Социальная работа в микрорайоне
Канада. Классификация методов социальной работы, сведение их в единую теорию на основе холономных и синергетичес-ких подходов предприняты канадскими исследователями социальной работы.
В основе данных подходов лежит некий универсальный научный подход, который согласно единым принципам и законам достоверно отражает явления материального мира, мира человека и общества. Теории систем, теории процессов, принципы синергетики направлены на создание новой парадигмы науки, где снимается картезианско-ньютоновское деление знания на естественно-научное и гуманитарное.
Р.Рамзей и группа ученых из Канады стремились найти новые принципы социальной работы на основе синергетической концепции Фуллера.
Под синергией Фуллер подразумевал общий охват количественных и качественных связей, которые могут быть постигнуты в данной системе. В основе его концепции лежит представление о том, что у природы существует одна наиболее экономическая система координат, минимальная структура, прин-пипы и закономерности которой характерны для всех систем любого феноменологического ряда. Такой системой, по его мнению, является тетраэдр.
Основная идея для социальной работы представлена той закономерностью, которая раскрывается в следующей логике и характерна для всех систем как мира природы, так и общества. Если знать поведение некоторых составляющих его частей, то возможно открыть наличие других частей и предсказать их поведение. Такой подход к воздействию и взаимодействию позволяет прежде всего отойти от основополагающих принципов социальной работы «личность – среда» и .среда – личность» и выбрать в качестве нового рабочего подхода принцип «я и другие».
Согласно теории Фуллера, эта установка позволяет держать в поле зрения не одну связь или доминанту, а.как минимум, шесть, которые приходится учитывать при построении концепции и системы объяснения и понимания феноменологического ряда.
Тетраэдр в качестве системы взаимосвязи социального работника и клиента предстает в этом случае моделью описания процесса помощи. В этой связи социальная работа выступает как промежуточное звено, позволяющее налаживать связи человека с миром, не отдавая предпочтения ни личности, ни среде что было свойственно при теоретических подходах в социальной работе.
При этом указанные принципы позволяют выстраивать глобальные модели социальной работы на различных уровнях: политическом, географическом, общественном, духовном, поскольку глобальный контекст можно смоделировать как изменяющуюся основу для социальной работы и ее отдельных частей .
Швеция. Попытку разработать модель единой теории социальной работы предприняли шведские ученые Г.Берлнер и Л Юнссон. Согласно их подходу, социальная работа — это прикладная наука, в основе которой лежит действие. Теория действия и аналитическое понимание социума и человека должны интегрироваться в единую теорию, позволяющую не только находить способы помощи клиенту, но и объяснять эффект, который достигается в результате терапевтической деятельности социального работника.
По мнению этих шведских исследователей, таким требованиям отвечает теория социально-психологической работы, которая и должна стать инструментом анализа и действия. Теория Берлнера—Юнссона должна включать в себя следующие компоненты:
- объяснение;
- понимание;
- инструментальный анализ;
- императивный аспект;
- способность к развитию.
Рассматривая теорию социально-психологической работы как интегративную теорию, Г.Берлнер и Л.Юнссон определяют выбор базовых теорий и решают проблемы эклектизма.
По мнению этих авторов, базовыми теориями в социально-психологической работе должны стать общая теория систем и теория психодинамики. Обе эти теории отвечают главным требованиям: объяснению и пониманию, а также являются моделями терапевтической деятельности. Общая теория систем и теория пси-ходйнамики позволяют использовать их для описания феноменов на индивидуально-групповом уровне, а также объяснять всю совокупность социальных связей, в которых находится клиент.
Эклектизм, применительно к данной концепции, рассматривается этими учеными как объединение идей и понятий, взятых из различных теорий, для образования новой теории, причем проверенное на практике понятийное целое субтеории должно отвечать требованиям, предъявляемым к анализу и помощи в практической деятельности. Именно в этом случае она соответствует философии социальной работы.
Таким образом, социальная работа в процессе становления границ ее познания претерпевает культурно-исторические изменения: расширяется практика осмысления социальных феноменов, появляются теоретические конструкты и принципы социальной работы, в процессе развития теории оформляется научная парадигма социальной работы.