Основные термины из области материальной культуры
В этнографии хозяйственная деятельность народа — этноса является началом начал, так как от ее характера зависит формирование всех сторон культуры и социальной жизни. Этнографы различают основные занятия, дающие средства существования данной этнической общности, и подсобные занятия — трудовую деятельность отдельных групп этноса, постоянно или многих, в свободное от основных занятий время (различные промыслы, изготовление одежды, утвари, орудий труда и т. п.). Исторически основными занятиями на самых ранних этапах развития являются собирательство, охота, рыболовство, на последующем этапе — земледелие, скотоводство, а также в порядке исключения из общего правила для отдельных этносов в Индии, Китае, на Кавказе, в Америке, Африке и других районах земли — ремесло. В современном обществе промышленное производство также является основным занятием.
Самые ранние формы основных занятий — собирательство, охота и рыболовство как подсобные сохраняются у многих этносов и до настоящего времени. Земледелие подразделяется по способам обработки почвы на подсечно-огневое (вырубка деревьев и кустарников на участке и сжигание их для удобрения почвы золой), переложное (другое название первого типа, связанное с необходимостью через определенное время забросить участок и перейти на новый), ручное (обработка ведется примитивными орудиями — палкой-копалкой, колом, кетменем и т. д.), мотыжное (вариант ручного, обработка земли про-. изводится с помощью широко распространенного орудия труда — мотыги), пашенное, или плужное. Различаются еще и такие виды земледелия, как орошаемое, поливное, заливное (распространено в рисоводческих странах, где рассаду риса высаживают на поле, залитое водой) и богарное (условное название для разведения сельскохозяйственных культур на сухих землях).
В скотоводстве особо выделяются коневодство, верблюдоводство и оленеводство, занятия, которые дают средства существования многим этносам. Среди ремесел кузнечество как деятельность, связанная с огнем, считавшимся священной жизненной силой, имело особое социальное значение. У некоторых африканских и других народов кузнецы фактически существовали вне коллектива, хотя коллектив пользовался их услугами.
Промысел — занятие населения в свободное от основных работ время. Следует иметь в виду, что пушной промысел, широко распространенный и циркумполярной области мира, стал основным занятием народов Севера лишь с проникновением товарно-денежных отношений, до этого их основным занятием была охота на крупных мясных животных или оленеводство.
Расселение этноса или его подразделений на ограниченном пространстве в специальных постройках, сооружениях называется поселением. Поселения могут быть постоянными и временными, сельскими и городскими. Жилище — специальная постройка или сооружение для обитания и защиты от стихийных явлений. В этнографии различаются сезонные жилища по времени года (зимние и летние, иначе зимники, летники); временные (промысловые) — шалаши, навесы, укрытия; передвижные — у кочевых народов кибитки и переносные — также у народов, чей образ жизни связан с частой переменой места обитания — юрта, чум, вигвам, шатер, палатка и т. п.; постоянные жилища, сооружаемые в долговременных поселениях (дом, изба, сакля и т. п.). По расположению относительно земной поверхности жилища подразделяются на наземные (шалаш, дом, чум, яранга, юрта и т. д.), подземные (нора, яма, землянка, полуземлянка), свайные (основания жилища на сваях), воздушные (сооружения на деревьях). Жилища при описаниях различаются по конструктивным особенностям, по материалу, идущему на постройку, и т. д. (например — каркасно-столбовое, глинобитное и т. п.).
Пища —основа питания данного этноса. Состав пищи — мясная, рыбная, молочная, растительная — имеет хозяйственно-культурную специфику, а порядок приема пищи (определенное время в течение дня для приема пищи, очередность блюд) отражает установившиеся в данной этнической группе наиболее рациональные правила. Этнографы выделяют пищу ритуальную (связана с отправлением религиозных культов) и традиционную (употребляется во время важнейших событий жизненного цикла, например на свадьбе, во время инициации и т. п.), которую иногда называют праздничной пищей. Запрет употреблять в пищу по религиозным или подобным мотивам определенные продукты, соблюдаемый в пределах этнической группы постоянно или временно, входит в понятие пищевые запреты.
Процесс питания в большинстве случаев связан, с применением утвари — специальной посуды (глиняной, кожаной, деревянной, металлической, стеклянной), предназначенной для приготовления и приема пищи. Особое значение имеет погребальная утварь, которая кладется в могилу или на могил(у и должна, по представлениям совершающих такой обряд, служить умершему в загробной жизни.
При описании материальной культуры, особенно когда ставится задача изучения этногенетических проблем, существенное внимание уделяется одежде, так как в ее традиционном составе, материале, оформлении, покрое находит отражение этническая специфика. Одежда — специальное средство защиты человеческого тела. Одежда бывает повседневная, праздничная, обрядовая. К последней относится одеяние священнослужителей, специальные платья, надеваемые при исполнении различных обрядовых действ.
По общему виду одежда делится на глухую (без разрезов спереди, одевается через голову, характерна для северных районов) и распашную, наиболее широко распространенную. По расположению на человеческом теле различают одежду нательную (одета на голое тело), верхнюю (одета поверх нательной), плечевую (укрепляется на плечах—халаты, куртки и т. д.), поясную (укрепляется на поясе—штаны, юбки), набедренную (укрепляется на бедрах; характерна как единственная форма одежды в тропических странах, например, набедренная повязка, пояса стыдливости, передники).
Покрой одежды зависит от материала, а при изготовлении из ткани — от ширины ее. Выделяется одежда трех типов покроя—цельнокроенная (из одной шкуры или целого куска материи), туникообразная (узкое полотно перекинуто через плечо и рукава вшиты у плеча) и кимонообразная (широкое полотно, дающее возможность кроить плечо вместе с рукавом или частью рукава). Несомненную этническую специфику может нести и запах одежды — расположение полок относительно друг друга в распашном типе. Полы могут сходиться посредине, такую одежду называют либо прямозастежной, либо — с прямым разрезом; левая пола может находить на правую — левополая на левую — правополая одежда, или одежда с правым запахом. Любопытно, например, что в каменных тюркских изваяниях подчеркнута такая специфика расположения полок, отличающая тюрок от монголов или китайцев.
Учитывая, что одежда есть средство защиты тела, а, по представлениям людей доклассовой эпохи, тело должно быть защищено от злых духов и могло быть защищено символами рода (родовыми знаками, иными отличительными признаками, как, например, родовое различие мяо передавалось в одежде через специфический цвет ткани для людей одного рода), этнография в общей теме “одежда” рассматривает различные украшения на голом теле и типы причесок. К украшениям относятся татуировки, нашейные украшения (гривны, кольца, ожерелья), ручные и ножные браслеты, кольца, повязки.
Этнографы в разделе материальной культуры изучают также традиционные виды транспорта и связи. Под транспортом понимаются средства передвижения людей и грузов, в которые входят различного вида колесные конструкции, традиционные приспособления типа волокуш, вьюков, коромысел, носилок, паланкинов, корзин и т. д. Под связью — традиционные системы передачи сигналов и сообщений как для экстраординарного (появление врага, угрозы стихийного бедствия, эпидемии), так и обыденного (счет поколениям, удостоверение общественных полномочий, начала фискальных помет) случаев.
К традиционным видам связи относятся сигнальные костры, узелковое письмо, зарубки и засечки на деревьях или специальных предметах; язык жестов, пиктография и т. п.