного», «рационализированного», массового воспитания детей, социальная практика направлена на укрепление позиций семьи и индивидуальной работы с ребенком.
Социально незащищенный ребенок в этих моделях — это ребенок, испытывающий «лишение», нужду, дефицит в удовлетворении важнейших потребностей. «Недостаточность», «неустроенность» — это и есть смысл понятия «депривация». Можно говорить о психической депривации и о социальной.
Социальная депривация — это лишение, ограничение либо недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания и полноценного развития ребенка.
Социальная защита детства требует также серьезной материально-экономической базы. В России она развивалась неравномерно. Были периоды, когда и в дореволюционной, и в доперестроечной России детских учреждений насчитывалось достаточно, чтобы удовлетворить потребности в соответствующих социально-воспитательных мероприятиях, а забота о здоровье матери и ребенка обеспечивала страна лучшие показатели в мире. Точно также система образования в России в 70-80-х годах прошлого века решала задачи подготовки к жизни, к труду, к продолжению образования на уровне более высоком, чем в большинстве развитых стран мира.
Современная материально-экономическая база социальной защиты детства значительно ослаблено. Прежде всего, надо отметить, что благополучие многих семей пошатнулось. Родительские узы ослабли. Затраты на воспитание детей в общем семейном бюджете возросли, но они идут в основном на питание, одежду, обувь, школьно-письменные принадлежности, а на книги, театр, экскурсии и др. воспитательные мероприятия средств не остается. Снизилось качество питания детей.
Уменьшилось число детских учреждений — к 1995г. их осталось 72,8 тыс., при этом их число в год сокращается более чем на 4% в год.
Вместе с тем уменьшается число вводимых школ, детских садов и яслей, больниц, поликлиник и родильных домов.
Год от года выпускается все меньше и меньше детских и юношеских художественных филиалов, сокращаются тиражи детских изданий. Все это не способствует укреплению социальной защищенности детей.
В современном мире под социальной защитой ребенка понимается реализация гарантий его основных прав, что зафиксировано в Конвенции ООН о правах ребенка, ратифицированной нами в июне 1991 г.
Конвенция ООН о правах ребенка
Генеральная ассамблея ООН 20 ноября 1989 г. провозгласила принятие Конвенции о правах ребенка. Ее называют «Великой хартией вольностей для детей», мировой конституцией прав ребенка. Главная цель Конвенции состоит в максимальной защите прав ребенка; ее положение, по сути, сводится к 4-м основным требованиям, которые должны обеспечивать права ребенка. Это: выживание, развитие, защита и обеспечение, активное участие в жизни общества. Все эти направления имеют конкретное содержание.
Право ребенка на жизнь. Сюда включаются рождение, выживание ребенка, в том числе и в случае болезни. Ребенок имеет право на доступное медицинское обслуживание, которое устанавливается специальным стандартом жизни, также у ребенка реализуется право на имя и гражданство.
Право на развитие. Оно включает сферы образования, отдыха, досуга и участия в культурной жизни.
Право на защиту. Это право на всевозможные ситуации, при которых ребенок в силу своей уязвимости и зависимости от мира взрослых нуждается во внимании. Конвенция предусматривает заботу о детях-инвалидах, беженцах, детях, разлученных с родителями, детях, нарушивших закон, устанавливает специальные правовые нормы по защите детей в условиях вооруженных конфликтов, а также от употребления и приобретения наркотиков.
Право на активное участие в жизни общества. Оно осуществляется мерами по обеспечению свободы слова, совести, религии, свободного выражения своего мнения. Конвенция закрепляет соответствующие обязанности родителей.
В настоящее время более 127 стран мира присоединились к этому документу. Доклад России о выполнении Конвенции о правах ребенка рассматривался в январе 1993 г. на третьей регулярной сессии Комитета по правам ребенка. По результатам рассмотрения Комитет принял документ «Заключительные замечания Комитета по правам ребенка» для Российской Федерации.
Общие меры по осуществлению Конвенции.
С целью проведения государственной политики в отношении детей Российской Федерации принимаются законодательные, административные и другие меры.
Разработана и принята концепция государственной политики, концепция государственной социальной помощи семье и детям, принята президентская программа «Дети России», указы Президента по социальной помощи семье и детям.
В структуре государственных органов власти для осуществления политики детей были созданы комитеты, управления, департаменты по работе с семьей и детьми.
В каждом регионе имеются отделы по работе с детьми, региональные программы по защите прав ребенка. Для детей, вынужденных покинуть домашний очаг, создаются специальные социальные учреждения.
Определение ребенка в законах и правах.
Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста (по законам многих стран совершеннолетие может наступить раньше или позже). По нашему законодательству 18 лет — возраст совершеннолетия.
Обязательным является основное общее образование. Минимальный возраст для занятости детей — 16 лет, по согласованию с профсоюзами, студенческим советом возраст может быть снижен до 15 лет. Если родители дают письменное согласие, то ребенка могут принять на работу в 14 лет. Минимальный возраст уголовной ответственности — 14 лет. Если ребенок совершает тяжкое преступление, то тоже только с 14 лет.
Вступление в брак разрешено с 18 лет, но в отдельных случаях по решению органов местного самоуправления он может быть снижен на 2-3 года.
Воинская обязанность наступает в 18 лет.
Закон о гражданстве РФ вступает в силу в 1992 г. В 1993 г. к нему были сделаны поправки. Гражданство детей регламентировано этим законом. Ребенок может изменить гражданство с учетом сложившихся обстоятельств (до 5 лет — родители, после 5 — сам). В законе о гражданстве ребенку дается фамилия (до 5 лет дают родители, после 5 — сам).
В законе РФ от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий» достаточно широко изложено право на свободу выбора религиозных и атеистических убеждений, если они соблюдены в рамках закона. В законе РФ «Об образовании» зафиксировано право религиозных объединений создавать образовательные учреждения, а также право родителей несовершеннолетних детей выбирать формы обучения и типы образовательных учреждений.
Началось стирание границ между государством и церковью в духе взаимопонимания. В настоящее время в РФ открыто более 1200 церковных школ, где обучаются дети от 6 до 18 лет. Представители различных религиозных конфессий открыли более 50 детских садов.
Удручающей чертой нашего общества является тот факт, что дети пока еще остаются жертвами произвола взрослых. В РФ наблюдается рост различных проявлений жестокого обращения с детьми. Негативные приемы воспитания, унижение человеческого достоинства, в том числе физическое и психическое насилие, прослеживаются в семье, дошкольных учреждениях, детских домах, ПТУ, интернатах, специальных учебно-воспитательных учреждениях. В этих учреждениях имеют место случаи, когда дети получают увечья, становятся жертвами различного рода преступных посягательств. Спасаясь от жестокого обращения, около 50 тыс.детей ежегодно уходят из семьи, до 20 тыс. — из детских домов и школ-интернатов. УК РФ предусматривает ответственность и наказание за наиболее отягощенные формы проявления жестокого отношения к детям. Ответственность родителей за воспитание детей закреплена в Конституции РФ, в Семейном кодексе, в законе «Об образовании», административном и уголовном законодательстве, положении комиссии по делам несовершеннолетних.
Впервые в Конвенции определено, что дети могут обраться в органы опеки и попечительства за защитой при злоупотреблении родителями своими правами. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители несут одинаковую ответственность за воспитание, даже если брак расторгнут.
Вопросами лишения родительских прав занимается суд. Родителям разрешается видеться с детьми, если они на них не оказывают вредного влияния. По российскому законодательству ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, передается под опеку или попечительство, на усыновление или определяется в интернатное заведение. Ежегодно увеличивается количество таких детей. Во многих случаях наилучшей формой замены ухода за ребенком без родителей является усыновление. Усыновление решается органами местного самоуправления. Если ребенок достиг 10 лет, то на усыновление требуется его согласие. В настоящее время создаются специальные центры по усыновлению и агентства, увеличивается количество усыновлений за границу. Появилось понятие «неполноценные дети» — это дети-инвалиды, страдающие психическим или физическим недугом. Для таких детей создаются специальные коррекционные классы, которые могут находиться при школах, детских садах, лечебно-профилактических учреждениях. Направление туда детей осуществляется только с согласия родителей по заключению психолого-педагогических комиссий. В президентской программе «Дети России» есть подпрограмма «Дети-инвалиды», которая предусматривает и гарантирует права детей-инвалидов на достойное и полноценное участие в обществе. Разработаны модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии. Для умственно отсталых детей созданы специальные детдома. В них дети находятся на полном государственном обеспечении; они проходят медицинскую реабилитацию и по достижении 18 лет их направляют в дома-интернаты для людей с психическими расстройствами.
Особое место занимают дети-беженцы. В президентской программе есть подпрограмма «Дети беженцев и вынужденных переселенцев». За пределами РФ проживает более 25 млн.русских, среди них одна треть — несовершеннолетние. В настоящее время в связи с вооруженными конфликтами в России более 500 тыс.беженцев, из них более 60 тыс.детей. Ежегодно субъекты РФ представляют Правительству доклады о положении детей в РФ. Социально-экономическое положение в стране влияет на положение детей — эта проблема также затрагивается в докладе.