Сущность и технология проектирования в социальной работе

Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что именно понимается под понятием «социальная технология». В наиболее общей формулировке под технологией понимают совокупность, систему средств организации и упорядочивания целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой и даже логикой процесса преобразования и трансформации того или иного объекта. Предполагается, что создание или использование технологий дает определенную гарантию оптимизации, рационализации, предсказуемости и моделируемости процесса деятельности, гарантию получения заданных свойств и качеств, ради которых сама технология и применяется в данном случае.

В научной литературе в настоящее время традиционным стало утверждение, связанное с тем, что социально-технологический подход является альтернативой административно-командному. Такой подход предполагает учет внешнего и внутреннего многообразия связей социальных явлений, многовариантности и многофакторности. В таком виде социально-технологический подход избавляет от издержек политико-идеологического конструирования социальной реальности, штампов и идеологических клише при формулировании социально значимых целей и выбора средств их осуществления. Можно говорить о том, что социальные технологии являются реальной альтернативой всякой иной форме общественных изменений: социальной эволюции и социальной революции, социальным реформам и социальным трансформациям, ибо все указанные процессы вольно или невольно подчиняются воздействию того или иного идеологического фетиша. В отличие от этого социальные технологии — форма социального саморазвития.

В основе социальной технологии — проверенное, достоверное социологическое знание. В этом виде оно должно представлять собою конечный и относительно завершенный продукт социологического исследования. Эта конечность и относительная завершенность выражается в том, что объект социологического исследования на данном этапе может быть описан с достаточной полнотой, определяемой исследованиями, конечным числом понятий и терминов.

Предполагается, что социальные технологии всегда детерминированы общественными проблемами и направлены на их решение. Социальные технологии в широком смысле — это особый вид социальной теории, которая после осмысления вопросов о качественной и количественной определенности изучаемого общественного явления ставит и обосновывает вопрос о том, как, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности.

Социальные технологии и возможные социальные миры. В основе социальных технологий лежит систематика специфических методов, но в центре тяжести — фундаментальная социально-философская методология. И главное понятие восходит к Иммануилу Канту. Именно он в своей «Критике чистого разума» ввел то понятие, которое еще не оценено должным образом социальными науками: понятие множества возможных миров. Это понятие вошло только лишь в логические концепции семантики возможных миров, но эвристические возможности его настолько глубоки, что не исчерпываются только таким применением.

По Канту, возможный мир — это мир, который может быть или мог бы быть. По отношению к миру, существующему, актуальному, он такая же реальность, но реальность нереализованная. Однако кто может доказать, что реальность не будет реализована, если сложатся соответствующие условия. Социальное существует как многовекторное отношение. Наряду с тем, что актуализируется один вектор, другие являются потенциальными возможностями. Задача социальных технологий — составить социальные модели всех альтернативных версий, выбрать точки-идентификаторы, по которым можно отслеживать, по какому пути движется указанный процесс, дать характеристики диагностики этого процесса, выработать средства оценки получаемых результатов, осмыслить этапность точек сочленения, расхождения, ветвления. Показать, наконец, какими операциональными способами возможна специфическая социальная «акупунктура». Для анализа динамики социальных процессов должен быть выработан специальный концептуальный аппарат — аппарат реконструкции операционального вмешательства, социального предпочтения, социального выбора, социального решения, социального моделирования, социального проектирования, социального сценария.

Понятие «социальные технологии» имеет по крайней мере два значения. Во-первых, социальные технологии — это прежде всего процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата. Исходя из такого видения, социальные технологии можно охарактеризовать как определенную социальную прагматику, выстраивающую в один ряд цель, средство и результат. Правда, координация и субординация цели, средств и результатов не так уж проста и предполагает вариативность, учет множества факторов, моделирование и проектирование, систему критериев и оценок, социальные версии и сценарии, идентификаторы, методы диагностики.

С другой стороны, социальные технологии — это специфическая теория, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая и обосновывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. При этом не имеет значения, что понимается под социальным объектом. Это может быть социальное отношение, социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, социальная организация. Характер воздействия, его технологичность определяются той системой операций целенаправленного воздействия, которая основывается на социальном и социологическом знании объекта. Второй уровень технологического воздействия предопределяется тем, что данный социальный объект находится в неразрывной связи с другими социальными объектами, более того, он является частью социальной системы, органически интегрирован в социальное целое. И любое изменение этого социального объекта с неизбежностью влечет за собой цепочку изменений других объектов.

Понятие технологизации процесса. При анализе социальных процессов выявляются его носители, субъекты, а в связи с этим его субъективные и объективные предпосылки. Установлению подлежат и организационные формы социальных процессов. Любая социальная технология, имеющая своей целью проектирование и внедрение, ориентирована на технологизацию соответствующего процесса. При этом смысл технологизации заключается, как правило, в следующем: 1) формирование процесса; 2) придание ему целевой направленности; 3) оптимизация социального процесса; 4) обеспечение устойчивости социального процесса; 5) создание механизма саморегуляции; 6) обеспечение благоприятных сопутствующих условий.

Итак, социальная технология — это прежде всего разработка методов и методик результативного и рационального целенаправленного социального воздействия. Однако это воздействие не сводится к совокупности, механическому набору операций. В технологической последовательности эти операции скоординированы и субординированы, упорядочены и регламентированы. Системе методов воздействия должны быть присущи внутренняя согласованность, упорядоченность и последовательность.

Отличием социальных технологий от методик воздействия является то, что они вариативны, т. е. предполагают высокую степень динамичности, обобщенности, адекватности социальных технологий меняющимся условиям, новым, в том числе нестандартным, ситуациям. Социальные технологии строятся на основе принципа саморегуляции, самонастраивания и самокоррекции. Использование социальных технологий предполагает своеобразную интерпретацию принципа дополнительности, полагая под этим то, что разные социальные технологии не исключают друг друга, а наоборот, дополняют.

Междисциплинарность при разработке социальных технологий. Социальные технологии как средство социального преобразования и социального познания формируются на основе междисциплинарных методов. В этом нет особой специфики социальной технологии. Как показывает история науки и практики, междисциллинарность — довольно распространенный принцип, интегрирующий в единую систему усилия многих для решения комплексных проблем. Именно такой способ решения проблемы обеспечивает полноту ее решения, всесторонность и целостное видение объекта исследования. Преимущества и достоинства междисциплинарной социальной технологии состоят в следующем. Прежде всего, они дают целостное представление о предмете исследования и соответственно формируют целостное представление о способах целенаправленного воздействия на него.

Это позволяет не только выявить всесторонние характеристики, глубинные свойства, но и учесть многосторонний характер социальной динамики, которая является следствием целенаправленного воздействия на социальный объект. Необходимость учета всех возможных последствий изменений объекта после целенаправленного воздействия на него является одной из задач социальных технологий. Междисциплинарность позволяет надеяться на более обоснованную эффективность как следствие целенаправленного изменения. Наконец, на основе междисциплинарного подхода возможно осуществление количественного, статистического анализа с применением специальных, в том числе математических, средств.

При базировании социальных технологий на основе междисциплинарной методологии следует учитывать, что есть несколько уровней междисциплинарности.

  1. Это прежде всего системный подход с позиции общей теории систем.
  2. Второй уровень — это уровень организационный, использующий общие принципы теории и практики организации.
  3. Третий уровень — комплексный подход.
  4. Четвертый уровень — это логико-математический подход.

Значительную роль в формировании общеметодологического фундамента социальных технологий играют философия, социология, правоведение, математика и другие дисциплины. К числу таких общенаучных понятий следует отнести понятие системы, структуры, организации, доказательства, обоснования, эффективности, социального факта, средства, функции и некоторые другие.

Социальный объект является динамичным процессом и характеризуется прежде всего тем, что его реализация является продуктом деятельности социального субъекта. Это делает необходимым при разработке методологии социальных технологий использовать методы, принципиально совместимые с этим обстоятельством.

Инструментальная часть социального проектирования. В научной литературе, посвященной методическим проблемам социального проектирования, особое внимание уделяется инструментальной, содержательной части проектирования, которая представляет собой развертывающуюся навстречу целевому блоку предполагаемую систему действий, и состоит в выявлении необходимых, для решения задач, ресурсов (средств), определении методов достижения целей (которые конкретизируются в виде мероприятий и содержания деятельности), а также форм организации усилий субъектов, задействованных в процессе реализации проекта.

Практические мероприятия. Служат основным инструментом реализации целевой установки проекта. Они фиксируют начало и этапы реализации проекта, определяют направления, виды, формы и содержание деятельности, привлекают дополнительные ресурсы, необходимые для реализации целей и задач каждого этапа.

Практические мероприятия могут быть направлены непосредственно на решение проблемы, а могут обеспечивать дополнительные средства осуществления проекта. Например, в содержании проекта предусматриваются виды деятельности, напрямую не связанные с целями и задачами проекта, но необходимые для его финансового обеспечения (аукционы, платные услуги и т. д.), формирования благоприятного общественного мнения населения и средств массовой информации по отношению к проекту (презентации, пресс-конференции и др.). Для корректировки содержания проекта по ходу его реализации, активизации участия населения могут планироваться опросы общественного мнения.

В рамках конкретного проекта содержание мероприятий определяется и конкретизируется совместно со специалистами (например, работниками учреждений культуры, образования, на базе которых он реализуется), профессионально владеющими теми видами социально-культурной деятельности, которые в рамках проекта используются в качестве средства достижения целей и решения задач.

Проектная документация. Управление процессом проектирования осуществляется не только средствами организационных ресурсов, но и с помощью технологизации процесса разработки социальных проектов. В этих целях используется различная проектная документация. Одним из основных элементов последней можно полагать социальный паспорт.

Составление социального паспорта осуществляется на основе результатов реализации процесса паспортизации объекта.

Паспортизация объекта — это получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития.

Социальный паспорт — это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные параметры системы, влияющие на функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов.

Обычно выделяют такие этапы создания паспорта социальной структуры:

  1. Определение характеристик и параметров, влияющих на нормальное функционирование и развитие системы, их классификация и дифференциация.
  2. Разработка форм паспорта (внесение показателей, которые будут изменяться под воздействием управляющей подсистемы).
  3. Заполнение форм паспорта, получение необходимых данных: работа с документами, анкетирование, интервьюирование .

«Информационный массив» социального проектирования. Одной из главных категорий социального проектирования является понятие «информационный массив», который представляется как система определенных на научной основе параметров, факторов, комплексно характеризующих объект проектирования. Среди множества источников создания «информационного массива» — материалы социологических исследований, контент-анализ периодической печати, статистические данные.

Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности — создание социальных проектов. Социальный проект как коммуникат представляет собой систему особых знаков, подобранно расположенных и связанных определенной зависимостью сознательно разработанных научно обоснованных характеристик, дающих конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. Нужно отметить, что социальный проект представляет собой прескриптивную (предписывающую) модель. В проекте отражено будущее желаемое состояние системы, которое возникает при определенных действиях людей, наличии определенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических, ценностных.

Система общих параметров проектируемого объекта. Социальный проект должен содержать систему общих параметров проектируемого объекта, характеризующих его целостность, а также систему параметров составляющих его подсистем, блоков, элементов, их связей.

Всем научно разработанным социальным проектам присуще следующее: 1) наличие таких характеристик, которые у проектируемого объекта без четкого проекта не возникают; 2) параметры, способные обеспечить реализацию социального заказа; 3) характеристики, поддающиеся построению в течение только определенного промежутка времени.

Проект будущих возможных состояний социальных систем, процессов и явлений должен соответствовать следующим условиям его разработки: он должен быть создан на научной основе, не противоречить нравственным нормам, выражать общепринятые социальные ценности и социальный заказ, быть эффективным с точки зрения реализации, не содержать противоречий, должен быть предназначен для реализации.

Социальный проект устанавливает параметры, основные характеристики развития социальных систем на ограниченный, четко определенный отрезок времени. Однако мало определить стратегически важные цели, направление развития, важно уметь выразить их в определенных показателях.

Социальный проект должен содержать информацию и соответствовать пяти основным принципам: однозначности, необходимости, полноте, непротиворечивости, оптимальности. Информация, содержащаяся в проекте, должна быть необходимой и достаточной. Количество знаковых сообщений должно быть таким, чтобы их уменьшение было недопустимым. Проекты могут быть реальными и нереальными, т. е. неосуществимыми или нереализуемыми.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *